Из трактата «Житие св. Фомы Аквинского, Ангелического Доктора, монаха Ордена Проповедников», брата Вильгельм из Токо OP. Глава V. Его смирение и чистота души, 29.
О доселе неслыханной чистоте сего Доктора, дивной и нерушимой, было откровение одному любящему сего святого брату, о котором ещё будет сказано ниже (о том, что ему в то время, когда он обдумывал, как составить житие брата Фомы и украсить его описаниями добродетелей, в откровении была явлена серебряная сеть со вплетёнными в узлы драгоценными камнями). Когда начинался процесс канонизации оного Доктора, сей брат направлялся в Курию, но близ Астуры* был застигнут нестерпимой бурей и обратился к святому Фоме (как и раньше часто бывало) с молитвой, чтобы тот явил ему какое-нибудь откровение, дабы хоть сколько-нибудь облегчить ему тяжкие муки посреди такового бедствия. После ревностной слёзной молитвы и настойчивых просьб он уснул, и на заре явился ему блаженный Фома – довольно юный, как в то время, когда он покинул мирскую жизнь. Подивившись сему, оный брат молвил другому, которого в Орден принял сам Доктор: «Надо же! Святой Фома кажется моложе тебя!» И отвечал ему Доктор: «Да, святые юны». Желая поговорить о житии его, которое он писал, сей брат сказал: «Магистр, я целиком написал житие твоё, и только в одном сомневаюсь, так что скажи мне, точно ли оно так, как написано: правда ли, что ты умер таким же чистым и девственным, каким вышел из утробы матери. Так после смерти твоей поведал брат Пётр Сицилийский». Святой Фома, как будто слегка застеснявшись из-за похвалы, сказал: «Так и было. Только об этом поведал не брат Пётр, а мой спутник брат Райнальд». Когда ж брат захотел порасспросить его в целом о житии, всё ли там описано верно, перед Фомой возникли три световых шара, равные по яркости, но один над двумя другими. Тогда брат, вспомнив прочитанное, сказал: «Магистр, ты учил и писал, что святые обладают тройственным видением Бога: как бы чувственным, образным и умственным», уразумев, что эти три световых шара означают тройственный способ видения. Доктор ответил: «Верно», и видение немедля исчезло.
О щедрая милость святого! Какова благосклонность Доктора к ученику недостойному и почти никаких заслуг не имеющему! Ибо он поддержал старца в жизни и путника, обессиленного среди бесчисленных невзгод, укрепил на продолжение пути, несмотря на великие тяготы, дабы надеялись мы, что преданным своим, которым никогда не отказывает в земной помощи, ещё больше поспоспешествует в духовных. В дивной его жизни чистоте сей было отведено первое место среди всех свидетельств святости, ведь для того и предавался он ежедневно божественным размышлениям, дабы ни в коем случае не завладели его вниманием враждебные и нечистые деяния. Бремя плоти не могло отвлечь его ум от непрестанного созерцания божественных предметов, ибо таково было его расположения, что, ещё живя на земле, он обитал духом в небе. Он так предал жизнь свою Святому Духу, что непрестанно двигался от силы в силу (Пс. 83:8), благодаря чему и созерцательным разумом просиял, и творениями деятельной любви обогатился. Вся жизнь его превратилась в священнодействие: он молился, размышлял или читал лекции, проповедовал; то писал, то диктовал, дабы не провести в праздности ни единого мгновения жизни, но всё время истратить на деяния святые.
* ныне Торре Астура в Лацио.
Отправить комментарий