Из книги Мари-Умбер Викера «Доминик и его братья-проповедники», «В унижении добровольного нищенства», или состояние нищенствующей бедности согласно св. Доминику, I. Идеи и формы бедности, которые встречал св. Доминик, 1.
Если мы обратимся к документам на тему бедности в западноевропейском средневековье, собранным Мишелем Моллатом на его семинарах в Сорбонне, то бедность времен св. Доминика можем назвать традиционной бедностью. Характеризовалась она отсутствием средств во всех сферах: социальной, экономической, физиологической, производительных навыков. Вообще это была не полная нищета. Обычно бедные справлялись с ситуацией, то хуже, то лучше, благодаря приходской солидарности в деревнях, в окружении или в семье. Однако достаточно было любого случая, чтобы убогий стал полностью нищим. Бедствие голода – в XII веке их было немало – война, какое-либо несчастье в семье, отвержение родными. Такой вид бедности приводил к зависимости от других, особенно от знати. Позднее, в XIV и XV веках, бедность, а прежде всего бедность, возникающая в связи с ростом и обогащением городов, будет характеризоваться нищетой, постоянной, от которой нельзя освободиться. Эти, полностью лишенные надежды нищие, от которых все отворачивались с презрением, закрывались в себе, ожидая только чуда. К такой форме бедности психическое отношение было совершенно иным, чем к убогим времен св. Доминика.
Традиционно убогий был не столько противоположность богатого (dives), сколько могущественного (potens). Он жил не столько в глубокой нищете, сколько в физической и моральной зависимости. Именно таких убогих знал Доминик и таким старался придти на помощь, иногда даже героически. Например убогие, которым помогал во время голода будучи студентов в Паленсии; или солдат в сарацинском плену, ради которого он хотел «продать» самого себя, чтобы полученную сумму предназначить на его выкуп; или человек, который по причине своей нищеты впал в зависимость от катаров, которые давали ему пищу; или благородные девы, родители которых по причине бедности вверили еретикам, обеспечив им содержание и воспитание, для которых Доминик основал монастырь в Пруйле; наконец «убогие девицы Вавилона», которые по причине бедности пали в еще худшую зависимость, то есть в проституцию. Он поместил их в Тулузе в приюте Арнауд-Бернард. В последнем случае мы находимся уже на границе классической бедности и новой городской бедности. Тем не менее, форма этой бедности остается традиционной. Её причиной был иногда случаи, которые, увы, часто происходили, войны, разрывающие юг Франции весь XII век, и наконец – крестовый поход против альбигойцев. Смерть многих мужчин стала причиной большого численного превосходства женщин. Лишенные средств к существованию, они впадали в состояние уничижительного и презираемого унижения. Основание св. Домиником в приюте, который он получил от каноников из церкви св. Сирена, дома для сокрушенных, было согласно с традицией помощи проституткам, начавшейся в Тулузе в середине XII века. Недобровольная бедность, которую встречал св. Доминик была видом случайной нищеты, которая ввергала людей в драматическую зависимость.
Можем заметить, что чтобы в этом деле поспособствовать, Доминик не колебался принять бедность того же типа, то есть зависимость. Дважды, согласно известной нам информации, он пробовал стать невольником, первый раз в Кастилии, второй – в Лангедоке. Это называли «продажей себя», практика эта встречалась на юге Франции с 1200 года. В это же время мы встречаем до сих пор не выясненный рост того, что называется «невольничья дань». Некое число крестьян, которые еще в XII веке были свободными людьми, в начале следующего века становятся подданными. В архивах тамплиеров мы находим, например огромное число такого рода «дани». Это была присяга, которая заключалась во вложении рук между ладоней кого-то могущественного (точно так в то время приносили ленную присягу), чтобы стать его подданным. Разве второй документ архива в Пруйле, который в 1207 году передает нам название «святого проповедничества», не является именно таким актом подданства некоего мужчина и его жены? Правду говоря, эти подданные монастыря были уже подданными владетеля из Вилла-Савара, только сменили светское подданство на монастырское, что было определенным прогрессом. Но некоторые приходили из свободного положения. В случае «выставки на продажу» Доминика, он стал бы подданным, например в каком-либо аббатстве или командории тамплиеров, от которых получил бы взамен сумму, необходимую для выкупа пленника или должника катаров. Однако до этого не дошло, так как нашелся кто-то, кто предоставил необходимую сумму. Запомним, что для Доминика бедность означала более унижение, чем отречение, ибо она ставила человека в ситуацию подданства, и даже уничижения, среди низших слоев общества.
Отправить комментарий