Проповедь De tempore в Третье Воскресенье после Пасхи Перегрина Опольского.
Modicum, et iam non videbitis me… (Ин 16,16).
В этой евангелии затронуто четыре вопроса. Первый – короткое время продолжения нашей жизни, что выражается словами: вскоре вы не увидите Меня. Второй – это невзгоды, которые праведники должны переносить на этом свете, что выражается словами: вы восплачете и возрыдаете (Ин 16,20). Третий – пустая радость неправедных, что выражено словами: а мир возрадуется (Ин 16,20). Четвертый же – утешение, которое наступит после этой жизни, что выражено словами: но печаль ваша в радость будет (Ин 16,20).
О первом, а именно о нашей короткой жизни, говорит Иов: дни ему определены (Иов 14,5). Если же ты скажешь: «Я молод и еще долго буду жить, но когда состарюсь, изменю свой образ жизни», то на это ответит тебе Туллий: «Кто же столь беспечен, что может быть уверенным, что доживет до вечера?» Августин же говорит: «Нет ничего более определенного, чем смерть, и ничего более неопределенного, чем час смерти». Если желаешь в этом убедиться, иди к своему умирающему товарищу и спроси его, ожидал ли он, что будет умирать именно в это время и при таких обстоятельствах. Ответит он тебе: «нет, не думал». Так в смертный час ответят все – и скажут правду. А может ты скажешь: «Я богат и дам очень много, чтобы выкупить себя от смерти»? Но на это отвечает Августин, что «наша жизнь – ничто иное, как только путь к смерти, на котором никто, ни богатый, ни бедный, ни молодой, ни старый, не может хоть бы нам миг остановиться или замедлить шаги». Каждый день все приближаются к смерти на один день пути, а ближе всего к смерти тот, кто полагает, что он еще от нее далек.
(Пример о молодой девушке, которая во время танца упала и умерла*. Также пример о неким пьянице, который держа в руке чашу и бросая кости, сказал: «Тройка платит» и вскоре после этого, во время этой запрещенной игры упал и умер. А кто-то сказал: «Право же, я брошу эту игру!»)
О них говорит святой Иаков: жизнь наша – пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий (ср. Иак 4,14). Посему, спрашиваю тебя, где твой отец и мать твоя, жена и другие близкие? Исчезли как туман. И что же, помогли им богатства или молодость? Со всей уверенностью не уберегли их от смерти. Нет среди нас никого, кто не мог бы сказать своим близким: вскоре вы не увидите меня (Ин 16,16). «Глосса»: вскоре и во мраке мира сего.
О втором вопросе, а именно о невзгодах праведников сказано: вы восплачете и возрыдаете (Ин 16,20). Но ты спрашиваешь: «По какой причине я должен плакать?» Право же, потому что одна слеза сокрушения действенней омывает твою душу, чем воды целого моря, ибо целое море не в состоянии смыть одно лишь пятно с твоей души, делает же это одна слеза истинного сокрушения. Более того, если бы волны морские перелились через ад, не смогли бы угасить ни единой искры, но одна капля настоящего сокрушения угасит в тебе весь адский пламень, ток что спасешься от него. Поскольку столь огромную силу имеют слезы истинного сокрушения, Господь призывает нас к плачу, говоря: Блаженны плачущие ныне (Лк 6,21).
Заметь, что есть четыре причины, которые побуждают человека к плачу: первая – обида, полученная от любимой особы, вторая – разлука с кем-то близким, третья – потеря дорогой особы, четвертая – ее обретение. Читаем, что из-за этих четырех причин плакал наш Господь. Во-первых, потому, что некто, кого Он возлюбил, то есть человек, обидел Его, совершая грех. Псалом гласит: если бы враг поносил меня, — это я перенес бы! (Пс 54,13). Ты же, человече, которому я дал столько доброго, которого сотворил, потом искупил, которого накормил своим Телом и Кровью, для которого приготовил вечное царство, выше Меня поставил того, кто жаждет твоего падения.
Этот плач представлен во Второй Царской Книге (2Сам 15,30). Давид, плача, восходил на Елеонскую Гору, поскольку его возлюбленный сын Авессалом оскорбил его своим отступничеством. Эта Елеонская Гора означает крест, полный елея милосердия. Взошел на нее Давид, то есть Христос, и заплакал, что сын его Авессалом, то есть каждый верный, который грехами оскорбляет Господа, оставил Бога, сыном которого был благодаря благодати.
Христос плакал также и потом, потому что в результате грехопадения, был отлучен от возлюбленной особы. Исаия говорит: но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим (Ис 59,2). И ничего удивительного, что наш Господь так сильно плакал. Ведь Его радость – пребывать с сынами человеческими. Этот плач был аллегорически представлен в Первой Царской Книге (1Сам 20,41). Давид сильно плакал, поскольку должен был расстаться с Ионафаном, которого глубоко любил.
Христос плакал также потому, что утратил грешника, которого любил. Этот плач был представлен в Книге Бытия (Быт 37). Иаков с плачем разорвал свои одеяния, поскольку утратил Иосифа. Иаков, то есть Христос плакал под час страданий, поскольку утратил Иосифа, то есть род людской, и тогда разорвал свои одеяния, то есть позволил их разорвать.
Христос заплакал также, когда нашел того, кого возлюбил. Это – плач радости. Лука говорит: радость бывает у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся (ср. Лк 15,10). Этот плач был представлен в Книге Бытия (50,17), когда Иосиф, плача от избытка чувств, обнимал каждого из братьев.
Посему мы должны плакать с Господом, поскольку мы оскорбили Его грехами, из-за греха были отдалены от Него и потеряли Его. Также мы должны плакать тогда, когда принимаем Его в Таинстве Алтаря.
Третье – пустая радость неправедных. Господь говорит: мир возрадуется (Ин 16,20). Но какова эта преходящая радость? Воистину, весьма слабая и короткая! О, сколь же неразумна радость временной жизни! Если бы кто-то захотел задуматься над тем, где мы находимся и куда идем, то понял бы, что следует скорее плакать, чем радоваться. Ибо мы находимся в изгнании и не знаем куда ведет наше паломничество, в небо ли, или же в ад. Все же то, что есть на свете, склоняет нас к плачу. Некий святой говорит: «Куда бы я не обернулся, вижу почему я должен плакать. Если взгляну вверх, вижу небесную отчизну, из которой был изгнан и не знаю, вернусь ли я когда бы то ни было. Если взгляну вниз, вижу землю и свою могилу. Взглянув направо или налево, вижу свой грех. Когда всматриваюсь вглубь себя, вижу свою хворую, искалеченную совесть. Пред собою же вижу друзей и товарищей, лежащих на смертном одре. Как можно с радостью идти пред обличье сурового Судьи, перед которым мы должны отчитаться за все, что натворили, если знаем, что провинились в стольких и столь важных делах.
В «Житиях Отцов» читаем, что некий инок, увидев, что другой брат смеется, сделал ему замечание: «Мы должны принести отчет за свои поступки перед Богом неба и земли, а ты смеешься?» Даже сам дьявол не советует вам радоваться. Поэтому говорит устами одного одержимого:
«Не время сейчас радоваться,
Но слезам нужно предаваться.
Те, что в час плача, слез своих не изольют,
Бесплодно вечность в печали проведут».
В-четвертых, будущее утешение угнетенных было подчеркнуто словами Христа: Печаль ваша обратиться в радость (Ин 16,20), как бы говорил: «Так как радость неправедных обратится в печаль, так ваша печаль обратится в радость». Тогда злословия, которые вы слышали, обратятся в благословения. Было это представлено в Книге Второзакония, где читаем: Но Господь, Бог твой, не желал слушать Валаама, и проклятие его обратил в благословение тебе (ср. Втор 23,6). Но какова же будет эта радость? Воистину, такова, что не видел того глаз, не слышало ухо (1Кор 2,9).
В доказательство тому имеем пример: однажды двое монахов размышляли о жизни вечной. Поклялись друг другу, что то, кто первый умрет, откроет своему товарищу, что с ним происходит. Вскоре один из них умер, оставляя в скорби своего товарища, а потом явился ему ярче солнца и милостиво его приветствовал. Когда же тот спросил его о вечной жизни, ответил словами псалма: как слышали мы, так и увидели (Пс 47,9).**
А посему: не видел того глаз и т.д.
* Случилось это с одной девицей. Когда мать уговаривала ее перед Пасхой, чтобы исповедалась, она не хотела, говоря: «Уже скоро Пасха. Если исповедаюсь, должна буду принять святое причастие, а приняв причастие, не смогу танцевать. Но исповедаюсь после праздников, когда уже не будет возможности повеселиться». А мать говорит ей: «Кто знает, доживешь ли ты до этого времени?» Она же ответила: «Со всей уверенностью доживу, ведь я еще так молода». И когда веселилась в день Пасхи, упала во время танца и испустила дух (Из проповеди Перегрина в XIII воскресенье после Сошествия Св. Духа).
** Подобную историю находим в Житии св. Фомы Аквинского.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий