16 декабря

12/16/2010, No Comment

Вспоминаем блаж. Себастьяна Маджи, пресвитера.

Сальватико (в крещении), сын Фалько (или Фолько) происходил из знатного рода Маджи. Еще в XIII веке эта семья была одной из самых могущественных в Брешии и возглавляла партию гвельфов. К началу XV века, влияние семьи ослабло, но она все еще была знаменита. В это время, а точнее в 1414 году, и появился на свет будущий блаженный. Вероятно, он учился в Падуе, а в 1429 году, в возрасте 15 лет, поступил в реформированный монастырь Сан-Доменико в Брешии, приняв монашеской имя Себастьян.

Жизнь и деятельность Себастьяна совпали с развитием и утверждением реформаторского движения в Доминиканском Ордене, вдохновленного св. Екатериной Сиенской. Первый толчок к реформам в Италии дал Генеральный Магистр Ордена бл. Раймонд Капуанский, который между 1391 и 1393 годами способствовал восстановлению дисциплины (обсерванции) в некоторых итальянских монастырях, а в 1393 году назначил генеральным викарием итальянских реформаторов бл. Джованни Доминичи. Развитие и институционализация движения обсерванции переживали свои взлеты и падения, а одной из важных вех этой реформы было создание Ломбардской конгрегации. Себастьян со всей своей энергией вливается в это движение и его служение становится весьма плодотворным.

Церковь монастыря Сан-Доменико-ди-Брешия на фотографии 1883 года, единственная из сохранившихся

Согласно некоторым биографам, он был приором монастыря Сан-Доменико-ди-Брешия (1450-1454), в это время город был охвачен эпидемией чумы, во время которой Себастьян смог проявить всю свою благотворительность. Далее, он был приором Сан-Стефано-ди-Бергамо (1456-1460), а также субприором в реформированном монастыре Сан-Доменико в Болонье (1463-1466). В мае 1470 года он становится настоятелем монастыря Святого Луки в Мантуе, добивается присоединения к Конгрегации монастырей Санта-Мария-дельи-Анджели в Ферраре, Сан-Доменико в Модене и Сан-Доменико в Реджо. Период наиболее активной деятельности Маджи начинается в 1479-1480 годах, когда он становится приором в недавно основанном миланском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие, когда Ломбардская Конгрегация переживала свое наибольшее расширение на территории герцогства, в том числе благодаря поддержке Сфорца, и к ней присоединялись новые монастыри, принимающие реформу. Себастьян пользуется уважение и поддержкой герцога Людовико Сфорца, известного как il Moro, который просит его стать его духовником, а также его супруги – Беатриче д'Эсте.

11 ноября 1480 года, когда он все еще был настоятелем миланского монастыря, на чрезвычайном капитуле, прошедшем в Мантуе, он был назначен генеральным викарием Ломбардской Конгрегации. В должности он был утвержден 26 ноября следующего года, и оставался на этом посту до апреля 1483, когда капитул Конгрегации, собравшийся в Виченце, назначил его преемника.

Проповедь Савонаролы

Несколькими годами ранее, а именно в 1475 году в болонский монастырь поступает молодой, жаждущий более действенных революционных реформ как в Ордене, так и во всей Церкви, брат Джироламо Савонарола. Считается, что в те годы Себастьян Маджи становится его духовником, и признав его гениальность и добродетели, назначает его магистром послушников в Болонье (в 1481 г.), когда Савонароле едва исполнилось двадцать девять лет и только шесть лет монашеских обетов. Сам Маджи в это время не находился в Болонье постоянно, но мог визитировать этот монастырь в качестве генерального викария. Так или иначе, а с Савонаролой Маджи столкнется еще раз, несколькими годами позже, в качестве его судьи, назначенным папой.

Во время его первой каденции на посту викария Ломбардской Конгрегации, к ней был присоединен монастырь Санта-Сабина в Риме. В октябре 1482 года Генеральный Магистр Ордена Сальво Кассетта поручил Маджи провести реформу в миланском конвенте Сан-Эусторджо, но это вмешательство не увенчалось успехом, не смотря на поддержку герцога. Братья из Сан-Эусторджо решительно выступили против передачи их монастыря Конгрегации.

Завершив каденцию, он снова становится приором монастыря Санта-Мария-делле-Грацие, и участвует в реформе монастыря Сан-Доменико-ди-Лоди, которая, начатая в 1488 году также по инициативе самих монахов Лоди, была завершена в 1490 году при решающей поддержке Иль Моро. В Лоди он подавал пример, ходя по домам за милостыней для общины. В 1495 году, будучи приором Болоньи, он снова был призван к руководству Конгрегацией.

Именно в этот период, папа Александр VI Борджиа, своим посланием от 9 сентября 1495 года, поручает Маджи судебное разбирательство против Савонаролы с целью восстановить монастыри Сан-Марко во Флоренции и Сан-Доменико во Фьезоле в Ломбардской конгрегации, из подчинения которой их вывел Савонарола, создав Тосканскую конгрегацию.

Суд над Фра Джироламо Савонаролой, 1498

Михаил де ла Бедуайер в своей книге «Назойливый монах и своенравный папа» описывает эту ситуацию следующим образом: «… папское послание, подчеркивая личную озабоченность папы «великой и важной задачей восстановления мира во всей Италии», поручает брату Себастьяну Маджи, генеральному викарию Ломбардской конгрегации, рассмотреть и разрешить все дело. Что касается Савонаролы, то ему строго приказано в силу святого послушания и под страхом отлучения принять брата Маджи в качестве представителя папы и подчинится ему без промедления и без апелляции. (…) Следует отметить, что лично брат Себастьян Маджи не только был высокого мнения о личности Савонаролы, но и был в последствии причислен к лику блаженных. Враги Савонаролы вряд ли могли бы выбрать более справедливого судью. (…) Однако, Савонарола обжаловал выбор Маджи в качестве инспектора на том основании, что, будучи генеральным викарием Ломбардской конгрегации, он был заинтересованной стороной в споре между Сан-Марко и ломбардцами. Поэтому «мы можем без вины не подчинится Вашему Святейшеству» до «более беспристрастного расследования и ожидаемого полного оправдания всех обвинений». Это ожидание сопровождалось в ответе монаха полным выражением его готовности исправить свое поведение и отказаться от своих ошибок. (…) Даже это последнее разумно звучащее возражение не имело значения, поскольку папа (или, что более вероятно, заинтересованные чиновники) уже принял решение воссоединить Сан-Марко с Ломбардской конгрегацией, что было полностью в рамках церковных законов. Как только это воссоединение произойдет, Маджи, генеральный викарий, как канонический настоятель, станет подходящим человеком, который сможет расследовать серьезные проблемы в пределах своей юрисдикции и сообщить о них».

Себастьян Маджи ушел из жизни раньше, чем началось стремительное падение Савонаролы (12 мая 1497 года Александр VI отлучил Савонаролу от Церкви), которое закончится его казнью во Флоренции 23 мая 1498 года.

Несмотря на болезнь, блаженный Себастьян настоял на том, чтобы провести очередную визитацию своей Провинции. Болезнь заставила его остановиться в монастыре Санта-Мария-ди-Кастелло в Генуе. Он посещал этот монастырь раньше, в качестве генерального викария, и имел возможность встречаться со святой Екатериной Фиески Адорно (св. Екатерина Генуэзская, 1447-1510), исповедником которой он был. Прибыв в Геную в последний раз, Блаженный сказал своим братьям, что это будет место его вечного упокоения. Так оно и случилось, когда Бог призвал его к Себе 16 декабря 1496 года. Ему было уже 82 года.

Церковь Санта-Мария-ди-Кастелло

Большую часть своей жизни он провел в качестве настоятеля многих монастырей и дважды был викарием всей конгрегации. Но каким настоятелем он был? Он желал, чтобы его подчиненные видели в нем отца, и к таковым был снисходителен и добр, но, когда собратья относились к нему, как к настоятелю, он становился очень суровым. Леандро Альберти, который вероятно, имел возможность встретится с ним в Болонье в 1495 году, вспоминал его как «мужа, украшенного некой сладостной благостью, кротостью и добротой, честного, справедливого и святого… он почил, исполненный добрых дел».

Он был похоронен в церкви Санта-Мария-ди-Кастелло. В 1797 году его останки, найденные нетленными, были перенесены в новый алтарь. Репутация святости и свидетельства чудес привели к инициации судебного процесса, который начался в 1753 году и увенчался утверждением культа папой Климентом XIII 15 апреля 1760 года. День его памяти отмечается 16 декабря, а в епархии Брешии его поминают 7 ноября.

Молитва

Боже, Ты соделал блаженного Себастьяна великолепным учителем истины и евангельского совершенства. Соделай, чтобы по его примеру мы следовали путем совершенной любви и черпая силы для духовной жизни в покаянии, и так вошли бы в Твою славу и жизнь вечную. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живет и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков.

No Comment

Отправить комментарий