История Третьего Ордена

3/08/2023, No Comment

Из книги Мари-Умбер Викера «Доминик и его братья-проповедники», Парадоксальные начала Третьего Ордена св. Доминика, Вступление.

История Третьего Ордена св. Доминика уже в наши дни была освобождена от затмевающих ее ложных легенд и непродуманных фантазий. Первая из этих легенд гласит, что истоки Третьего Ордена уходят во времена св. Доминика. В классической форме ее главным пропагандистом был доминиканец Фома Каффарини из Сиены в конце XIV века. С того времени эта теория была постоянно пересказывалась и распространялась, не становясь от этого более надежной. Чтобы доказать основание Третьего Ордена св. Домиником и заполнить пустоту в первоисточниках в период от смерти основателя и до упоминания в 1285 году о появлении Третьего Ордена, он пытался идентифицировать эту институцию с более ранними братствами или «воинствами». Такая идентификация тем более неправильна, поскольку настоящими создателями организаций, на которые он ссылался, чаще всего были не доминиканцы, а францисканцы, и даже некий светский прелат. Это надуманное строение сегодня уже окончательно развалилось.

Согласно другому предрассудку, приписывание мендикантам третьи ордена от самых начал существования нищенствующих орденов, является само по себе понятным. Такой взгляд основан на двух предпосылках. Во-первых, на том, что все нищенствующие ордена, а также некоторые другие ордена в XIII веке, например Тринитарии или Сервиты, ныне имеют свои третьи ордена. Что, однако – наверное с этим согласимся – ничего не доказывает в вопросе их происхождения. С другой стороны известно, что Орден Проповедников был весьма близко связан со светскими людьми, особенно с гражданами городов. Это правда, но из этого еще не следует, что светские должны были сгруппировываться в каком-либо братстве при ордене св. Доминика.

От момента появления в первоисточниках, Третий Орден, как это увидим, составляет аутентичную ветвь Ордена Проповедников, а его братья, связанные с Магистром обетом послушания, получают от него права, постоянных инспекторов, духовных руководителей, и даже настоятелей очередных братств. Ничего подобного не существовало ни в одном другом ордене в XIII веке, даже у францисканцев, хотя с 1228/1229 года говориться о третьем ордене супружеств, происходящем от св. Франциска. Даже у Гумилиатов, для которых создали в 1201 году выражение «третий орден». И наконец, с уверенностью можем сказать, что Ordo de Paenitentia, из которого выводится в 1285 году третьи ордена св. Франциска и св. Доминика, не был никоим образом связан ни с Миноритами, ни с Проповедниками. Иначе это будет происходить в будущем.

И еще, если францисканский Третий Орден наверняка многим обязан св. Франциску и появился в его ордене в результате определенной натуральной тенденции, то возникновение доминиканского Третьего Ордена имеет в себе нечто парадоксальное. Постараемся это довести, подчеркивая прежде всего его более позднее происхождение.

продолжение

No Comment

Отправить комментарий