27 ноября

11/28/2010, No Comment

Вспоминаем блаженную Маргариту Савойскую, монахиню

История одной маркизы

Однажды прекрасным летним вечером в своей маленькой келейке молилась монахиня. Её большие карие глаза устремились на распятье, висящее на каменной стене. По нежным щекам катились слезы, переливаясь разноцветными искрами в свете догорающей свечи. Руки монахини судорожно перебирали деревянные чётки, а хрупкое тело изнемогало после долгих послушаний и непрестанной молитвы. Глаза женщины медленно закрывались, и она сама не заметила, как заснула на холодном каменном полу.

И в этот вечер посетил монахиню дивный сон: в ярком, неземном свете явился ей Сам Христос. Он милостиво взглянул на свою невесту и протянул монахине три стрелы со словами: «Эти стрелы — испытания, которые предстоит пройти тебе во время земной жизни: клевета, гонения и болезни. Какое испытание, какую стрелу ты выберешь, дабы обрести жизнь вечную?» Монахиня в изумлении затаила дыхание, а после тихо произнесла: «Я желаю пройти через все эти испытания, быть раненой всеми тремя стрелами». После таких слов дивное видение закончилось, и монахиня пробудилась ото сна. Она снова с любовью взглянула на распятье, освещённое тусклым светом. Женщина понимала, что её непростая до сих пор жизнь станет ещё сложнее, однако она с радостью возблагодарила Бога за то, что сможет понести новые тяготы ради Христа…

Рождение и детство

1390 год стал значимым для семьи принца Амадея Савойского и его жены Екатерины, проживавших в те времена в городе Пинероло. Принц Амадей был синьором итальянской провинции Пьемонт, а также его семья носила титул принцев княжества Ахейя. Богатая и знатная семья, однако, потеряла в браке уже двоих детей, и супруги молили Бога даровать им ребёнка. Милосердный Господь услышал молитвы Амадея и Екатерины.

Город Пинероло

В 1390 году (по некоторым данным в 1382 году) на свет появилась милая девочка, которая при крещении получила имя Маргарита. Немного позднее в семье Амадея и Екатерины родилась ещё одна дочь — Матильда. Детство в доме богатейших дворян Италии было ярким и беззаботным. Девочки росли в роскоши, получали начальное образование и свои первые знания о Боге. Однако в те светлые годы своей жизни сестры и не думали о том, какие испытания им предстоит пережить в будущем, а каждая из них пойдёт своим путем по дороге в Вечность.

Другая семья

Тяжёлые испытания не заставили себя ждать долго: скончалась мать семейства — Екатерина, а затем, в 1402 году, отошёл в мир иной и принц Амадей. Юные сестры остались круглыми сиротами, с большой скорбью переживая кончину родителей. Попечение над Матильдой и Маргаритой взял их дядя — синьор Пьемонта Людовик. Почти до самой кончины принц Амадей вёл борьбу с Теодором II — маркизом Монферрато из династии Палеологов. Монферрато — одна из областей региона Пьемонта, синьоры которого постоянно вели войну за территорию и сферу влияния. Однако перед смертью принц Амадей примирился со своим соперником — Теодором.

Монеты, отчеканенные по повелению Теодоро

Приемник Амадея, его брат Людовик, боялся за то, что хрупкий мир между их областями может разрушиться, и в качестве подтверждения своих намерений надолго примириться с Монферрато, он приказал своей племяннице, Маргарите, над которой Людовик взял попечительство, выйти замуж за Теодоро. Несчастная девочка поначалу не желала этого брака, она в те годы была ещё совсем юной. Однако строгий дядя не собирался спрашивать её желания, объяснив своё решение необходимостью, которая нужна была для восстановления мира.

Замужество

В 1403 году юная Маргарита вышла замуж за Теодоро, маркиза Монферрато. Свадьба была пышной: полные изысканных блюд столы, весёлые гости из самых знатных семейств страны, прекрасная музыка, дорогие подарки и невеста в платье необычайной красоты. Однако мало кто видел за шелковой вуалью на щеках девочки слезы. Между Маргаритой и Теодором было немного общего: Теодор отличался грубостью, бесцеремонностью; Маргарита же напротив имела доброе, нежное сердце. Маркиз Монферрато притом был на 27 лет старше своей избранницы и потерял до 1403 года двух жён: Аргентину Луниджану (умерла в 1387 г.), а затем Иоанну Барскую (скончалась в 1402 г.), от которой у него было трое детей.

Практически сразу после свадьбы, которая состоялась в городе Пинероло, Теодоро приказал юной жене собираться в путь. На несколько лет супруги поселились в Генуе, куда Теодоро пригласили по важным государственным делам. Несчастная Маргарита совершенно не чувствовала любви со стороны мужа: он был холоден как к юной супруге, так и к своим детям от второго брака.

Город Генуя

Потому Маргарита, стараясь смириться со своей тяжёлой судьбой, все больше стала задумываться о промысле Божьем. Она много времени уделяла молитве и чтению Священного Писания, помогала больным и нищим, а также не забывала про воспитание своих приёмных детей.

В 1403 году одна из дочерей Теодоро, Сибилла, умерла от болезни, и потому на Маргариту легла ответственность лишь за двоих детей мужа: Джанджакомо и Софию. Юная маркиза стала для них настоящей, любящей, заботливой матерью, которая всегда относилась к пасынку и падчерице как к собственным детям.

Так, постепенно адаптируясь к семейной жизни, Маргарита провела несколько долгих лет.

Новые потрясения

1411 год стал трагическим для Генуи, где в этот момент жили маркизы Монферрато. Город поразила эпидемия чумы, которая забрала жизни многих людей. В это страшное время юная принцесса Маргарита проявила великое милосердие к болящим: она ходила в госпиталя, где лечились заражённые, и ухаживала за страждущими.

Дворянка из знатного рода, жена влиятельного маркиза перевязывала загноившиеся язвы, подбирала на улицах города больных, стараясь облегчить их страдания.

Порой Маргарита ночами сидела у кровати умирающих, накладывала компрессы и старалась накормить истощённых пациентов госпиталей. Спустя несколько месяцев страшная эпидемия подошла к концу, а горожане возблагодарили Бога за окончание тяжёлого испытания.

Вскоре синьор Теодоро и его юная супруга переехали в Монферрато, где принцесса Маргарита продолжала заниматься благотворительностью, воспитанием приёмных детей, которые к тому времени искренне полюбили свою мачеху, заменившую им родную мать.

Первые шаги в Орден

Казалось бы, невозможен тот факт, что маркиза из знатного рода когда-либо станет скромной монахиней, однако расскажем об этой удивительная истории с самого начала. Однажды в Монферрато пришёл с проповедью Викентий Феррери — знаменитый доминиканский монах-проповедник. Святой Викентий несколько месяцев проповедовал Слово Божие в различных церквях Монферрато. Одну из таких проповедей услышала юная маркиза Маргарита.

Пламенные слова о служении Богу глубоко тронули нежное сердце принцессы. В тот момент Маргарита впервые серьезно задумалась о монашеском пути, к которому давно стремилась её душа. Однако маркиза была замужем и считала себя ответственной за воспитание приёмных детей.

Потому Маргарита ещё более углубила свои подвиги ради Христа: непрестанно молилась Господу, помогала нищим, больным и обездоленным, заботилась о воспитании детей мужа. Однако принцесса не подозревала, что вскоре её жизнь изменится навсегда…

Молодая вдова

Спустя 15 лет брака, в 1418 году, маркиз Теодор тяжело заболел. Жизнь, полная тревог и волнений, постоянные участия в конфликтах между итальянскими государствами ослабили здоровье уже немолодого синьора Теодора. 1418 год стал для маркиза последним: спустя несколько месяцев болезни Теодор скончался. Маргарита, которой к тому времени было всего 28 лет, осталась вдовой.

Своих детей у принцессы не родилось, и она после смерти супруга пожелала посвятить себя служению Господу. Однако Джанджакомо, сын маркиза Монферрато, не мог ещё в полной мере взять на себя обязанности своего отца, став достойным наследником, способным принимать важные решения.

Потому Маргарита посчитала своим долгом помочь пасынку адаптироваться к новому положению, а также она хотела устроить судьбу своей падчерицы Софии, об этом подробнее поговорим чуть позже.

Несколько лет Маргарита фактически была регентом для своего пасынка и мудро управляла маркизатом Монферрато.

Мачеха и падчерица

Стоит обратить отдельное внимание на отношение Маргариты с её приемными детьми, потому поговорим немного о судьбе отпрысков маркиза Монферрато. Что касается Джанджакомо, впоследствии он стал достойным наследником своего отца, Теодоро, и сделал многое для процветания маркизата. Джанджакомо всегда поддерживал прекрасные отношения с мачехой. Что же касается дочери Теодоро, Софии, её судьба заслуживает особого внимания.

Когда Маргарита стала женой маркиза Монферрато, юной Софии было всего 4 года. Многие из нас знают немало историй, в которых мачеха жестоко или холодно относилась к своими падчерицам и пасынкам. Однако подобное не произошло в этой истории: Маргарита всегда относилась к детям мужа, как к собственным, хотя и сама была ненамного старше их.

Между Маргаритой и Софией сложилась особая духовная связь. С юных лет мачеха учила падчерицу не только различным наукам, которые знала, правилам этикета и пониманию искусства. Отдельное внимание Маргарита обращала на духовное воспитание Софии, рассказывая ей о Боге и святых, читая с девочкой Священное Писание, посещая богослужения. Как и Маргарита, София слышала проповеди фра Винченцо Феррери, а душа юной девицы возжелала монашеской жизни. Однако девушку ждала иная дорога. Её отец, когда Софии было всего 6 лет, решил сосватать её богатому и знатному герцогу Филиппо Мария Висконти (о нем подробнее поговорим ниже). Однако позже Теодоро понял, что Филиппо человек жестокий и своенравный, потому помолвка не состоялась. Тогда, незадолго до своей кончины, маркиз принял решение: помолвить дочь с будущим императором Византии Иоанном VIII Палеологом, так как Теодоро сам происходил из этой династии.

Девушка не желала подобного брака, как и её мачеха, однако согласия Софии никто не спросил, и помолвка состоялась. Уже после смерти маркиза Монферрато, в 1421 году, девушка по договорённости с Византийским двором, должна была ехать в далёкий Константинополь, чтобы выйти замуж за царевича Иоанна. Маргарита с огромной скорбью простилась с несчастной падчерицей, которая вынуждена была покинуть родную страну.

Иоанн VIII Палеолог

В 1421 году состоялась пышная свадьба Софии и Иоанна. Венчание проходило в храме Святой Софии Премудрости Божьей по православному обряду. Перед венчанием Иоанн послал прошение папе Мартину V о том, чтобы София смогла перейти в православие, на что папа ответил положительно. Все византийцы восхищались прекрасной свадьбой Иоанна и Софии, однако будущее девушки не было радужным.

Иоанн быстро охладел к молодой супруге: он желал видеть около себя весёлую, ищущую мирской славы и утех девицу под стать себе. София же была скромного нрава, кроткая и благочестивая. Девушка непрестанно молилась Господу, строго соблюдала посты, терпеливо выстаивала долгие православные богослужения, занималась благотворительностью.

При дворе часто смеялись над молодой супругой Иоанна за добродетельную жизнь девушки даже после того, как последний стал императором, а его жена — императрицей.

В конце концов Иоанн решил отправить жену подальше от себя в заброшенный дворец на окраине Константинополя. Официально супруги не могли развестись, и девушке некоторое время приходилось смиряться со своей тяжёлой судьбой.

Однажды, когда терпение Софии достигло грани, девушка решилась на отчаянный поступок: взяв с собой лишь необходимые вещи, она бежала из Константинополя. Иоанн не сильно расстроился и велел не останавливать супругу, а позже женился на Марии Трапезундской. София же с трудом добралась до Монферрато. Её здоровье от постоянных насмешек, грубости мужа сильно пошатнулось. Однако девушка не оставила своей добродетельной жизни, всегда помня то, чему учила её мачеха. София скончалась совсем молодой, в 1434 году, и была похоронена в Монферрато.

Константинополь

Монахиня в миру

Вернемся к истории маркизы Маргариты. Два долгих года, с 1418 по 1420, Маргарита исполняла обязанности регента и управляла Монферрато. Однако, когда Джанджакомо наконец был готов взять на себя ответственность за правление маркизатом, принцесса поняла, что смело может посвятить свою жизнь служению Господу.

В Альбе маркизы Монферрато владели красивой усадьбой на окраине города в тихом, живописном месте.

Туда и решила отправиться Маргарита вместе с несколькими подругами из высшего общества, чтобы в Альбе вступить в Третий Орден Доминиканцев и в уединении, молитвах и помощи нищим провести остаток жизни.

Однако перед уходом из блестящего мира Маргариту ждало неожиданное событие…

Город Альба

Отвергнутое предложение

Весть о том, что молодая, красивая принцесса и маркиза осталась вдовой быстро распространилась по Италии. Её руки хотели просить многие богатые и знатные дворяне, однако первым сделать подобное предложение решил герцог Милана — Филиппо Мария Висконти. Он был неплохим правителем своих владений. Но имелись у герцога и недостатки: Висконти страдал психическим заболеванием, которое проявлялось параноидальным синдромом (это совокупность симптомов, сопровождающаяся бредовыми идеями: ошибочными убеждениями, которые воспринимаются больным за правду и в чем сложно переубедить человека). Для Филиппо был характерен бред ревности, что погубило не одну судьбу. Из вышесказанного мы знаем, что Висконти сватался к падчерице Маргариты – Софии, однако на этом его желание жениться не угасло.

Герцог Филиппо Мария Висконти

Синьор Филиппо в конце концов женился на некой дворянке Беатриче — красивой молодой вдове. Беатриче была активной женщиной и желала принимать участие в управлении герцогством, о чём часто намекала мужу.

Однако Филиппо такая инициатива супруги не пришлась по душе. Вначале Висконти подозревал жену в том, что она хочет его убить, дабы завладеть всем герцогством.

Позже Филиппо обвинил супругу в измене. Неизвестно, спровоцировал ли Висконти поступить подобным образом бред ревности или же это был коварный план, чтобы избавиться от инициативной супруги, так или иначе Беатриче обвинили в прелюбодеянии с неким слугой Микеле.

Беатриче – супруга герцога Филиппо Висконти

Несчастную женщину заточили в подвал замка города Бинаско. Герцогиню долго пытали с целью выбить у неё признание в измене мужу, однако женщина какое-то время не признавалась.

После нескольких недель жизни прикованной цепью к стенам холодной камеры мрачного замка, изнуряющих пыток в подземелье, Беатриче оклеветала себя, признавшись в измене. Герцогиню казнили вместе с мнимым любовником в замке Бинаско через обезглавливание.

По мнению некоторых историков, коварный план по избавлению от Беатриче помогла Филиппо разработать дворянка Аньезе дель Майно — фрейлина Беатриче и тайная любовница герцога. Так печально закончилась жизнь молодой герцогини, а спустя долгие годы несколько улиц в городе Бинаско были названы её именем. Коварная Аньезе надеялась стать законной женой Филиппо, однако по какой-то причине герцог не женился на дворянке, хотя позже она родила ему двух внебрачных детей.

После казни своей жены, в 1418 году, Филиппо принялся искать новую спутницу жизни.

Спустя два года поисков глаз герцога пал на молодую, красивую и богатую вдову маркиза Монферрато — Маргариту.

Однажды утром, когда маркиза, собрав только необходимые вещи, одевшись в скромное платье, собралась уезжать в город Альбу, чтобы там дать обеты терциарки Ордена Доминиканцев и посвятить свою жизнь Господу, к дому Маргариты в богатой карете подъехал герцог Филиппо. Он учтиво поклонился принцессе, преподнося ей дорогие подарки, и стал просить её руки. Висконти был человеком прямым и не терпящим отказа.

Однако, вопреки ожиданиям герцога, Маргарита отказала Филиппо, сказав, что хочет только монашеской жизни и не желает вступать более в брак.

Герцог разгневался, бросил под ноги уходящей Маргариты привезенные в подарок украшения, и крикнул ей в след: «Ты ещё пожалеешь!»

Третий орден

Вопреки гневу Филиппо, Маргарита уехала в город Альбу с несколькими подругами из высшего общества, где женщины раздали свои многочисленные украшения — серьги с бриллиантами, золотые колье и диадемы — нищим и нуждающимся. Дворянки выбросили платья из шёлка и других дорогих тканей, одевшись в грубую одежду, подобную монашеской, покрыв свои пышные волосы велонами. Женщины там же, в Альбе, в местном доминиканском монастыре дали обеты терциариев, став частью Ордена.

Маргарита была теперь по-настоящему счастлива: мечта принцессы сбылась.

После вступления в Орден, маркиза и её подруги, теперь уже сёстры во Христе, ещё более углубились в подвигах ради Господа: женщины регулярно посещали богослужения, непрестанно молились, исполняя монашеские правила, творили дела милосердия, помогая бедным, больным и обездоленным.

По некоторым данным, именно в это время, Маргарита удостоилась видения Христа, о котором писалось в начале истории.

Так, в трудах, молитвах и служении ближним тихо проходила жизнь Маргариты, однако маркизу ждали новые перемены.

Строительство обители

Долгие годы прожила Маргарита в усадьбе города Альбы как терциарка Доминиканского Ордена. Однако община сестёр, которые желали разделить подвиги маркизы, росла, и Маргарита решилась на очень важный шаг: строительство настоящего монастыря сестёр-доминиканок. Разрешение на основание обители маркиза получила не сразу: только в 1445 году, спустя 25 лет после вступления Маргариты в Третий Орден, был заложен первый камень фундамента нового монастыря. Обитель решили построить с уже рядом существующей церковью в честь Марии Магдалины, которую пожаловал своей мачехе Джанджакомо для того, чтобы она могла молиться там вместе с сёстрами из Третьего Ордена.

церковь св. Марии Магдалины

Ещё в XIII веке около этой церкви был основан монастырь Ордена Антонианцев, однако спустя несколько десятков лет обитель прекратила свое существование, и на месте старого монастыря теперь развернулось строительство доминиканской обители.

Работы во всех монастырских зданиях были окончены в 1450 году, однако ещё до завершения строительства обители сёстры Третьего Ордена во главе с Маргаритой уже поселились в стенах нового монастыря.

Церковь св. Марии Магдалины (интерьер)

1450 год стал знаменательным для маркизы Маргариты: она и её сестры во Христе получили разрешение перейти из Третьего Ордена во Второй — Орден монахинь-затворниц. Это событие было ещё одним счастливым моментом в жизни маркизы Монферрато.

Однако три испытания, про которые говорил Христос в видении Маргариты — клевета, гонения и болезни, ждали монахиню впереди…

Блаженная Маргарита Савойская (гравюра)

Три стрелы

Спустя некоторое время после чудесного явления Христа Маргарите, маркиза начала часто болеть. Стрела болезней поразила принцессу первой.

Этому способствовали её суровые подвиги ради Господа: строгий пост, ночные бдения в молитве, непрестанные труды по благоустройству новой обители.

Маргарита на глазах у сестёр слабела, была бледной и исхудавшей. Некогда красивое лицо принцессы покрылось мелкими морщинами, а под глазами появились огромные синяки.

Однако теперь уже внешняя, телесная красота не интересовала Маргариту, и она ни на мгновение не собиралась отступить от своих подвигов.

О слабом здоровье Маргариты быстро пошли слухи по городу и его окрестностям: судьба некогда знатной особо очень интересовала окружающих. Дошёл слух и до отвергнутого маркизой герцога Филиппо Висконти.

Прошло уже немало лет с того времени, когда Маргарита отказала в браке герцогу.

Однако озлобленный Филиппо, несмотря на то что уже женился снова, не собирался прощать Маргарите подобную дерзость. Вначале Филиппо просил папу Мартина V, дабы тот запретил маркизе вступать в монастырь, а её обеты признал недействительными.

После отказа папы спустя несколько лет герцог стал распространять в округе сплетни о том, что Маргарита на самом деле ведёт распутный образ жизни, а строительство монастыря — это лишь внешняя показуха. Якобы этот образ жизни и погубил здоровье маркизы.

Эти слухи не сильно подействовали на общество, ведь многие приходившие в обитель люди знали, что Маргарита — святой человек.

Герцог Филиппо Мария Висконти

Тогда Филиппо, видя безуспешность своей клеветы, придумал новую ложь, чтобы опозорить маркизу: герцог распустил слух, якобы Маргарита жестоко обращается со своими сёстрами во Христе, накладывая на них непосильные послушания. Однако и эта клевета не имела успеха, так как Маргарита была человеком милосердным и не стала бы жестоко поступать с кем-либо. Отчаянный герцог решился на самый крайний шаг… Злобный Филиппо был уверен: эта клевета навсегда сломает жизнь Маргариты.

Блаженная Маргарита с тремя стрелами (мастерская братьев Кабрера)

Жестокая клевета

В те далёкие времена на территории Италии была распространена ересь вальденсов. Приверженцы её считали, что Церковь должна полностью отказаться от какого-либо имущества, жить в крайней бедности, не имея крова над головой. Однако главной проблемой этого учения было то, что вальденсы имели дерзость толковать Священное Писание так, как им хотелось, а не согласно традиции Церкви. С ересью вальденсов шла активная борьба со стороны служителей Церкви и светских властей. Именно в этой ереси решил обвинить Маргариту и сестёр основанного ею монастыря герцог Филиппо. Когда слух о том, что обитель Санта-Мария-Магдалина — рассадник ереси вальденсов, распространился в Альбе и за его пределами, монастырем заинтересовались церковные и светские власти города. Первым в распространении учения вальденсов в обители обвинили духовника сестёр монастыря: одного из отцов обители доминиканцев в городе Альбе, который служил монахиням Санта-Мария-Магдалина.

Однажды вечером во время мессы в монастырь ворвались вооружённые люди. Они бесцеремонно схватили несчастного священника, связали ему руки и поволокли за собой в темницу местного замка. Монаха бросили в тёмный подвал и начали подвергать жестоким пыткам, дабы тот сознался в ереси.

Однако священник героически держался, не оклеветал ни себя, ни сестёр обители. Монахиня Маргарита очень переживала за духовника монастыря и желала ему как-то помочь. Собравшись с силами, Маргарита покинула затвор монастыря, вышла за клаузуру, что не разрешено монахиням закрытых женских обителей, и отправилась в замок просить освобождения духовника.

В замке Маргариту приняли грубо и бесцеремонно, не допустив побеседовать с властями города.

Когда же монахиня попыталась уговорить стражников впустить её в темницу замка хотя-бы увидеться с духовником обители, тюремщики с грубой силой закрыли тяжелую дверь прямо перед Маргаритой да так, что её рука попала под косяк двери, и монахиня получила тяжёлый перелом кисти.

Истекая кровью, Маргарита прижала больную руку к себе. По щекам несчастной монахини катились слезы от боли и чувства жалости к своему духовному отцу.

Наконец Маргарита без сил упала у ворот замка, потеряв сознание. Сестры обители отыскали свою самоотверженную настоятельницу и принесли в монастырь. Маргарита очень долго лечила свою травмированную руку и до конца жизни она плохо ей владела. Судьба же духовника монастыря неизвестна.

Окончание раскола

После смерти герцога Филиппо, который умер в возрасте всего 58 лет, слухи о Маргарите стали утихать.

Однако монахиню ждала другая, намного более важная, чем терпение клеветы от окружающих, миссия.

Великий Западный (Авиньонский) Раскол официально закончился на Вселенском Соборе в Констанце (1414-1418), когда трое действующих пап были низложены, а 11 ноября 1417 года был избран Мартин V (1417-1431). Не признавший Констанцского Собора и отлучённый им от Церкви авиньонский антипапа Бенедикт XIII оказался в полной изоляции. После его смерти назначенные им кардиналы ещё несколько лет выбирали новых антипап (даже точный список их неизвестен), не признанных ни одним государством. Но после смерти Мартина V произошла попытка рецидива раскола.

На Базельском Соборе (1431-1449) новым антипапой был избран Амадей VIII Савойский — кузен Маргариты.

Когда в 1439 году ему предложили занять папский престол, Амадей поначалу отказывался, ведь он был далек от религиозной жизни и плохо разбирался в теологии. Однако по настоянию дворян и служителей Церкви, поддерживавших раскол, Амадей принял сан папы, под именем Феликс V.

Феликс V (последний антипапа в истории Церкви)

Маргарита была очень опечалена решением кузена. Она решилась отговорить его от поддержания раскола Церкви. Долгие годы маркиза беседовала с кузеном, стараясь направить его на путь истины. И, наконец, в 1449 году Феликс официально отказался от папской тиары в пользу избранного в 1447 году папы Николая V. За этот смелый поступок папа Николай удостоил награды герцога Савойского, ведь его решение положило конец расколу. А монахиня Маргарита возблагодарила Бога за то, что Церковь Христова снова стала единой.

Последние годы жизни и кончина

Несмотря на все испытания, которые пришлось перенести, монахиня Маргарита добилась всего, о чём мечтала в юности: она стала монахиней, построила прекрасную обитель, всей душой послужила Христу.

После окончания строительства монастыря, Маргарита стала инициатором основания госпиталя Санта-Мария-дель-Анджели.

Там монахиня вместе с сёстрами обители ухаживала за больными, лечившимися в госпитале. Маргарита, некогда знатная принцесса и маркиза, не призирала обездоленных, бедных и больных.

Она сама, становясь на колени, омывала сбитые в кровь ноги нищих, которые приходили просить помощи в монастырь или госпиталь. Монахиня подолгу сидела у постели больных, стараясь чем-то послужить им, облегчить их страдания.

Нужно заметить ещё одну важную особенность: Маргарита принимала в стены своей обители не только девушек с приданным, как это было принято в те времена, но и девиц из бедных семей, которые очень хотели послужить Господу в монашеской жизни. Маргарита говорила: «Главное не то, есть ли у девушки приданное, но есть ли у неё призвание». К сожалению, обитель Санта-Мария-Магдалина сегодня не действует, осталась лишь церковь этого монастыря. Однако до конца своего существования (монастырь закрыли в XIX веке) этот принцип строго соблюдался.

Пройдя долгий, полный скорбей, клеветы, гонения и болезней жизненный путь, монахиня Маргарита мирно скончалась 23 ноября 1464 года в возрасте 74 года. Перед смертью она собрала всех сестёр обители к себе в келью и, сказав им нежно последние слова наставления, благословила их, а потом с молитвой на устах отошла ко Господу в Вечные обители.

Монахиню похоронили у церкви построенной ею обители, а позже нетленное тело блаженной перенесли в церковь Санта-Мария-Магдалина, где реликвии блаженной маркизы находятся по сей день. Монахиню стали почитать как святую сразу после её кончины, особенно в Альбе, да и в других городах Италии.

Реликвии блаженной Маргариты Савойской

В 1566 году святой папа Пий V, который некогда был настоятелем доминиканского монастыря в Альбе, разрешил почитание Маргариты Савойской в этом городе. А папа Климент IX торжественно причислил ее к лику блаженных 9 октября 1669 года, установив память о ней 27 ноября для всего Доминиканского Ордена, который в настоящее время также отмечается в некоторых епархиях Пьемонта. Церковь же отмечает ее воспоминание 23 ноября, в день ее рождения на небесах.

Блаженная Маргарита Савойская прошла через долгую, полную сложностей жизнь. Примером своих подвигов Маргарита даёт нам образец многих христианских добродетелей. Не раз христианские идеологи прославляют в женщине такие добродетели, как скромность, смирение, послушание.

Однако разве не стоит обращать внимание на мужество, целеустремленность в благих делах, твёрдость и решительность? Если бы блаженная Маргарита не обладала подобными добродетелями, то не смогла бы перенести все испытания, данные ей для спасения души.

Что могла бы сказать блаженная Маргарита современной женщине в такое непростое время, какое напутствие дать на пути ко спасению? Не отступай и никогда не отчаивайся!

Блаженная принцесса Маргарита,

Прекрасная и нежная душа.

Моли о нас, святая, Христа Бога,

Чтоб мы смогли взойти на Небеса…

Молитва

Боже, Ты побудил блаженную Маргариту обратиться от высокомерия королевского двора к смиренному следованию за Тобою. Соделай, чтобы по ее примеру, мы отвергнув мирские наслаждения прильнули сердцем к радостям небесным, и возлюбив Твой крест, преодолели все невзгоды. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живет и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков.

No Comment

Отправить комментарий