10 июня

6/10/2010, No Comment

Вспоминаем блаж. Иоанна Доминичи, епископа

Флоренция... Далёкий XIV век... Сколько важнейших исторических событий случилось в это время здесь: знатные граждане устраивали пышные приёмы в богатых дворцах, в их золотых лорцах хранились несметные богатства, за широкими стенами дворянских усадеб плелись коварные интриги, менявшие судьбу государства каждый день. Однако богатая, наполненная сокровищами и произведениями искусства, Флоренция знакома каждому туристу, да и просто любителю поинтересоваться историей итальянских городов. А в сегодняшнем путешествии мы свернём немного с богатых улиц старинного города и окажемся в кварталах для бедных далёкого XIV века. Узенькие улочки, маленькие каменные дома с низкими потолками, постоянный шум и неприятный запах — всё это было будто бы унылым фоном для жизни бедных людей Флоренции. Несчастные жители подобных кварталов по-сути не имели богатого, счастливого и обеспеченного будущего. Они были обречены вечно и беспрестанно трудиться до конца своих дней, чтобы обеспечить себя и своих детей.

Волей нелёгкой судьбы в эту юдоль печали попала и молодая, красивая женщина Паола Зорци. Она осталась совсем одна в жестоком мире: родители женщины давно скончались, родственники жили далеко, а горячо любимый муж недавно умер от неизвестной болезни. Когда-то Паола и её супруг, Доминико, занимались торговлей шёлком. Бизнес не всегда приносил достойный доход, однако средств хватало, чтобы семья могла существовать безбедно. Но скоропостижная кончина Доминико изменила положение его семьи: жена не смогла достойно управлять бизнесом, ей пришлось влезть в огромные долги, из-за чего Паола продала немалый дом и хозяйство, переселившись в район для бедняков. А спустя месяц женщина родила милого мальчика — сына, в котором она видела опору и поддержку в будущем. Однако Паола не могла и представить, какую необычную судьбу предложит Бог этому хрупкому мальчику.

Детство и юность

Джованни, так назвали малыша при крещении, родился в 1355 году во Флоренции. И, на удивление своей матери и близким, с ранних лет он был очень набожным и богобоязненным человеком. Мальчик почти целый день мог провести в молитве, при этом успевая трудиться физически в помощь матери. Близкие Джованни вспоминали: когда кому-то нужно было поговорить с ним, а дома мальчика не оказывалось, Паола посылала этих людей в церковь монастыря Санта-Мария-Новелла, со словами: "Там он проводит почти все свои дни". Действительно, Джованни очень часто посещал в детстве и ранней юности доминиканский монастырь Санта-Мария, и монашеская жизнь стала настоящей мечтой для кроткого и чуткого мальчика. И в 15 лет юный Джованни решил сделать свой первый шаг к монашеской жизни: сказать братьям обители о горячем желании послужить Богу в Ордене Проповедников. Но на пути юноши неожиданно встала серьёзная проблема...

Вступление в орден

Братья монастыря Санта-Мария-Новелла были готовы принять юношу в обитель, однако их остановил один недостаток Джованни: он с детства имел серьёзные нарушения речи, часто заикался, особенно при сильном волнении. Естественно, подобный недостаток мог стать серьёзным препятствием в деятельности будущего проповедника, основным предназначением которого является проповедь и общение с людьми. Поэтому братья отказали бедному Джованни в желании стать монахом в их обители. Это сильно потрясло несчастного юношу, однако он не отчаялся и продолжал молиться, прося Господа о монашеском служении. Мать юноши так же поддержала решение сына. Спустя год Джованни снова пришёл в монастырь доминиканцев со своей горячей просьбой, однако и теперь монахи ему отказали, вежливо ссылаясь на то, что Джованни не следует оставлять матерь одну, но позаботиться о ней, нежели вступить в монастырь.

И только спустя два года просьб и непрестанной молитвы, в 1372 году, насельники обители Санта-Мария-Новелла всё же решились принять в орден юного Джованни.

Чудесное исцеление

Каждый доминиканец должен обязательно начинать свой путь служения Всевышнему с долгой и кропотливой учёбы. И обучение Джованни началось во Флоренции. Братья Санта-Мария-Новелла стыдились посылать юношу учиться в другие города, так как поначалу считали его глупым невеждой из бедняков, который при том имеет проблемы с речью. Однако Джованни на удивление всем показал блестящие успехи в обучении: он обладал феноменальной памятью, быстро запоминал огромные тексты на латыни и других языках, юноша отличался ещё и уситчивостью, серьёзным отношением к учёбе.

Способного студента отправляют учиться в Пизу, затем в Париж. Однако серьёзная проблема с нарушением речи, к сожалению, не отступила от юного монаха, но с каждым днем всё более усиливалась.

С помощью медицины данную проблему решить было невозможно в те далёкие времена, и поэтому юноша решил просить милосердия у Бога. Молитвенную поддержку юному монаху оказала и св. Екатерина Сиенская, которую Джованни не раз просил о молитве и мудром совете.

И Господь услышал мольбы своих служителей: Джованни постепенно чудесным образом стал смело и чётко говорить, а со временем юноша совершенно перестал заикаться. Теперь свои знания и чувство любви ко Христу монах мог смело вылить не только в письменных трудах, но и пламенных проповедях, на которые приходили множество людей.

Долгие годы служения

В 1380 году фра Джованни, наконец, был рукоположен в священники. К тому времени молодой монах был уже достаточно образованным проповедником, и потому ему была поручена важная миссия: Джованни был назначен профессором в университете Венеции и занимал этот пост долгие 12 лет. Позже фра Джованни удостоился стать настоятелем обители Санта-Мария-Новелла, где и начался когда-то его монашеский путь.

В 1392 году на плечи монаха была возложена ещё более сложная обязанность: он был назначен провинциальным викарием римской провинции Ордена Проповедников. Это было непростое время для доминиканцев, поскольку орден понес большие потери из-за страшной эпидемии чумы. Например, монастырь в Венеции потерял 77 монахов за несколько месяцев. Фра Джованни всеми силами помогал монастырям восстановить утраченные силы после серьёзного потрясения и привлечь новых насельников. Брат Джованни стал одним из основателей монастырей строгого соблюдения в Венеции (1394 г.) и Фьезоле (1406 г.). Именно в последнем около 1407 года в Орден вступили талантливые художники, родные братья Джованни и Бенедетто. Позже Джованни будет известен как Фра Анджелико, который оставил нам множество своих прекрасных творений в различных монастырях Италии.

Неприемлимые идеи Возрождения

Основной период деятельности фра Джованни пришелся на непростое время для христианства в Европе. Наступала Эпоха Возрождения: в Италии распространенялась идея повторного открытия искусства и классической культуры древности; бунт против формализма средневековой схоластики и новое открытие греческой и латинской культуры. Всё это несло с собой опасности для Церкви и её учения, что, к сожалению, пошатнуло веру многих образаванных людей, боровшихся за пустые идеи этой эпохи. Джованни остро ощущал эти опасности и энергично боролся с ними своими сочинениями, пламенными проповедями, но в то же время он сам заинтересовался искусством как художник: монах иллюстрировал хоровую книгу своего монастыря изысканными миниатюрами, хотя ранее он не занимался подобным видом искусства. Блаженный написал два важных воспитательных трактата, «Lucula noctis» и «Правила управления семейной заботой», а также аскетический труд «Трактат о любви», что стало своеобразным ответом фра Джованни на учение поклонников Возрождения.

Констанцский Собор и его последствия

В 1406 году фра Джованни был приглашен участвовать в конклаве, на котором был избран Папа Григорий XII, духовником и советником которого он был назначен. Позже (1408) фра Джованни был назначен архиепископом Рагузы (Дубровник) и кардиналом.

В эти времена Церковь переживала, возможно, самый глубокий кризис в своей истории – Авиньонский раскол. Попытка ликвидации этой схизмы, предпринятая кардиналами в 1409 году в Пизе, привела к еще большему усугублению проблемы – кроме двух пап: римского и авиньонского, появился еще папа пизанский. Наконец, видя, что Церковь не в состоянии решить свои проблемы, дело в свои руки взяли светские правители в лице Сигизмунда Люксимбургского, короля Венгрии и Германии, а с 1433 года – императора Священной Римской Империи, по инициативе которого был созван Собор в Констанце, который заседал с 1414 по 1418 года. Великую схизму удалось преодолеть. Именно Иоанн Доминичи склонил папу Григория XII к отречению, и сам также сложил с себя кардинальские полномочия, но Собор вернул ему это достоинство. Констанский Собор, хоть и восстановил единство Церкви, все-таки вошел в историю как «унижение» Церкви. Уже несколько веков, начиная с Григорианской реформы, Церковь боролась за независимость от светской власти, и вот теперь, как некогда Константин или Юстиниан, делами Церкви снова берется руководить светский властитель. Восстановив единство Церкви, Сигизмунд одновременно восстановил значение титула императора, чем вскоре и воспользовался, став одним из самых могущественных монархов Европы.


Еще один важный исторический инцедент, произошедший на Соборе – осуждение и сожжение Яна Гуса, чешского приверженца взглядов Джона Уиклифа. Сигизмунд, пердоставивиший Гусу гарантии безопасности, отказался защищать его. Ко взглядам и трагической судьбе великого чешского реформатора можно относиться с сочувствием и пониманием. Его смерть вызвала бурю протеста на его родине, приведшей к серии кровопролитных воен. Попытка переубеждения последователей Гуса была возложена на Джованни Доминичи, пользовавшегося высокой репутацией дипломата и переговорщика наряду с репутацией образованного теолога и проповедника. Новоизбранный папа, Мартин V назначил легатом в Богемии.

Неудачная миссия и кончина

Епископ прибыл в Прагу, охваченную беспорядками. Ведь Гус считался национальным героем: Пражский университет объявил его мучеником, а его последователи вооружились для борьбы с императором. Все меры, предпринятые Доминичи были отвергнуты королем Богемии Вацловом, который поддерживал Гуса и его сторонников в своей личной борьбе с Церковью. Заметим, что именно по его распоряжению был похищен и убит св. Иоанн из Непомук (в 1393 г.). Вынужденный покинуть страну, епископ Джованни отправился в Венгрию, но по прибытии в Будапешт неожиданно заболел лихорадкой. Спустя всего несколько дней мучительной болезни, фра Джованни скончался 10 июня 1419 года в окружении своих верных спутников, которые с великой печалью проводили его в последний путь (король Вацлав умер 16 августа того же года). Место захоронения епископа Джованни, к сожалению, не известно и по сей день. Его почитание было утверждено только 1832 году папой Григорием XIV, спустя несколько столетий после кончины.

Заключение

"И не будет ничего невозможного для вас", — сказал наш Господь в Святом Евангелии от Матфея. Действительно, для верующего христианина всё возможно, если будет "вера, хоть с горчичное зерно". Однако в наше непростое время люди, к сожалению, утратили подобную горячую веру. Но не всё потеряно! Нам следует брать пример с христиан прошлых веков, в том числе и с блаженного Джованни. Благодаря своей искренней, можно сказать детской вере, фра Джованни избавился от неизлечимого недуга, который был серьёзной помехой для деятельности проповедника. Милосердный Христос внял мольбам блаженного и совершил чудо! Потому можно сказать, что чудеса — это награда нам грешным от Бога за искреннюю и непоколебимую веру!

Из творений блаженного Иоанна Доминичи:

Вера и любовь

О монашеских обетах

No Comment

Отправить комментарий