Проповедь De sanctis в праздник Благовещенья Пресвятой Девы Марии Перегрина Опольского.
Ave gratia plena, Dominus tecum (Лк 1,28)
В этой евангелии речь идет о начале нашего спасения. Можем подчеркнуть в ней четыре вопроса: во-первых, от кого было посольство; во-вторых, кто исполняет посольство; в-третьих, к кому направлено посольство; в-четвертых, каково приветствие. Отсюда высказывание: «от кого, кто, к кому» - является формулой, определяющей спасение.
От кого? Верно, от Бога. Ибо Бог, видя, что род людской погублен грехом и страдает от притеснений сатаны, тронутый милосердием в тайных размышлениях обосновался на Своей Божественной премудрости. Имел Он, как говорит Бернард, двух советников: справедливость и милосердие, которые спорили по этому вопросу.
Справедливость требовала, чтобы человек был осужден на веки, говоря: «Господи, да сгинет человек на веки, чтобы верными оказались твои слова, которые произнес: Ибо в день, в который ты вкусишь… смертью умрешь (Быт 2,17) или иначе: Да найдет на них смерть; да сойдут они живыми в ад (Пс 54,16). И таким образом справедливость убеждала Бога дольше чем пять тысяч лет. Поэтому также Господь ниспосылал кары в виде мора и голода, а также опустошая землю и как враг, убивая в один час двадцать четыре тысячи людей, а в другой раз – более десяти тысяч. И все они шли на погибель. Таким образом, как друзья, то есть Иеремия и Исаия, подобно, как и враги, не могли войти в Его царство. Поэтому, когда люди столь дерзко грешили и возбуждали гнев Божий, Бог произнес в себе: сожалею, что сотворил Я человека (ср. Быт 6,7).
В свою очередь, милосердие, приблизившись, сказало: Но вот, Ты прогневался (Ис 64,5), Господи, и нет призывающего имя Твое (Ис 64,7), конечно среди людей, ибо все дерзко Тебя оскорбляют. И нет… кто положил бы крепко держаться за Тебя (Ис 64,7). Посему, если всех людей погубишь как недругов, то каких потом будешь иметь друзей? Если бы Ты погубил Павла гонителя, откуда бы Церковь имела бы такого проповедника? Если бы Ты погубил Матфея и многих других, то кто был бы теперь Твоим другом? Разве Ты не сотворил человека для того, чтобы он участвовал в Твоей благости? Если же человек согрешил, то что для Тебя за отмщение в том, чтобы погубить червячка? Разве не явно то, что столь огромному величию воздается столь огромная слава? А если Ты осудишь человека, какую славу это Тебе прибавит? В преисподней человек не будет Тебя прославлять». И так, обратившись к справедливости и отвергая ее аргументы, говорит: «Неужели Бог забыл миловать? Неужели во гневе затворил щедроты Свои? (Пс 76,10), или: неужели навсегда отринул Господь (Пс 76,8), конечно, человека?» И далее: «Если сестра моя, справедливость, достигает облаков, то я – милосердие, достигаю небес, ведь милосердие Божье над всеми делами Его». И как бы заканчивая рассуждения справедливости, обращаясь к Богу, милосердие сказало: «Поскольку следует проявлять милость, Ты помилуешь Сион, то есть душу, ибо пришло время, чтобы те, кто живет благодаря Тебе, прославляли тут и в будущей жизни Твое имя, Господи. Не может быть, чтобы… Ты погубил праведного с нечестивым! (Быт 18,25).
Услышав это, восстали цари и князья Земли. Собрались вместе: Князь Отец, Князь Сын и Князь Дух Святой и сказали устами Исаии: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? (Ис 6,8). А отвечая, Сын сказал: вот я, пошли меня! (Ис 6,8). Отец ответил на это: «Посылаю Тебя к люду слабому и разбитому, чтобы Ты созидал и заботился, чтобы не погибло наше наидостойнейшее творение. Я приготовлю для этого наичистейшую Деву, от которой примешь тело, а все, что будешь делать, будет удачным ради имени Моего». И это посольство было произнесено в скинии Святой Троицы и вверено ангелу мужества, который послан был сегодня в Деве Марии и сказал: Радуйся, Благодатная.
Теперь можем заметить, кто был послан, а именно – ангел; и это справедливо, ибо если злым ангелом женщина была обманута и согрешила, а результате греха смерть охватила весь род людской, так и сегодня добрый ангел приветствовал Деву, чтобы она стерла грех, вернула жизнь и смыла позор женщин. И так представляется второй вопрос.
В-третьих, было сказано, к кому ангел был послан. Воистину, к Деве достойной восхищения, к Деве смиренной, к Деве прекрасной духом и телом. Говорю, что был послан к Деве достойной восхищения. Воистину, была она достойна восхищения, поскольку была дочерью, а стала матерью. Ибо, будучи дочерью, зачала и родила отца, будучи звездой, зачала и родила солнце. Зачала без мужа, силою Духа Святого. Никогда не слыхивали о таком чудесном явлении, чтобы дева зачала и родила сына, и чтобы после рождения осталась девой. Прекрасно это было представлено в Книге Чисел (16-17), где читаем, что когда Господь из всех сынов Израиля выбрал Моисея и Аарона, чтобы были священниками и приносили жертвы за народ, восстали некоторые из других колен, ропща против них и говоря: «Разве мы не сможем быть священниками и служить в храме также хорошо, как Моисей и Аарон?» Тогда Моисей взял двенадцать ветвей, по одной от каждого колена, и поместил их в скинии, чтобы Господь каким-либо знамением указал, кто достоин служить в храме. На другой день вошел и увидел, что жезл Ааронов расцвел, дал цвет и принес миндали (Ср Числ 17,8). Эта ветвь символизирует Пресвятую Деву, которая без какой бы то ни было человеческой помощи принесла нам миндаль, то есть Христа, который является сладчайшей пищей ангелов и людей. Ибо как солнечный луч проходит через стекло, не повреждая его и не разбивая, так Дух Святой вошел в Марию и вышел, не нарушая ее девство. Посему сказано: Послан был… ангел… к Деве необычайной (ср. Лк 1,26-27).
Ангел был также послан к Деве смиренной. Посему говорит Она сегодня: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк 1,38), а также: призрел Он на смирение Рабы Своей (Лк 1,48). Она не хвалится тем, что происходит из царского рода и не говорит: «Я – Матерь Бога, я – царица неба и госпожа мира», но говорит, что Она – раба. В этом выражается Ее глубокое смирение и его Она показывает сегодня всему миру. А поскольку Она смиренна, служит грешникам. Обрати внимание на три служения, которые Мария оказывает грешникам.
Во-первых, изменяет приговор судьи. Ибо Бог, который является судьей живых и мертвых, когда кто-либо совершает смертный грех, выносит ему приговор осуждения и вечной смерти. Но Пресвятая Дева молитвой изменяет приговор. Прекрасно это было представлено в Первой Царской Книге (1Сам 25,2-35), где читаем, что, когда Навал оскорбил царя Давида и пренебрег его послами, Давид поклялся его убить. Но когда Давид огласил приговор, прибыла к нему Авигея, пала к ногам его (1Сам 25,24), и таким образом отменила этот приговор, ибо Давид оказал свою милость. Навал представляет каждого грешника. Когда, греша, он оскорбляет Давида, то есть Христа, тот выносит ему приговор осуждения. Но Авигея, то есть Пресвятая Дева, услышав это, прибегает ко Христу и своей молитвой сдерживает приговор на устах Христа. И так грешнику оказывается милость.
Во-вторых, готовит Она грешнику доступ к Богу. Ибо если он столько раз оскорбил Бога, как бы отважился приблизиться к Нему, если бы Она его не привела? Бернард говорит: «Человече, уверенно можешь приступить к Богу, ведь имеешь Матерь перед Сыном, а Сына перед Отцом». Мать показывает Сыну сердце и грудь, Сын показывает Отцу бок и раны, и невозможно никакое отвержение там, где на помощь приходят знамения такой любви. Поэтому Апостол говорит: да приступим с дерзновением к престолу благодати (Евр 4,16). Ибо Она является этим престолом, который Иоанн видел в Откровении, от которого вытекла река и текла по средине города (ср. Откр 22,1-2). Да, это Она – престол Бога, на котором почивал Он девять месяцев. Из этого престола вытекла река, то есть Его благодать и проплывала по средине города, то есть по средине христианства. О, сколько же грешников Она привела и открыла им путь ко Христу!
В-третьих, Матерь примиряет грешников с Богом. Бернард говорит: «Ты – Матерь милосердия, Ты – Матерь вечного Судьи, Ты – Матерь Изгнанника, Ты – Матерь Бога и Человека. Поскольку же Ты одновременно Матерь Бога и человека, не может быть между ними несогласия».
Так примирила Она Сына с одним человеком, который отрекся от Христа и католической веры, чтобы получить от дьявола деньги. Когда дьявол привел его на одну гору, показал ему много золота и позволил взять, сколько захочет. Когда человек тот взял столько золота, сколько мог унести и хотел уйти, дьявол сказал: «У вас, христиан, есть одна весьма сильная Госпожа, которая очень нам мешает. От Нее ты тоже должен отречься». Но тот человек ответил: «Этого я точно не сделаю!» И оставив золото, пришел в город, и войдя в церковь сильно сожалел, что отрекся от Христа. Один знатный гражданин города, увидев его, спрятался в церкви. Тот же человек, подойдя к фигуре Пресвятой Девы, расплакался. Тогда статуя Пресвятой Девы начала говорить, обращаясь к Младенцу, которого держала на лоне, чтобы вернул ему милость. Но когда Младенец не хотел, говоря, что был тяжко оскорблен, Она, оставив Дитя на алтаре, сама спустилась, взяла грешника за руку и вместе с ним встав на колени перед Младенцем, примирила с Ним этого человека. Когда увидел это спрятавшийся знатный житель того города, отдал тому человеку свою дочь в жены. И так он был обогащен духовно и материально.
Ангел также был послан к Деве прекрасной духом и телом. Духовно была она красива, поскольку была освещена, прежде чем родилась, а после зачатия столь сильно была укреплена, что не могла совершить даже легкий грех. Была также столь прекрасна, что никогда не родился ни один человек, который был бы равно прекрасен. И хоть была Она прекрасна, никогда ни один нечистый не мог взглянуть на Нее с вожделением, но скорее так, чтобы мог Ей подражать в добром. И начинал он пылать любовью Божьей и особенным благочестием.
В связи с Ее красой, читаем, что был некий отшельник. Когда услышал он, что Пресвятая Дева весьма прекрасна и что никто не может взглянуть на Нее так, чтобы не воспылать благочестием, прибыл на гору Сион. Пресвятая Дева имела там жилище, в котором пребывала вместе с девушками. Был с Нею святой Иоанн Евангелист, который о Ней заботился. Отшельник сказал Иоанну: «О святой отче, если б я мог узреть мою Госпожу, полную славы Деву!» Иоанн ответил ему: «Подожди здесь, около девяти часов будет Она возвращаться с молитвы и тогда Ее увидишь». Когда Мария вышла, отшельник взглянул на Нее и от бесконечной радости не мог устоять, но упав наземь, сказал: «Не хотел бы я иметь иного царства небесного, как только то, чтобы мог на Нее смотреть!» Это написал Иоанн и теперь ясно, что ангел был послан к Деве прекрасной.
В-четвертых, представлено ангельское приветствие, которое звучит: Радуйся, Благодатная. Мы должны охотно читать это приветствие, ибо это весьма помогает человеку, весьма нравится Пресвятой Деве, и весьма не нравится дьяволу. О том, что это помогает в благом, свидетельствует следующий пример. Так вот, читаем, что некий рыцарь вступил в монастырь. Поскольку же все-таки не умел читать, а монахи не хотели столь знатного рода определить к братишкам, дали ему учителя, чтобы его хоть немного подучил, и чтобы благодаря этому он мог принадлежать к числу духовных. Но тот не смог научиться ничего более кроме слов: Ave Maria, которые слова он и повторял постоянно. Когда наконец он умер, был погребен на кладбище вместе с другими братьями. Но вот на его могиле выросла лилия, у которой на каждом лепестке было написано золотыми буквами слова: Ave Maria. Все сбежались чтобы посмотреть на столь необычайное явление. Раскопали могилу и определили, что корень лилии вырастает из уст умершего.
Пресвятой Деве очень нравится это приветствие, ибо сколько человек его произносит, столько обновляется Ее радость.
Весьма же не нравится оно дьяволу, как это видно на примере одной девицы. Когда дьявол ее искушал, чтобы отдалась некоему юноше, и она уже была склонна поддаться искушению, обратилась к одному аббату, который ей посоветовал: «Когда явится к тебе дьявол, преследуя тебя, ты пади на колени и кричи: «Отвергаю это искушение словами Ave Maria». Когда она это сделала, дьявол громко крикнул, восклицая: «Пусть дьявол войдет в уста того, кто тебя этому научил!» И так она была освобождена.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий