Проповедь De sanctis в день святого Григория, папы Перегрина Опольского.
Beatus vir qui inventus est sine macula (ср. Сир 31,8)
Троякого видя укоризна (macula), которая, если человек от нее не избавится, препятствует ему достичь царства небесного, и отдаляет его от Бога.
Первая укоризна – повседневные грехи, которые отдаляют человека от Бога и царства небесного. Один должен быть лишенным царства небесного на десять лет, иной – на двадцать, еще иной – на сто лет, и необходимо, чтобы они очищались от этих повседневных грехов так долго, пока не станут более чистыми, чем зеркало или золото, или даже само полное блеска солнце. А когда речь идет о блеске, то говорим тут, чтобы человек стал более прекрасным, чем солнце.
Вторая укоризна – грех смертный. Эта укоризна намного серьезнее первой, ибо отдаляет душу от Бога аж да самого Судного дня. Потом тело и душа будут отлучены от Бога и Его Матери, от святых и от друзей. О, сколь великой будет эта скорбь, сколь огромный плач во время этого отлучения! С того часа сын больше не увидит отца, а также других близких. Изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную (Мф 13,49-50).
Третья укоризна – грех первородный, который лишает душу виденья Бога. Эти укоризны чужды были Григорию, посему правдиво сказано: Счастливый муж и т.д. А в словах этих выражены были два вопроса: во-первых, святость Григория, во-вторых, его возвышение.
Святость Григория проявляется в трех чертах. Во-первых, в его мудрости, с которой он руководил своей жизнью на этом свете. Происходил же он – как читаем – из знатного рода, рода, из которого выбирали императоров. Когда был молодым и купался в богатствах – а так почти нельзя спастись, ибо и целомудрие под угрозой из-за роскоши, и святость из-за богатства – получив деньги после смерти отца и матери, основал семь монастырей. Собрал в них людей благочестивых и добрых, и сам также остался с ними в монастыре. Прекрасно распоряжался своим имуществом, что свидетельствовало о его мудрости.
Во-вторых, его святость проявляется в милосердии, какое оказывал нищим, для которых был весьма щедрым. Читаем, что он записал имена всех нищих и щедро им помогал. Ибо ежедневно приглашал к своему столу разных паломников. Поддерживал нуждающихся, не только тех, кто был близко, но и тех, кто был далеко, как например монахов с горы Синай.
В-третьих, его святость проявляется в его огромном смирении, которое он оказал тогда, когда после смерти папы Пелагия был избран наивысшим пастырем. Считая себя недостойным, ведомый смирением, не хотел принять этого достоинства и намеревался убежать из города. Однако, не мог этого сделать, поскольку врата города стерегли днем и ночью. Наконец, сменив одеяние, упросил купцов, чтобы согласились вывести его из города в какой-то бочке. Добравшись до леса, он нашел укрытие в пещере, в которой прятался три дня. Наконец, когда его с беспокойством искали, над местом, где он скрывался, появился нисходящий с неба ясный столп света. Тотчас люди схватили Григория и посвятили в папы. Так вот он презирал почет и богатства и потому Апостол говорит: «Братья, если хотите быть богатыми, любите истинные богатства!» Человек, несмотря на то что богат, не будет осужден, но заслуженно может унаследовать царство Божье. Однако осужден будет тот, кто нечестиво нажил богатства, кто скуп и во зло богатства использует. Посему, так видим святость Григория.
Во-вторых, подчеркивается его счастье, то есть награда, которую получил. Заключается она в том, что уже при жизни разговаривал с Богом, как друг общается с другом. Так, читаем, что однажды он подавал паломникам, которых пригласил к столу, перед трапезой воду в миске. Тогда один из паломников взял у него из рук миску и не хотел воспользоваться водой. Святой Григорий, отведя его в сторонку, спросил его: «Кто ты и почему не хотел принять от меня воду?» Тот ответил: «Я – Сын Марии и благодарю тебя, что ты так часто кормишь меня в особах моих друзей».
Во-вторых, счастье Григория заключалось в том, что до самого дня смерти служил ему ангел. Так, читаем, что однажды пришел к нему ангел под видом нищего, прося подаяния. А Григорий приказал дать ему шесть динариев. Когда нищий их получил, отошел. На следующий день он снова пришел к нему, прося милостыню словами: «Господин, ты дал мне мало». Григорий снова приказал дать ему шесть динариев. На третий день снова пришел тот же самый ангел, требуя шесть динариев. Тогда монастырский эконом сказал Григорию: «Господин, у меня нет ничего кроме серебряной мисочки». Григорий же сказал: «Дай ему ее!» Получив ее, ангел исчез.
Однажды Григорий приказал пригласить к своему столу, так как обычно поступал, двенадцать нищих. Когда они начали есть, Григорий заметил, что их тринадцать. Позвав же канцлера, сказал: «Разве я не говорил тебе, чтобы ты пригласил двенадцать, а ты пригласил тринадцать!» Канцлер ответил: «Господин, их только двенадцать». Тогда святой Григорий взглянул внимательней, и заметил кто этот тринадцатый, которого другие не видели, только он один, и заметил, что он меняет свое обличье. То выглядит молодым, то снова старым, то был красивым, то еще красивейшим. После трапезы Григорий пригласил его в свою комнату и полон восхищения обратился к нему: Скажи мне, кто ты?» А тот ответил: «Я – ангел и тот нищий, которому ты дал динарии и серебряную мисочку. Я послан к тебе Господом, чтобы хранить тебя до самой твоей смерти, и чтобы никогда не позволить тебе согрешить, ибо Бог приказал, чтобы я сказал тебе, что Он желает выслушать все твои просьбы. Поэтому, хоть ты меня не видишь, я всегда нахожусь рядом с тобой».
В-третьих, его счастье заключалось в том, что еще во временной жизни Бог удостоил его ангельского пения. Ибо когда однажды он служил святую мессу и говорил: «Мир Господень да будет с вами», а клирики опоздали с ответом: «И со духом твоим», ответили ему ангелы. И посему, когда папа служит мессу в этой церкви, клирики в память об этом событии не отвечают: «И с духом твоим».
В-четвертых, его счастье заключалось в том, что чудо, которое Господь соделал через него, было более необычное, чем чудо, соделанное каким бы то ни было другим святым. Ибо он освободил из ада императора Траяна, когда узнал, каким справедливым он был судьей. Показывает это следующий пример. Однажды римский император Траян отправлялся с большой спешкой на войну. Преградила ему путь одна вдова и плача обратилась к нему: «Молю тебя, чтобы ты отомстил за кровь моего сына, который невинно погиб». Траян обещал, что, если вернется с войны здоровым, займется этим делом. Вдова, однако, сказала: «А кто вынесет справедливость, если ты погибнешь в битве?» Траян ответил: «Тот, кто будет править после меня». Вдова же спросила: «Какая будет тебе польза от того, если кто-то иной воздаст мне справедливость?» А император ответил: «Воистину, никакой». Тогда вдова сказала: «А не лучше ли посему, чтобы ты рассудил мое дело и таким образом обеспечил себе награду, чем чтобы ты оставил это другому?» Тогда Траян, тронутый милосердием, сошел с коня и на этом же месте совершил суд над теми, кто убил невинного. Отдал он упомянутой вдове собственного сына взамен за ее убитого сына и щедро ее одарил, ибо это именно сын Траяна, скача на коне по улицам города, убил сына той вдовы.
Спустя много времени после смерти Траяна святой Григорий, прохаживаясь по Форуму Траяна, вспомнил о его милости во время суда, и войдя в базилику святого Петра стал горько оплакивать его прегрешения. Тогда он услышал голос с неба, который говорил: «Вот, Я исполнил твою просьбу и избавил Траяна от вечного наказания. В будущем, однако, внимательно смотри, чтоб не возносить молитвы ни об одном осужденном. Поскольку же ты молился за осужденного, теперь выбирай одно из двух: либо всю свою жизнь будут тебя терзать болезни и страдания, либо два дня будешь терпеть муки в чистилище». Григорий предпочел всю свою жизнь страдать от болезней, чем два дня страдать в чистилище. Поэтому с того часа его постоянно терзала лихорадка.
Однако, как это могло стать, что осужденный был освобожден из ада, если в аду нет никакого искупления? Поясняют это святые, которые говорят, что Бог, который знает все, прежде чем что-либо станет, знал также, что святой Григорий будет молиться за Траяна и своей молитвой его избавит. И поэтому до того времени держал Траяна не в аду, а в другом месте.
Последнее счастье, которое дано было Григорию, заключается в созерцании Христа, которым сейчас наслаждается в небе. В это небо пусть и нас приведет Сын Божий. Аминь.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий