Литература и литургические тексты

1/06/2023, No Comment

Из книги Мари-Умбер Викера «Доминик и его братья-проповедники», «VESPERUS» (Вечерняя звезда) образ св. Доминика в представлении братьев в XIII веке, ІІ. Средства выражения в образе Доминика, 2-3.

Мы уже говорили о литургических легендах и о житиях св. Доминика помещенных в агиографических сборниках 1234-1264 годов. Мы уже установили их основной характер – единообразие, а в случае последней легенды – выразительная деперсонализация (устранение имен). Следует подчеркнуть, что запрет использования в литургии другой, чем эта последняя, легенды укрыл в тени наиважнейшие источники истории св. Доминика - Libellus Иордана Саксонского и акты процесса канонизации, поэтому образ Святого стал еще более монотонным.

В то же время литургия поразительным образом повлияла на оживление такого единообразия. Оффиций о св. Доминике был составлен, как кажется, Петром Феррандом в 1235-1236 годах, а потом редактирован Константином Орвиетским около 1242 года и еще раз немного подправлен в окончательном издании 1256-1260 годов. Агиографические элементы из легенды Петра Ферранда разделились в действительности на антифоны, респонсории и гимны. Каждый из этих произведений, метрических и рифмованных четверо-, шести- или восьмистиший, является небольшим образком, сверкающим как драгоценность.

Pernox cum Christo proprium

non possidebat lectulum

Post lacrimarum fluvium

vix humi dans cоrpusculum.

Ночи проводя с Христом

не имел собственного ложа.

Проливая потоки слез,

тело свое простирал на земле.

Так была представлена суть его ночей, проводимых на молитве в монастырской часовне. А вот как было изображено развитие его орденской жизни:

Sub Augustini regula

mente profecit sedula

Tandem virum canonicum

auget in apostolicum.

Ведомый уставом Августина,

с ревностной душой развивался

пока из каноника

не вырос в апостола.

И в завершении его духовное завещание, в котором были выразительно подчеркнуты firmamentum vitae и прилагательное humilis, прекрасно определяет смысл, который он придавал нищенству:

Migrans Pater, filiis

vitae firmamentum,

pauperitatis humilis

condit testamentum.

Уходя, Отец

оставил сыновьям своим

как опору жизни

завет покорной бедности.

Подобным образом эти литургические произведения иллюстрируют различные черты и события из жизни св. Доминика: сверхъестественные знамения, которые сопутствовали его рождению – пса, горящий факел, звезду, сияющую на его челе. Его непорочность – лилию и слоновую кость. Обучение, во время которого ему было необходимо оставить свободные искусства, чтобы отдаться познанию наивысшей истины. Его воздействие как учителя истины (doctor veritatis). Его провиденциальный характер – он новая звезда, восходящая на закате мира, герольд спасения, «глашатай» посланный в конце света, в час пиршества, чтобы позвать мир на свадьбу Агнца. Подчеркивается евангелический характер его учения и его жизни. Vir evangelicus обогащает существовавшего до сих пор vir canonicus, чтобы достичь имени vir apostolicus.

Антифоны и гимн воспевают его безустанную молитву, целые ночи, проведенные в церкви, где он ложился на земле немного поспать, так как не имел собственного ложа. Говорят о слезах, которыми он обливался во время молитвы. Его рвение в служении ближним: ради них он посвящал ночи молитве, а дни – проповедничеству. Его героическое терпение. Его горячую жажду мученичества. Как господний воин, он принуждает к бегству ересь, борясь с нею словом и чудесами. Тем не менее, основное ударение делалось на бедность, мотив которой появляется постоянно. Доминик убого одет, убого живет, не имеет денег. От всего отрекшись, приступает к борьбе с неприятелем. Но благодаря бедности заслужил царский трон в небе. Бедность он оставил в завещании для coetus pauperum своих братьев.

Литургия также говорит об основании ордена в конце времен, о слуге, который подает люду вино с неба и чашу жизни, о малом источнике, который вскоре станет полноводной рекой, о лозе, которая пускает свои побеги на весь мир. Рассказывает о чудесах: чудо с огнем, чудо с хлебами, чудо отдаления дождя, чудо дара языков. Наконец видение, которое имел брат Гвала, касательно его смерти – лестницу, по которой Христос и Дева Мария поднимают Доминика на небо, а также перенесение реликвий и чудесный запах, который исходил из гроба.

В конце литургического оффиция Доминик представлен в небесной роли отца, предводителя (dux) и покровителя или защитника (stacoram summo iudice pro tuo coetu pauperum), просителя благодатей, которые Бог уделяет братьям в их временных нуждах, для их покаяния, для их духовного развития, их служения и его увенчания в небесном блаженстве. Этот последний мотив был записан в известном респонсории, который дважды повторяется в оффиции, который напоминает трогательную сцену агонии св. Доминика.

O spem miram quam dedisti

mortis hora te flentibus

dum post mortem promisisti

te profuturum fratribus.

Imple pater quod dixisti

nos tuis iuvans precibus.

Дивную надежду ты оставил

умирая, плачущим братьям,

когда свою помощь обещал

дать им с неба.

Исполни, отче, свое обещание,

заступись за нас пред Богом.

Оффиций памяти перенесения реликвий, составленный Гумбертом Романским, посвящает значительную часть своих литургических творений чудесному запаху, исходящему из гроба Доминика, подчеркивая огромное значение, которое приписывали этому явлению.

Благодаря этому все красочные и наиболее характерные элементы истории св. Доминика, записанные в одном из таких произведений, ежегодно исполнялись Проповедниками в торжество Святого и во время его октавы, в праздник перенесения реликвий, а некоторые из них в качестве «памяти», если это было возможно, даже еженедельно, подобно как литургические тексты мессы.

Поэтому нельзя удивляться, что практически все эти произведения становились инспирациями для несчетных произведений искусства. Они дали начало красочным инициалам и миниатюрам рукописей, фресок, ретабул и триптихов вместе с пределами, барельефами алтарей и памятников, наконец, всякого рода иллюстрациям, повсюду там, где культ и богослужения приводили к умножению образов св. Доминика.

продолжение

No Comment

Отправить комментарий