Достигнув возраста подходящего для заключения священных брачных уз, Здислава, желавшая соединиться в вечном целомудрии со своим Божественным Женихом, вопреки своему желанию и воле была выдана за князя Лемберка, чей замок распологался в получасе пути от Яблонней. При таком повороте дел Здислава не только не отказалась от прежних практик благочестия, но с еще большим усердием их продолжала ибо, вступив в брак, еще более в этом нуждалась.
Здислава хорошо умела пользоваться отсутствием мужа, который часто отлучался для решения важных дел. В такие дни она с особым усердием предавалась покаянию, молитве, посту и бдениям, а также раздавала милостыню бедным. Ночь напролет она проводила перед изображением Распятого, которое висело в ее спальне, бичевала свое невинное тело и размышляла о делах спасения. Короче говоря, Здислава была одновременно Марией и Марфой. Она умела мудро сочетать жизнь деятельную и созерцательную таким образом, что каждый, кто встречался с нею, был побуждаем к истинно христианской жизни, и хотел подражать ей.
Особой заботой она окружала Христа, Господа господствующих, Который пребывает в Своих бедных. Она приглашала к столу бездомных бедняков, кормила их и с почтением прислуживала им. Поэтому все называли Здиславу матерью нищих. Не отказывала Здислава в своей милосердной помощи путникам, коим ради любви к Богу и ближнему, омывала ноги. Навещала она также узников. Утешала их, приносила им питьё и пищу, не лишь для тела, но и для души. Ласковым и добрым словом она обращала их к Богу, а христианским наставлением склоняла к искреннему раскаянию и сокрушению о совершённых грехах.
Более всего Здислава боялась гордыни и поэтому избегала всякого мирского излишества и ненужных богатых нарядов. Она любила простые скромные платья и заботилась только о том, чтобы угодить Богу, а не миру. Увы, существует такой дурной и распространенный среди людей обычай, что один подражает другому в пышности нарядов и расточительности, хотя каждый с легкостью может узреть глупость своего тщеславия. Ничего этого не было у Здиславы, которая думала только о том, как украсить себя прекрасными добродетелями. Всю свою предусмотрительность она направляла на то, чтобы понравиться Богу, а не людям. Поэтому изо дня в день она духовно украшалась все наряднее, ибо знала, что только душевная сила есть тот драгоценный камень и украшение, которое красит и озаряет человека в глазах Бога и мудрых людей.
Она основала большой монастырь в честь святого Лаврентия и обеспечила всем необходимым живущих в нем монахов. Затем она пригласила святого Отца Гиацинта, который в то время был известен во всех северных землях и славился великой святостью, чтобы он торжественно принял во владение сей новый монастырь. Однако он не смог прибыть, поскольку был занят просвещением и проповедью слова Божия в Польше и Пруссии. Тем не менее, он отправил к Здиславе блаженного Чеслава, своего родного брата, и еще нескольких собратьев своего ордена.
Из рук Чеслава приняла она облачение Третьего Ордена Святого Отца Доминика. Часто и настойчиво просила она своего господина и мужа, чтобы он позволил ей сделать это. В конце концов, после долгих уговоров и многих слез муж согласился.
Замок Лемберк
Невозможно описать, сколько исключительной и ни с чем несравнимой предусмотрительности и усердия проявила Здислава во время строительства нового храма и монастыря для Ордена Проповедников Слова Божия. Поскольку днем она не могла помогать на строительстве, то ночами – не смотря на слабое здоровье и дворянское достоинство – носила на своей спине кирпичи, песок, известь и другие строительные материалы пока, наконец, это святое дело не было завершено и передано Ордену.
Трудно передать, сколько боли и печали, сколько скорби вызвала ранняя смерть Здиславы. Она коснулась всех и каждого в отдельности. Молодые и старые, большие и малые, богатые и бедные провожали её со слезами. Оплакивали её и бедные братья Ордена Проповедников Слова Божия, ибо лишились в лице Здиславы преданной матери, великой благодетельницы и возлюбленной учредительницы.
Отправить комментарий