Из трактата «Житие св. Фомы Аквинского, Ангелического Доктора, монаха Ордена Проповедников», брата Вильгельм из Токо OP. Глава X. Болезнь св. Фомы, смерть, погребение. Чудеса и знамения, свершившиеся тогда, 59.
Затем недуг стал чрезвычайно одолевать Доктора, и он, предчувствуя свой исход из сей жизни, с великим благоговением попросил уделить ему напутствие христианского странствия – Святые Тайны Тела Христова. Когда Оные с благоговением были почтительно доставлены ему аввой и монахами, Доктор простёрся на земле и, немощный телом, но крепкий духом, поспешил навстречу своему Господу. Вознеся пред ним таинственное Тело Господне, по обычаю спросили, (как перед смертью спрашивают любого христианина о вере в сие величайшее таинство), верует ли он, что сия освящённая гостия есть воистину Божий Сын, Который изошёл из лона Девы и был распят на кресте, Который за нас умер и на третий день воскрес. А он громким голосом и сугубо благоговейно отвечал со слезами: «Можно ли в сей жизни что-то знать о сем Таинстве помимо веры?! Посему отвечаю, что поистине верю в него и твёрдо знаю, что сие – истинный Бог и человек, Сын Бога Отца и Девы Матери; а также верую душой и исповедую словом всё то, что изрёк священник о сих святейших Тайнах». Добавив ещё несколько благочестивых слов, он причастился Тайн и сказал: «Принимаю Тебя, сокровище спасения души моей! Принимаю Тебя, напутствие странствия моего, из любви к Кому я учился, бодрствовал и трудился; Тебя проповедовал, о Тебе учил; никогда ничего не сказал противного Тебе, а если что и сказал, то по незнанию – и не настаиваю на мнении своём, но если где-то я неверно изъяснился о сем Таинстве или иных вопросах, всё оставляю на исправление Святой Римской Церкви, в послушании коей я ныне покидаю сию жизнь».
Ещё об оном Докторе рассказывают, что при вознесении Тела Господа нашего он всё повторял: «Ты Царь славы, Христе! Ты Отца присносущий Сын!» – и так до конца, с великим благоговением и слезами. И так благоговейно прияв Тайн на заступничество себе, он затем, в пример другим, попросил на другой день таинства уходящих – помазания святым елеем: дабы сей Дух помазания, Который помазал его более соучастников его (ср. Пс. 44:8 и Евр. 1:9), сопроводил его на небеса, куда он устремлялся. Он отвечал на каждое возглашение при сем таинстве, а спустя немного времени предал дух свой Господу, Который сохранил его и как святого принял, изошедшего из тела так радостно, словно и жил дивным образом вне тела.
Блажен Доктор, который так легко пробежав своё поприще, так мужественно боровшись в сражении и обретя славную победу, вправе сказать вместе с Апостолом: «Подвигом добрым я подвизался, бег закончил, веру сохранил. Отныне уготован мне венец праведности» (2 Тим. 4:7-8), который он воистину заслужил, радея о боговдохновенном учении.
Отправить комментарий