Вера и надежда имеют своё основание только в людях, любовь же в Боге; вера может передвигать горы, любовь же горы и небо, и землю творит; вера побуждает творения усиленно стремиться в рай, любовь просит Бога, подобно огню снизойти на землю, чтобы человек путём Его любви мог дойти на небо.
Вера говорит: служи, человек, Богу твоему как подобает, а любовь: Ты Боже стань человеком и служи человеку, ибо он должен Тебе больше, чем имеет.
Вера говорит: стучись человек в небо, чтобы тебе отворили. А любовь: расторгни Боже, небо, чтобы человек нашёл его отверстым. Вера учит человека умирать ради любви к Богу, любовь приглашает Бога, чтобы как Бог Он умер ради человека и как Человек ради своего Бога. Вера показывает человеку Бога издали, любовь приводит человека к Богу, и как Бога делает человеком, так человека делает Богом.
Вера госпожа, но правит только там, где нет постоянного града, но ожидаем будущего. Любовь же владычица неба и земли. Вера крестьянка, любовь горожанка. Вера владычица многих низших творений, любовь – ангелов. Вере подчинены слуги, любви святые и возлюбленные чада.
Хорошо поразмысли об этом. Если бы на солнце существовал мир подобный нашему, что освещало бы его, что согревало бы, радовало, кто бы им правил? Не лишь лучи, но вся его сущность, ибо солнце заключало бы весь этот мир в себе. А наш мир освещает, согревает, радует и управляет им не само – ибо не может прийти к нам – но посредством лучей своих, которые посылает к нам. Причина же, ради которой солнце делает всё это при помощи своих лучей, состоит в том, что оно само прийти к нам не может. Так же и ещё более мысли о Боге.
Отец подобно солнцу рождает Свой луч, то есть Слово Предвечное и Сущее. Отец и Слово, как солнце и луч производят субстанциальный жар, то есть Святого Духа, так что это Божественное Солнце является силой, светом и огнём, Отцом, Сыном и Святым Духом, истиной, мощью и любовью, Единым Богом и тремя Ипостасями. И всё это Божественное Солнце есть сила, всё есть свет, всё огонь. Не три силы, но одна; не три света, но один; не три пламени, но одно.
И всё же здесь возникает маленькое сомнение. Сказано, что все мы в Боге, а Бог есть любовь. Поэтому может показаться, что мы все в любви, и все в истине, и все в правдивой силе. Но такое утверждение ложно, ибо лишь немногие пребывают в любви и наоборот: многие пребывают во лжи и заблуждении, так же как много есть слабых и немощных.
Во-первых, отвечу на примере: множество рыб освещается солнцем, но поскольку их покрывает слой воды, они не нагреваются; множество слепых находится на свете, но не видят; во множестве сосудов есть пища, но не вкушается никем. Итак, ты видишь, что без соответственного предрасположения не достаточно быть в каком-то месте, чтобы участвовать в действенной силе там находящейся. Больному не идёт на пользу пища, покойник, положенный в огонь не чувствует жара. Даже если кто-то встанет на самом солнцепёке, но повелит все время поливать себя ледяной водой, то не согреется, а будет трястись от холода.
Также и мы, хоть и размещены в Божественном огне – который не тело согревает, а распаляет душу – не получим от этого никакой пользы, если на нашу душу не перестанет сыпаться град плоти, лёд мира; если не перестанет дуть ветер разных искушений. Из сказанного следует, что необходимо ни к чему не прилепляться душой и тогда не будет никого, кто смог бы укрыться от этого пламени, как говорит Псалмопевец.
Перевод: о. Юрий Дорогин ОР
Отправить комментарий