Семья
Родился Пьерджорджо 6 апрела 1901 года в одной из знатных семей Турина. Его отцом был Альфредо Фрассати. Альфредо окончил юридический факультет, но вместо карьеры юриста избрал журналистику. В 1895 году он купил издание газеты Gazzetta Piemontese (Пьемонтский вестник), которая с 1 января следующего года будет выходить под новым названием: La Stampa. Позднее, после прихода к власти Бенито Муссолини, Альфредо ненадолго останется издателем. «Ла Стампа» будет считаться либеральной газетой и защитником демократии. Отказавшись поддерживать фашистов, Фрассати в 1924 году будет вынужден уйти в отставку. В течение нескольких лет издание будет использоваться в качестве рупора фашистской пропаганды.
Кроме того, Альфредо принимает участие в политической жизни Италии. Его близкий друг - Джованни Джолитти – премьер-министр Итальянского королевства назначает его сперва сенатором, а в 1913 году – послом в Германии.
Альфредо был женат на своей кузине Аделаиде Аметис (в 1898 г.), которая была известной художницей, ученицей Лоренцо Деллеани. Ее работы выставлялись на Венецианском биеннале, а одну из них даже приобрел король Виктор Эммануил III. Однако отношения между супругами не были идеальными, они часто ссорились, хотя до развода дело все же не дошло. Сестра Пьерджорджо – Лучана, которая родилась на год позже – 18 августа 1902 года, а умерла в октябре 2007 (в возрасте 105 лет!), написала рассказ о жизни своего брата: «Человек блаженства». Воспитание, которое брат и сестра Фрассати получили в семье, было основано на довольно жестоких методах и принципах, которые Лучана назвала «спартанскими». Она писала: «Величественный дом, в котором мы жили, выглядел как казарма». Родители передали детям жесткую систему правил и обязанностей, основанную на уважении, порядке, дисциплине и чести. Начатки веры были переданы детям исключительно матерью, хотя религиозность в семье не приветствовалась. Тем не менее, 19 июня 1911 года Пьерджорджо принял свое первое причастие, а 10 июня 1915 года – таинство миропомазания.
Стремление помогать бедным проявилась у Фрассати уже в раннем возрасте. Известен случай, когда в детстве, открыв дверь, он увидел за нею просящую подаяние мать, вместе со своим сыном, который был без обуви. Тогда он снял свою обувь и отдал ее ребенку. В 1909 году его отец отказался помочь человеку, который просил подаяние у двери их дома, потому что тот был пьян. Рыдающий Пьерджорджо рассказал об этом своей матери, и она поручила ему найти того мужчину и привести его в дом, чтобы дать ему что-нибудь поесть.
В 1914 году европейские государства вступили в Первую Мировую Войну. Сперва Италия присоединилась к блоку Центральных держав, но в апреле 1915 года перешла на сторону Антанты, вступив в вооруженный конфликт с Австро-Венгрией. Семья Фрассати, джолиттианская и либеральная, занимала в этом конфликте нейтральную позицию. Пьерджорджо в начале войны, хоть и был еще очень молод, упорно трудился, стараясь быть полезным. Он также регулярно отправлял свои небольшие сбережения солдатам и их семьям.
Студенческие годы
Пьерджорджо и Лучана, несмотря на разницу в возрасте начали свое обучение вместе. Начальное образование они получили дома, а затем поступили в государственную школу, однако Пьерджорджо не проявлял особого энтузиазма к учебе, хотя интеллектуально он и превосходил многих сверстников. В школе Фрассати получил прозвище «Террор» из-за его любви к розыгрышам, хотя все они были в хорошем вкусе. После окончания начальной школы они поступили в Классический Лицей Массимо д'Адзельо в Турине, но обучение Пьерджорджо затягивается, он дважды провалил экзамен по латыни. Родители переводят его в Социальный Институт Турина – гимназию, которую вели отцы-иезуиты. Там он еще более приблизился к христианской духовности. Среднюю школу он окончил в октябре 1918 года.
В следующем месяце он поступил на факультет машиностроения Политехнического университета Турина, специализация – горнодобывающая отрасль. Он мотивировал выбор специальности намерением иметь возможность работать рядом с шахтерами – наиболее обездоленным рабочим классом того времени, чтобы помочь им улучшить условия труда. Он так и не успеет закончить этот университет, хотя будет учиться с большой самоотдачей (он скоропостижно скончается, не успев сдать два экзамена).
Во время учебы в университете начнется период его интенсивной деятельности в рамках многочисленных католических организаций, в частности – Итальянской молодежи католического действия, FUCI (Federazione Universitaria Cattolica Italiana – Итальянская Федерация Католических Университетов) и связанного с ней Круга «Чезаре Бальбо», к которому он присоединился в 1919 году. Он также вступил в Общество святого Викентия де Поля (международное католическое движение, занимающееся благотворительностью, основанное блаженным Антуаном Фредериком Озманом, профессором Сорбонны в 1833 году. Сперва оно называлось «Товарищество Любви». Активное участие в становлении этого Общества приняла монахиня из конгрегации «Дочери милосердия» (шаритки) блаженная Розалия Рендю, которая предложила называть благотворительную организацию в честь покровителя своей конгрегации святого Викентия де Поля. Первоначально Общество работало среди бедных жителей Парижа и к концу XIX века стало постепенно распространять свою деятельность в других странах).
В 1920 году Пьерджорджо вступает в Итальянскую Народную Партию (Partito Popolare Italiano, PPI), идеология которой основывалась на принципах христианской демократии и католического социального учения.
Он также знакомится с доминиканской духовностью. Его вдохновляют учение Фомы Аквинского и творения Екатерины Сиенской. В начале 1920 года, когда в Турине вспыхнули беспорядки среди рабочих, он в качестве телохранителя сопровождал в «красные» районы Турина отца-доминиканца. А 28 мая 1922 года он вступил в Третий Доминиканский Орден, приняв в нем имя Иероним, избрав своим покровителем Иеронима Савонаролу, которому стремился подражать. Однако, он далек от мысли стать монахом или священником, понимая, что к этому служению у него нет призвания.
Пьерджорджо часто посещает бедные, рабочие окраины Турина. Беднякам он приносит все: еду, одежду, дрова, уголь, мебель. Коллеги издеваются над ним, называя его «Frassati Impresa Trasporti». На бедняков он тратит все деньги, которые получает от семьи, а которых у него становится все меньше и меньше. Семья не баловала его крупными карманными деньгами, и все, что он получал, тратил на бедных. Нередко друзья видели его идущим домой пешком, поскольку он отдал бедным то, что было предназначено на трамвай. «Помогать нуждающимся, — сказал он однажды своей сестре Лучане, — значит помогать Иисусу». Никто в семье ничего не знал о его благотворительной деятельности; более того, они никогда до конца не понимали, кем был Пьерджорджо на самом деле.
Он счастлив по-своему: он оставляет мирские забавы ради мессы, обществу сверстников из состоятельных семейств он предпочитает общество бедных. Но было бы ошибкой считать, что он странный и изолированный молодой человек. Жизнь его была насыщенной и интересной.
Любовь и горы
Пьерджорджо в горах (фотография сделана его сестрой Лучаной)
Пьерджорджо был очень живым, солнечным юношей, всегда веселым и полным энергии. Он занимался многими видами спорта, но самым большим его увлечением был альпинизм, о чем свидетельствуют многочисленные фотографии. Он был членом различных альпинистских ассоциаций, активно принимал участие в сорока поездках и экскурсиях. Самым значительным его достижением было восхождение на вершину Гривола (в Грайских Альпах, высота 3 969 м), трудную даже для опытных альпинистов; вместе с друзьями из ассоциации католических альпинистов «Молодая гора» (Giovane Montagna) он также восходил на Уиа Чиамарелла (3 676 м.), это произошло 20 июля 1924 года.
В то время общее увлечение свело его с Лаурой Идальго (1898-1976), девочкой-сиротой скромного социального происхождения. Пьерджорджо влюбился в нее, но никогда не признавался ей в своих чувствах, «чтобы не расстраивать ее», как он писал другу. Причиной, по которой он не признался ей в любви, было явное противодействие его семьи, которая никогда бы не приняла в качестве избранницы наследника дома Фрассати, девушку из низкого сословия. Поэтому он отрекся от этой любви, чтобы не спровоцировать тяжелые дискуссии дома и не подорвать еще больше отношения между отцом и матерью, которые в то время и так были на грани кризиса. Однако это решение стало причиной страданий для Пьерджорджо, которые он с верой преодолел. В письме, датированном 6 марта 1925 года, он писал своему другу Исидоро Бонини: «В моей внутренней борьбе я часто спрашивал себя, почему мне должно быть грустно? Должен ли я страдать, неохотно идти на эту жертву? Неужели я потерял веру? Нет, слава Богу, моя вера все еще довольно тверда, и поэтому давай укреплять, будем укреплять то, что является единственной Радостью, которую можно иметь в этом мире. Только это достойно любой жертвы».
Компания или Общество Теневых Типов
Несмотря на то, что Пьерджорджо принимал активное участие во многих католических ассоциациях того времени, он решил вдобавок создать свою. Произошло это 18 мая 1924 года во время поездки в городок Пьян-делла-Мусса. Там, вместе со своими ближайшими друзьями он основывает «Compagnia o Società dei Tipi Loschi», ассоциацию, характеризующуюся здоровым духом дружбы и радости. Но за игривыми и голиардическими (голиарда – итальянский аналог студенческих братств) проявлениями, Компания Теневых Типов скрывала стремление к глубокой дружбе, основанной на узах молитвы и веры. «Я хотел бы, чтобы мы поклялись в договоре, который не знает земных или временных границ: союз в молитве», — писал Пьер Джорджо одному из своих друзей 15 января 1925 года. И именно узы молитвы связывали «лестофантов» и «лестофантесс», как они в шутку называли друг друга. Они дают друг другу шуточные прозвища (Пьерджорджо — Робеспьер), вместе совершают походы в горы, составляют забавные прокламации в революционном духе, но прежде всего – стремятся к глубочайшей дружбе, той, которая основана на священных узах молитвы и веры. Эта интуиция стала поистине пророческой для значительной части мирских религиозных молодежных организаций современной Церкви.
Внезапная смерть
последнее восхождение
Вероятно, во время посещения бедняков, Пьерджорджо заразился молниеносным полиомиелитом, который привел его к смерти менее чем за неделю.
Утром 30 июня 1925 года Пьерджорджо жаловался на странную мигрень, а также на необычное отсутствие аппетита. Однако никто не придавал его недомоганию большого значения, думая, что это обычная простуда. Внимание всей семьи было приковано к пожилой умирающей бабушке – Линде Аметис, которая скончалась 1 июля. В ночь перед смертью бабушки, как рассказывает Лучана, не в силах заснуть из-за ноющей боли, Пьерджорджо попытался встать, чтобы немного пройтись, но несколько раз упал в коридоре. Родители осознали всю серьезность состояния сына только в день смерти бабушки, когда он уже не мог встать с постели, чтобы присутствовать на похоронах. Когда врач установил причину его недуга, было уже слишком поздно применять какие-либо лекарства. Все-таки родители попытались сделать все возможное, отец выписал экспериментальную сыворотку прямо из Парижа, но все было напрасно. Пьерджорджо, приняв последние таинства, скончался 4 июля 1925 года в 7:00 вечера.
На его похороны пришло много друзей, видных личностей, но прежде всего - бесчисленное множество бедняков, которым он успел помочь при жизни. Его похороны сравнивали с похоронами Джованни Боско, также великого святого из Турина. Только сейчас, увидев эти толпы бедного люда, его семья впервые поняла, насколько он был любим людьми, как много добра он успел сделать за свою короткую жизнь. Отец его с горечью произнес: «Я не знал своего сына!»
Несчастный Альфредо понял кем был его сын только тогда, когда навсегда потерял его. Его сердце было разбито, смерть Пьерджорджо оставила в его душе слишком большую пустоту, оглушительную тишину. Но Альфредо не боялся страдать, и эта пустота постепенно наполняется светом и Словом Божьим. Альфредо постепенно приходит к вере, возрастая в ней, и к концу своей жизни переживает чудесное обращение, которое многие называют «первым чудом Пьерджорджо». Альфредо умрет в 1961 году.
Пьерджорджо был похоронен в фамильном склепе Фрассати в Поллоне Чимитеро. Позже, в 1981 году его тело было перенесено в Туринский собор. При осмотре останки были признаны нетленными.
Папа римский Иоанн Павел II причислил его к лику блаженных 20 мая 1990 года. Память блаженного отмечаем 4 июля.
Молитва
Боже, Ты даровал блаженному Пьерджорджо Фрассати радость уже в юности встретиться с Христом в вере и любви. По его предстательству дай нам жить духом евангельских блаженств и быть свидетелями Евангелия в современном мире. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живет и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков.
Отправить комментарий