Из трактата «Житие св. Фомы Аквинского, Ангелического Доктора, монаха Ордена Проповедников», брата Вильгельм из Токо OP. Глава X. Болезнь св. Фомы, смерть, погребение. Чудеса и знамения, свершившиеся тогда, 58.
Затем Доктор, укрепившись благодаря некоему лекарству, решил, что может продолжить начатый путь в Рим, и когда он проезжал близ монастыря Фоссанова*, авва и монахи пригласили его. Поскольку нигде окрест не было обители Братьев Проповедников, а Доктор желал передохнуть несколько дней, то он остановился в этом монастыре вместе со своими знатными спутниками и сопровождающими его монахами.
Прежде всего он вошёл в церковь, где воздал должное почтение святости алтаря, а затем вступил в обитель, и рука Божия была над ним (ср. 1 Езд. 7:9), и коснулся его дух пророческий. Он сказал в присутствии многих монахов и братьев своего ордена, обращаясь преимущественно к спутнику своему, которому обычно поверял подобные откровения: «Райнальд, сын мой, это покой мой на веки: здесь вселюсь, ибо я возжелал его» (Пс. 131:14).
(...) После того, как он изрёк это пророчество о кончине своей, повергнув собратий прежде всего в слёзы, его разместили в келье аввы, а спутники его, расположившиеся там вместе с ним, ухаживали за ним по мере необходимости. Поскольку Доктор пролежал там много дней, болея, и ему становилось всё хуже, монахи принялись ухаживать за ним с таким почтением и смирением, что на собственных плечах доставляли дрова из лесу; считая себя счастливцами, что могут оказать службу святому Доктору, который, ещё будучи жив, устремлялся к Царству. Предвидя, что предстоит, и жалея других, Доктор говорил: «Откуда это мне (Лк. 1:43), что слуги Божии служат человеку и такую тяжесть для него приносят издалека, трудятся?!»
И хотя он был весьма слаб, так что было похоже, что он, как пророчил, уйдёт из жизни, прочие монахи попросили его, насколько хватит сил, кратко изъяснить им Песнь песней, дабы оставить им напоследок что-нибудь на память о своей мудрости, к тому же, хотя тело лишается смертной жизни, душа не лишается обязанности учить, а строгая церковная наука при этом преобразуется в Песнь небесной славы. И поистине достойно было Доктору, покидая темницу тела, завершить свои учёные труды Песнью о Возлюбленном и Возлюбленной и, истомившись по Богу, устремиться в Его объятия.
* в области Лацио под Пиперно, в 100 км на юго-восток от Рима.
Отправить комментарий