«Добрый пастырь»

4/30/2010, No Comment

Из толкования святого Фомы Аквинского, священника, на Евангелие от Иоанна (Cap. X, lect. III, I-II; ed. Marietti, Roma 1952, nn. 1397-1399, pp. 261).

Иисус сказал: «Я есмь пастырь добрый». Христу естественно присуще быть пастырем. Ибо как пастырь пасет и кормит стадо, так и Христос питает верных духовной пищей, а также Своим Телом и Кровью.

Но в отличие от злого пастыря и вора, прибавляет: «добрый». Он добрый, потому что исполняет обязанности пастыря, так же как добрым солдатом называют того, кто исполняет обязанности солдата. Но поскольку Христос сказал выше, что пастырь входит дверью и что Он Сам есть дверь, а здесь говорит, что Он Сам есть пастырь, из этого следует, что Он входит Собою Самим. И действительно входит Собой, ибо являет Себя Самого и через Себя познает Отца. Мы же входим через Него, поскольку через Него достигаем счастья.

Но обрати внимание, что никто иной не является дверью, только Он Сам, ибо никто иной не является истинным светом, а только участвует во свете. «Он не был свет, - сказано об Иоанне Крестителе - но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете». О Христе же сказано: «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека». Поэтому никто не может сказать о себе, что он дверь: Христос сказал это только о Себе. Иным же Своим членам Он дал возможность участвовать в пастырском служении, поскольку и Петр и другие апостолы были пастырями, а также все хорошие епископы. «Дам вам пастырей по сердцу Моему».

Хотя предстоятели Церкви, будучи ее чадами, все должны быть пастырями, как говорит святой Августин, однако Христос здесь говорит в единственном числе: «Я есмь пастырь добрый», дабы явить силу любви. Ибо никто не может быть пастырем добрым если любовью не соединится со Христом и не сделается частью тела истинного Пастыря.

Любовь есть обязанность доброго пастыря, поэтому Он говорит: «Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец». Ибо надлежит знать, что существует разница между добрым и злым пастырем: добрый пастырь заботится о благе стада, а злой, о своем собственном. Об этой разнице вспоминает пророк: «Горе пастырям, которые пасут себя самих! не стадо ли должны пасти пастыри?» Итак, тот, кто пользуется стадом только для того, чтобы пасти самого себя, не есть добрый пастырь. А добрый пастырь претерпевает много трудов, в том числе и телесных, ради стада, о благе которого печется. Поэтому говорит: «Я томился днем от жара, а ночью от стужи».

Однако, духовное спасение стада более важно, чем телесная жизнь пастыря, поэтому, если спасению стада угрожает опасность, каждый духовный пастырь должен отдать свою телесную жизнь ради спасения стада. Именно об этом говорит Господь: «пастырь добрый полагает жизнь свою», то есть жизнь телесную, «за овец» из-за своей власти и любви. Ибо необходимо и одно и другое: чтобы имел над ними власть и чтобы их любил. Одно без другого не достаточно. Христос оставил нам пример сего учения: «Если Он положил за нас жизнь Свою, то и мы должны полагать души свои за братьев».

Перевод: о. Юрий Дорогин ОР

No Comment

Отправить комментарий