Из трактата «Житие св. Фомы Аквинского, Ангелического Доктора, монаха Ордена Проповедников», брата Вильгельм из Токо OP. Глава IX. Некоторые чудеса, совершенные им при жизни, 53.
Рассказывают о другом удивительном знамении божественной силы, явленном Провидением оному Доктору.
Ибо магистры Парижского университета, разрабатывая различные доводы по вопросу об образе присутствия Тела Господа Иисуса Христа в Евхаристии (в которой второстепенные качества хлеба удостоверяются чувствами, а об отсутствии в ней сущности хлеба убеждает верующий разум), вступили в разногласия о том, как следует учить об этом таинстве. Тогда все они сошлись на том решении, что, как Доктор брат Фома об этом учит, какие он определения сему даёт, того и держаться всем как мнения истинного, вере согласного и разуму внятного; ведь они на других случаях убедились, как тонко он добирается до истины в любом вопросе и как ясно её излагает.
И вот они предоставили ему в письменном виде всё, что каждый думал по этому вопросу, а он сосредоточился духом и погрузился возвышенной мыслью в созерцание. По своему обычаю ревностно помолившись для начала, он как можно короче и яснее предал записи то, до чего додумался сам и что ему явственно внушил Бог. Однако он не смел представить университетским магистрам своё мнение, не посоветовавшись с Тем, Кого касался вопрос, и он взмолился к Нему о наставлении. Приступив к алтарю, он положил листок с записями по упомянутому вопросу, словно бы перед своим Магистром, простёр руки к Распятию и молился так: «Господи Иисусе Христе! Ты истинно чудесным образом пребываешь в Таинстве и как Творец чудо совершаешь дивное, в коем пытаюсь я постичь Тебя и правильно поведать о Тебе. Усердно прошу, если написанное мною воистину исходит от Тебя и содержит истину о Тебе, то позволь мне учить сему и открыто распространять. Если же я написал что-нибудь несообразное вере и чуждое сути Таинства, воспрепятствуй мне излагать то, что явно уклоняется от католической веры».
Спутник Доктора и несколько других братьев наблюдали за тем, как он молится, и вдруг увидели, как Христос стал пред братом Фомой и, поглядев на исписанный им листок, сказал ему: «Ты хорошо написал о сем Таинстве Тела Моего и на предложенный вопрос ты дал хороший и верный ответ, насколько возможно человеку при жизни уразуметь и по-человечески объяснить». Услаждаясь духовным и чувственным видением, Доктор ещё долго продолжал молиться, и было видно, что он воспарил в воздух где-то на локоть – так вздымала его сила созерцания и привлекало познание Божества. Ради свидетельства сего чуда наблюдавшие рассказали о нём приору монастыря и позвали его и многих других братьев воззреть на сие знамение. Те, придя, увидели и передали многим другим, среди коих был брат Мартин, схоларий* из испанской провинции Ордена, муж великого благочестия и доброй славы, который слышал это от брата, наблюдавшего то чудесное зрелище и поведавшего о сем чуде в монастыре св. Максимина в присутствии многих оному брату и его товарищу (они потом выступали в Курии на канонизационном процессе Доктора), полагая, что, открыв известное ему о великом Докторе, он прославит Бога и святого.
Итак, Доктор, чудесным образом убедившись в том, что дал по представленному вопросу верное определение, так радостно и убедительно выступил перед Университетом, что было очевидно: сам Христос, о Котором был вопрос, просветил Доктора полнотою истины.
* глава школы (прим. пер.)
Отправить комментарий