Кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода

12/21/2022, No Comment

Проповедь De sanctis в день святого Апостола Фомы Перегрина Опольского.

Qui manet in me, et ego in eo, hic fert fructum multum (Ин 15,5).

Хотя слова эти были сказаны всем апостолам и также обращены ко всем верным, то однако, особенным образом могут быть отнесены к апостолу Фоме. Ибо известно, что пребывал он во Христе в непоколебимой вере, в полном преданности послушании и в совершенной любви.

Во-первых, Фома пребывал во Христе стойкостью веры, ибо исповедал Христа как истинного Бога, когда произнес: Господь мой и Бог мой (Ин 20,28). Ибо когда Господь после своего воскресения явился своим ученикам, а они рассказали об этом святому Фоме, которого тогда не было с ними, тот не хотел поверить, но сказал: если не увижу на руках и на ногах Его ран от гвоздей… и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю, что Он воскрес (ср. Ин 20,25). Тогда Господь снова явился им спустя восемь дней, когда и Фома был с ними, и сказал ему: Вложи перст твой в место гвоздей, и руку твою вложи в ребра Мои (ср. Ин 20,25). Фома, когда сделал это, воскликнул: Господь мой и Бог мой.

О том, что вера Фомы была непоколебимой, свидетельствует не только его собственное признание, но также четыре следующие факты. Во-первых, то, что Христос веру его похвалил и выразил ее признание, когда сказал: Ты поверил, потому что увидел Меня (Ин 20,29). Во-вторых, то, что Фома окрестил трех волхвов, которые прибыли, чтобы поклониться Христу. Ибо говорит Златоуст, что Фома, будучи в восточных странах, отыскал этих трех волхвов, окрестил их, и они стали его помощниками в проповеди слова Божьего. Наверняка, если бы он сам не имел сильной веры, не окрестил бы их. В-третьих, то, что обратил в веру и укрепил в вере царя Абагара (царя Эдессы). Читаем в «Церковной истории», что Христос письменно известил царя, что после вознесения один из Его учеников будет послан к царю, чтобы исцелить его и утвердить в вере. Так вот это посольство было вверено Фоме, что является огромным признанием его веры. В-четвертых, то, что в городе Эдессе, где упокоилось его тело, не мог жить ни один неверный, ни один иудей, ни один язычник. Можно поэтому судить, что сильно он возлюбил веру, поскольку в его окружении не мог пребывать ни один неверный.

Во-вторых, Фома пребывал во Христе в полном самопожертвования послушании, что открывается в том, что, когда Господь сказал, чтобы он шел в Индию и принял там мученичество, тотчас ответил: «Ты – мой Господь, а я – Твой слуга. Да будет воля Твоя!» В этом он последовал своему Учителю, который стал послушным даже до смерти (ср. Флп 2,8). Читаем о нем, что, когда он был в Кесарии, явился ему Господь, который сказал: «Царь Индии, Гундофер, послал своего царедворца, чтобы нашел опытного строителя. Иди же! Посылаю тебя к нему!» А Фома ответил: «Господи, посылай меня куда захочешь, только не в Индию». Но Господь ответил: «Ступай без страха, ибо Я с тобою. Когда обратишь этот народ, вернешься с пальмой мученичества». А Фома ответил Господу: «Ты – мой Господь и мой Бог, а я – Твой слуга. Да будет воля Твоя». А когда царедворец прогуливался по рынку, Господь сказал ему: «Что ты хочешь приобрести, юноша?» Тот ответил: «Мой господин послал меня, чтобы я привел к нему рабов, умеющих строить, которые бы построили ему дворец в римском стиле». Господь дал ему Фому, утверждая, что он весьма опытен в этом искусстве. Фома же тотчас Его послушал. Вот пример полного послушания.

В-третьих, Фома пребывал во Христе в совершенной любви. О том же, что питал он любовь ко Христу, свидетельствует то, что все блага, какие имел или мог иметь, ради Христа оставил и последовал за Ним. Поэтому также мог сказать: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою (Мф 19,27). Таким образом он презрел земные блага.

О том, что питал он ко Христу совершенную любовь, свидетельствует и то, что он постоянно Ним восхищался и о Нем думал. Ибо кто кого любит, охотно о нем говорит и думает, что делал и Фома. В доказательство того, читаем о нем, что с упомянутым царедворцем они приплыли в один город, где царь устроил своей дочери свадьбу и приказал объявить, что все обязаны принять участие в свадебных торжествах, ибо иначе оскорбят царя. Посему и они туда пошли. Была же там молодая иудейка, которая держала в руке флейту и о каждом произносила какую-то похвалу. Апостол же сидел там, не ел и не пил, но очи свои возводил к небу, ибо знал, что там находится его Возлюбленный, о котором размышлял как о сокровище, а именно о том сокровище, которое является сокровищем всех святых. Открой им свое сокровище, источник живой воды (Числ 20,6 (Вульгата)). И так святой Фома пребывал во Христе в любви, размышляя о Нем даже на пиру. Христос же оставался в нем, поддерживая его во всем.

В свою очередь, о том, что Христос оставался в нем, свидетельствуют три факта. Первый – огромное целомудрие Фомы. Ибо Христос пребывает только в чистом сердце. Дому Твоему, Господи, принадлежит святость (Пс 92,5). А святой Фома так сильно возлюбил целомудрие, что жениха и невесту, в обручении которых он принимал участие, утвердил в намерении хранить целомудрие. Читаем, что на этом обручении царь подошел к нему и попросил его дать молодым свое благословение. Тогда апостол сказал: «Господи, дай мне для этих молодых благословение Твоей десницы и посей в их душах семя жизни». А когда апостол отошел, в руке юноши заметили пальмовую ветвь полную сладких плодов. Когда же жених и невеста вкусили плоды, оба уснули и имели одинаковый сон. Снилось им, что могущественный царь обнимает их и говорит: «Мой апостол благословил вас, чтобы вы участвовали в жизни вечной». А когда пробудились и рассказали друг другу о том, что им приснилось, пришел к ним апостол и сказал: «Мой Царь явился вам только что и привел меня теперь сюда через закрытые двери, чтобы мое благословение принесло в вас плоды, чтобы вы хранили плотскую чистоту, которая является царицей всех добродетелей и ведет вас к вечному спасению. Чистота – сестра ангелов, владение всеми благами и гарантия вечной радости». Когда он это сказал, явились два ангела и сказали: «Мы были назначены хранить вас. Если сохраните совет апостола, обретете жизнь вечную». Апостол окрестил их и призвал их пребывать в решении хранить целомудрие. Позднее невеста ушла в монастырь, а жених был рукоположен в епископы.

Второе, что свидетельствует о том, что Христос в нем пребывал, была огромная сила, какую имел святой Фома в творении чудес. Ибо творил он чудеса силою Христа, пребывающего в нем. Имел Фома такую огромную силу, что к упомянутым жениху и невесте вошел сквозь закрытые двери, исцелил множество больных и воскресил умершего царского брата. Читаем, что, когда он прибыл к царю Индии, начертав план чудесного дворца, получил сокровище, за которое должен был построить дворец. Он же раздал это сокровище убогим, в то время, когда царь отправился в другую провинцию. Царь отсутствовал два года, а апостол ревностно проповедовал и обратил в веру много людей. Когда же, вернувшись, царь увидел, что сделал Фома, приказал его бросить в темницу. В то время умер брат царя. Однако на четвертый день умерший воскрес, а когда все дивились, брат сказал царю: «Тот человек, брат, которого ты заключил и с которого собираешься содрать кожу и сжечь, является другом Бога и служат ему святые ангелы. Они же, приведя меня в рай, показали мне некий дворец, построенный дивным образом из золота, серебра и драгоценных камней. А когда я восхищался его красотой, они сказали мне: «Это дворец, который для твоего брата построил апостол». Когда же я сказал: «Вот бы я стал его привратником», ответили мне: «Твой брат стал недостойным его. Если хочешь жить в этом дворце, мы будем просить Господа, чтобы воскресил тебя, чтобы ты смог купить этот дворец у твоего брата, отдав ему деньги, которые он считает утраченными». Сказав это, брат царя поспешил в темницу и просил апостола прощение для царя.

К покидающему темницу апостолу подбежал царь, который пав к его ногам, просил прощения. Тогда апостол сказал обоим: «Бог уделил вам огромную милость, открывая свои тайны. Посему, уверуйте во Христа и позвольте себя окрестить, чтобы вы стали участниками вечного царства». Тогда отозвался брат царя: «Я видел дворец, который ты построил для моего брата. Как бы я хотел в нем остаться». А апостол ответил: «Это зависит от воли твоего брата». На это царь сказал: «Это будет мой дворец, а тебе пусть апостол построит другой». Апостол же ответил: В доме Отца Моего обителей много, приготовленных от сотворения мира (ср. Ин 14,2). И апостол, собрав всех больных из соседних провинций, исцелял слепых и хромых. Тогда также поучил царя и всех остальных, что должны они любить Церковь, уважать священников и постоянно собираться слушать слово Божье. И так все были окрещены. И поскольку он имел такую силу исцелять больные тела, несомненно, имел еще большую силу исцелять души.

Третье, что говорит нам о том, что Христос в нем пребывал, была его огромная стойкость, то есть сила. Поэтому он мог сказать вместе с Пророком: со мною Господь, как сильный ратоборец (Иер 20,11). Он мужественно принимал страдания, ибо на свадьбе его ударили по лицу, был в темнице, заставляли его ходить босыми ногами по раскаленным плитам, а потом бросили его в печь, и в конце пронзили мечем. Но Царь, ради которого он страдал, превратил все это в славу. Тот же, кто ударил Фому по лицу, получил такую отплату, что пес принес его руку в обеденный зал. Фома, ввергнутый в темницу, был освобожден с почетом, ибо брат царя, которому он вернул жизнь, прибежал вместе с другими к темнице и, освободив его, бросился к его ногам. И придут к Тебе… сыновья угнетавших Тебя, и падут к стопам ног твоих (Ис 60,14). Когда его поджаривали на плитах, дан ему был источник, ибо тотчас открылся источник и не позволил, чтобы он сгинул. Пойдешь ли через огонь, не обожжешься (Ис 43,2). Сжигаемые в печи, имеете охлаждающую росу, поскольку по кивку Бога печь охлаждается. В Книге Даниила читаем: и сделал, что в средине печи был как бы шумящий влажный ветер (3,50). Пронзенный мечем, Фома одержал венец славы. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни (Откр 2,10). Ко всем этим страданиям приговорил его разгневанный царь, когда Фома, прибыв в Верхнюю Индию, обратил в веру Христову царицу.

О том, что принес он множество плодов, свидетельствует то, что обратил он всю Индию, укрепляя обращенных в вере и добрых нравах. Посему также верно было сказано: Кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

No Comment

Отправить комментарий