Из книги Мари-Умбер Викера «Доминик и его братья-проповедники», «VESPERUS» (Вечерняя звезда) образ св. Доминика в представлении братьев в XIII веке, ІІ. Средства выражения в образе Доминика, 1.
Мы уже узнали, что с 1247 года капитул римской провинции на своей территории, а семь лет спустя генеральный капитул во всем ордене распространяет обычай помещать во всех монастырях в наиболее почетном месте образ св. Доминика. Первые такие образы должны были появляться на севере Италии. Не только потому, что культ Доминика берет свое начало в Болонье, но также и потому, что итальянская живопись развивается во Флоренции, Сиене и Пизе, то есть в городах Тосканы, которая относилась к римской провинции ордена. Действительно из семи сохранившихся образов св. Доминика, написанных со всей уверенностью в XIII веке, четыре наиболее старинные написаны в Тоскане. Вот список согласно возрасту, со старших начиная:
1) Доминик один в стоящей позе – образ приписывают Гвидо да Сиена (вторая половина века). 2) В стояще позе, слева от Девы Марии, в центральной части триптиха флорентийской школы (около 1270 г.). 3) Бюст в медальоне Мадонны Ручеллаи в церкви Санта-Мария-Новелла во Флоренции (около 1285). 4) В стоящей позе в правом крыле триптиха (около 1290). 5) В стоящей позе, мозаика свода абсиды церкви Сан-Марко в Венеции. 6) В стоящей позе, в церкви Санта-Мария-Сопра-Минерва в Риме (1296). 7) В стоящей позе, роспись в Сан-Доменико-Маджоре в Неаполе.
За исключением медальона, все эти образы в натуральную величину. Объединяет их близкое подобие. Доминик в плаще, держит в левой руке книгу, закрытую пряжками. То же самое овальное лицо, серьезный и проникновенный взгляд, нос тонкий и удлиненный, полная тонзура, тонкая полоса растительности на бороде. В принципе поза прямая, обращен передом, за исключением третьего и пятого образов, где голова нарисована несколько угловатой, и немного склонена. Несмотря на эти подобия, мы не можем признать эти образы портретами. Это символическое представление основателя, предводителя, законодателя и покровителя ордена.
Что обозначает книга в руке Доминика? В иконографии основатели орденов представлены с книгой устава или правил. Тем не менее, на барельефах саркофага 1267 года Доминик получает две разные книги. Одна – устав, который подает ему папа в знак утверждения ордена, вторая – Евангелие. Подает ему Евангелие св. Павел, а на изображенной рядом сцене Доминик передает ее своим сыновьям. Книга Евангелия, кажется, размножается в его руках. В иконографии XIV и XV веков книга эта будет открыта. Можно прочитать в ней несколько строк из Святого Писания, часто те, которые используют во время мессы или оффиция о Святом с целью подчеркнуть его апостольский дух, его законодательную деятельность, его призывы хранить бедность или, наконец, послания братьев во все концы земли. Кажется, что с 1267 года эта книга символизирует одновременно евангелический устав Проповедников и их евангелизационную миссию.
Правая рука Доминика на описываемых образах чаще всего опирается о край книги. С XIV века, начиная с живописи Донато Орланди, т.е. с 1301 года (Пиза), она перестанет что-либо обозначать, будет занята лилией, одним из классических атрибутов Доминика. В серии образов без лилии, с конца XIII и с XIV века в Неаполе и Болонье, правая ладонь Доминика благословляет братьев или сестер. Это жест заступничества, а, по крайней мере, в одном случае – послания на миссию. Но в XIII веке на самых старых образах рука поднята, а ладонь открыта вперед в знак посвящения. Это нечто большее, чем жест учения, это жест свидетельствующего апостола. Такой же точно жест мы находим на образе св. Петра Мученика на втором крыле триптиха.
На образах с первого по пятый мы замечаем с боку, но далеко от головы, звездочку. Это не «утренняя» звезда, которая согласно с легендой, явилась на челе младенца и которая отождествляется с сиянием, которое «излучало его чело и его ресницы» - согласно словам сестры Цецилии. Она станет характерной чертой образов св. Доминика с XIV века. Здесь речь идет о Вечерней Звезде, Vesperus, о которой повествует первое чтение окончательной версии легенды о св. Доминике. Далее мы проанализируем эту подробность, которая имела капитальное значение для второго тридцатилетия XIII века. Впервые она появляется в редакции Петра Ферранда сразу после канонизации (1235-1239). Благодаря этому самый старый образ Доминика наиболее чреват значениями. Он представляет св. Доминика действительно как Вечернюю Звезду, которая воссияла, когда мир уже катился к упадку, как предтечу второго пришествия Господа, свидетеля близости прихода Наивысшего Судии.
Мы уже говорили о барельефах на гробнице в Болонье. Принимая во внимание дату их создания, 1266-1257, представляют они старейшую серию исторически верных образов из жизни св. Доминика. Эта композиция имеет здесь огромное значение. Передвигается слева направо и начинается представлением Спасителя посредине заднего фасада алтаря. Представлены там следующие события: 1) Утверждение ордена папой – просьба Доминика, колебания папы, утверждение; 2) Явление Доминику святых Петра и Павла и послание братьев на целый свет; 3) Воскрешение юноши по имени Наполеоне; 4) Чудо с огнем; 5) Чудо с хлебом; 6) Обеты, болезнь и исцеление брата Реджинальда, которого, как мы знаем, хорошо знали в Болонье.
К историческим сценам добавляется серия образов, миниатюр иллюстрирующий текст О девяти способах молитвы св. Доминика, написанный в 1260-1288 годах. К сожалению, нам он известен только по рукописям XIV и XV веков. Но ведь должны были существовать таковые уже в XIII веке. На этот раз Доминик представлен в ситуациях своей жизни, молитвенной жизни. Мы видим его ночью, в церкви перед алтарем во время молений, умерщвлений и созерцаний. Днем, когда он сидит над книгой в своей келье и размышляет, или во время странствий, как благословляет сосуд с водой, который подает ему спутник странствий, и как эта вода превращается в вино, или как он молится в тишине, не прерывая пути. Образы живые и иногда слишком красочные. Тем не менее, как и барельефы 1266-1267 годов не привносят никаких новых данных. Все было зачерпнуто из литературных текстов, о которых мы и будем сейчас говорить.
Отправить комментарий