Проповедь De sanctis в праздник Воздвижения Святого Креста Перегрина Опольского.
Forte lignum et imputribile elegit artifex sapiens (Ис 40,20).
Этот мудрый мастер представляет Христа – премудрость Бога Отца. Выбрал Он для себя крепкое древо, то есть святой крест для того, чтобы на нем и через него совершить дело нашего спасения. В этих словах можем подчеркнуть две правды. Первая – то, что древо креста крепкое по трем причинам. Во-первых, поскольку побеждает врага; во-вторых, поскольку укрепляет слабого; в-третьих, вводит в царство.
Во-первых, названо оно крепким, потому что побеждает врага. По этому его также именуют щитом, как говорит Иоанн Дамаскин. Вооруженный этим щитом, царь Ираклий победил своего неприятеля и врага веры христианской, то есть Хосрова. Ради этой великой победы и необыкновенного чуда, какое тогда явил Бог через святой крест, Церковь отмечает этот праздник и называет его Воздвижением Святого Креста. Ибо в столь великий день вера была высоко воздвигнута.
Так читаем, что лета Господнего шестьсот пятнадцатого, когда Бог допустил, чтоб язычники угнетали Его народ, персидский царь Хосров завоевал все царства. Когда он вошел в Иерусалим, захватил часть святого креста, которую оставила там святая Елена. Так Хосров хотел, чтобы люди воздавали ему такую честь как Богу, и построил башню из золота, серебра и сверкающих между ними жемчужин. Поместил на ней изображение солнца, луны и звезд. И восседая так на троне, как Бог Отец, поставил одесную себя, на место Сына, древо святого креста, а ошуюю, вместо Духа Святого, петуха. Приказал, чтобы воздавали ему честь как Богу. Тогда император Ираклий собрал огромное войско и выступил против сына Хосрова на реку Дунай, чтобы сразиться с ним. Но войска обеих сторон решили, чтобы только одни предводители встретились и сразились на мосту. Тот, кто останется победителем, не подвергая войска потерям, заберет царство. Тогда Ираклий вверил себя Богу; ему удалось подчинить все войско своей власти, более того – все люди Хосрова приняли святое крещение. Тогда прибыл он к Хосрову. Увидел его сидящим на золотом троне и сказал ему: «Зачем ты осквернил своим способом древо креста святого? Если примешь веру Христову, сохранишь жизнь и царство, если же нет, отрублю тебе голову мечем». Когда же Хосров не хотел согласиться, Ираклий отрубил ему голову. Его десятилетнего сына, которого нашел при нем, окрестил и отдал ему царство его отца. Разрушил он ту башню, а серебро разделил между своими воинами как добычу. Золото и жемчуг предназначил на восстановление разрушенных тираном церквей. Забрав таким образом святой крест, отвез его в Иерусалим.
Когда он в торжественном императорском облачении спускался с Елеонской Горы и хотел на царском коне проехать в ворота, через которые прошел Господь, идя на муки, неожиданно упали камни и как бы стеною преградили проход. И когда все дивились этому, над воротами явился ангел, держащий в руках крест и сказал: «Ведь Царь Небесный проехал через эти врата на муки не в царских одеяниях, но на скромном ослике, и оставил Он своим почитателям пример смирения». После этих слов ангел отдалился. Тогда император со слезами в очах снял свою обувь, и снял одеяния, кроме туники. Взяв крест Господень, смиренно нес его до самых ворот. Врата же тотчас отворились и освободили входящим свободный проход. Таким образом святой крест вернулся на свое место. И какой-то умерший был там возвращен к жизни, четверо парализованных было исцелено, пятнадцать слепых вернуло зрение, злые духи покидали одержимых, и множество людей исцелились от различных болезней. Император же, восстанавливая церкви, вернулся к себе. И таким образом мы разъяснили первую правду.
Во-вторых, это древо именуется крепким, поскольку укрепляет оно слабого. Иоанн Дамаскин говорит, что крест – это посох для слабых. Верно святой крест называют посохом, ибо как какого-либо посоха боятся собаки, так посоха святого креста боятся адские псы, то есть злые духи. Один добрый человек имел обычай всегда по пятницам слушать мессу о святой кресте. Заказывал он ее за собственные деньги. И когда он умер, бесы следовали за ним до самого суда. Когда его обвиняли, кроме прочего, в том, что он редко вспоминал и переживал в сердце страсти Господни и мало почитал святой крест, его ангел, став рядом с ним, принес динарии, которые он приносил как пожертвование. На каждом из них было изображение креста. Когда увидели это злые духи, тотчас исчезли.
В-третьих, крестное знамение называем крепким, так как вводит оно наши души в царство небесное. По этой причине называем его также ладьей. Книга Премудрости гласит: люди вверяют свою жизнь малейшему дереву (Прем 14,5) для спасения. Ибо никто на этом свете не сможет переправиться через море, если не сядет на ладью. Точно так никто не может достичь царства небесного иначе, чем при помощи святого креста. Поэтому Августин говорит: «Установил – говорит – Христос древо, чтобы мы на нем переправились через море». Это крепкое древо избрал мудрый мастер, то есть Христос, чтобы на нем претерпеть страдания ради нашего спасения. Так выбрал Он его четырьмя способами. Во-первых, как подсвечник, чтобы дать свет; во-вторых, как кузнец выбирает молот для создания нового изделия; в-третьих, как воин лестницу, чтобы захватить укрепленный замок; в-четвертых, как уставший – ложе для отдохновения.
Во-первых, говорю, что Христос выбрал крест как подсвечник, чтобы дать свет. Ибо знал Бог Отец, что весь мир пребывает во тьме вероломства, а люди, имея очи, не видят, - псалом гласит: имеют очи, но не видят (ср. Пс 113,5); видел также, что все как бы стремятся к вечной тьме, ибо не видят путь в небо. Ибо ослепила их злоба, как сказано в Книге Премудрости (2,21). Поставил Он сегодня, смилосердившись над нами, подсвечник. Поместил на нем свечу человеческой природы – Христа, и зажег ее огнем божественной природы, который именно тогда осветил весь мир. Ибо мы уже понимаем, кто такой Творец, а что такое творение, что добро, а что зло, и каков путь в ад. Посему святые отцы, которые пребывали во тьме, освещенные этим светильником, сказали: «Ты прибыл, вожделенный, которого мы ожидали во тьме», ибо их тьма превратилась в свет. Говорит об этом Златоуст, что «Крест Христа и Его раны на суде будут более сияющими, чем солнечные лучи». И так все, кто на этом свете вели безукоризненную жизнь, соберутся вокруг этого светильника, чтобы охранить себя от тьмы ада.
Во-вторых, выбрал Он святой крест как кузнец выбирает молот для создания нового изделия. О, Господи, разве Бог подобен кузнецу? Воистину! Разве не кажется подобным кузнецу Тот, творения которого крепче изделий всех кузнецов? О, сколь же искусен тот кузнец, который создал творение столь изысканное и крепкое. Который создал столь прекрасные светящиеся небесные тела! Потому создал денницу и солнце. И когда их сотворил, были весьма хорошими, как говорит Моисей в Книге Бытия (1,31). Понимаем, что одно из этих творений, а именно – душа, было повреждено ржавчиной греха. Тогда, чтобы очистить ее и удалить с нее ржавчину греха, должен был Он работать как кузнец. Когда кузнец хочет сделать новое изделие, снимает праздничную одежду, одевает обычную и выбирает себе молот для такой работы. Так и сделал Бог, когда захотел очистить души от адской ржавчины. Облачился в простое одеяние, то есть – наша тело, которое возникло из земли, а в качестве молота выбрал себе крест, и таким образом, будучи распятым на кресте, очистил от ржавчины греха душу, раскаленную в огне Его любви. И так совершенно ее, что в судный день окажется она ярче солнца. И поэтому мог сказать: се, творю все новое (Откр 21,5).
В-третьих, выбрал крест как воин лестницу для осады укрепленного замка. Исаия говорит: Господь выйдет… как муж браней (ср. Ис 42,13). Ибо кто хочет сражаться, должен иметь оружие и все, что для этого нужно. Так сделал и Бог. А именно, когда всемогущий Бог сотворил мир, построил в качестве своей обители – специальную крепость, ибо весь мир не мог Его вместить. Ибо Он – больше, чем весь мир. Этой крепостью был человек. Этого Бога, которого весь мир вместить не может, человек вмещает в своей святой душе и принимает Его всего, как гласит псалом: а Ты живешь в святости (ср. Пс 21,4). И так, поскольку человек должен стараться достичь святости, Бог соорудил оборонный вал этого укрепленного замка. Валом же был Адам и Ева. И поставил на нем пять башен, то есть пять чувств, и окружил его крепкой стеной, то есть ангелами. Поэтому сказано: На стенах твоих… Я поставил сторожей (Ис 62,6). И поставил их на высокой горе, то есть в раю. А из-за того, что она такая высокая, потоп, хотя достигал сорок локтей выше всех гор (ср. Быт 7,20), однако рая не достиг. Взгляни, где Господь поместил род людской! Ах, но крепость Божья была сдана из-за хитрости сатаны. Сперва он атаковал валы, то есть Еву, которой сказал: Будете как боги (Быт 3,5), и она соблазнилась этим. Так был захвачен вал; а когда Адам вкусил, тогда крепость была полностью сдана и захвачена. Эту крепость так сильно полюбил дьявол, что в одном человеке поставил на страже семь злых духов, как в Марии Магдалине (ср. Мк 16,9; Лк 8,2). И так ревностно он ее охранял, что в одной башне поместил семь тысяч шестьсот шестьдесят воинов. Это был легион (ср. Мк 5,9; Лк 8,30) и выдерживал он осаду более тысячи лет.
Наконец Бог, желая вернуть свою крепость, вооружился телом, взятым от Девы, и приблизился к этой крепости, которую дьявол уже окружил семью стенами, то есть смертными грехами. Поднял лестницу, то есть святой крест и сражался так мужественно, что получил множество весьма тяжких ран. На Его голове почти сто ран от тернового венца, ибо сколько было шипов, столько ран; на руках и ногах раны от гвоздей, в боку – от копья, а на всем теле – от бичевания. И так сильно Он был изранен, что Исаия, сочувствуя Ему, взывал, произнося: От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места (Ис 1,6). А потом битва стала такой яростной, что, стоя на этой лестнице, Он погиб, а с Ним – двенадцать князей, то есть апостолов. Павел сражался столь храбро, что был сражен мечом, Петр и Андрей повисли на древе, с Варфоломея содрали кожу, и многих других мучеников гнали, побивали камнями и сжигали; и даже слабый женский пол сражался в этой битве, как Екатерина, Маргарита и много иных. И так наконец был добыт этот укрепленный замок. Произошло это именно тогда, когда Христос воскрес и вывел святых отцов. Это – лестница Иакова, верх которой касался неба… и Господь стоял на этой лестнице (ср. Быт 28,12-13), чтобы втащить на небо всех, кто за нее держался. И поэтому поется: «Это – лестница грешников, по которой Христос – Царь небесный, втягивает к себе все».
В-четвертых, выбрал Он крест, как уставший ложе для отдохновения. Воистину, часто был Он утомленным. Иоанн говорит: Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя (Ин 4,6). А Он сам говорит, что от учения засохла гортань моя (Пс 68,4). Поэтому Он искал ложе для отдохновения, а именно – крест. Это то ложе, о котором томиться святая душа. Скажи мне, где бы ты восстановил силы, где бы отдохнул в полдень? Воистину, у креста, ибо там Христос был напоен уксусом и желчью (ср. Мф 27,48; Лк 23,36; Ин 19,29). Там также Он отдыхал, ибо в девятом часу умер на кресте (ср. Мф 27,46-50; Лк 23,44-46), так как умирают на одре. Это – тесное ложе. О нем говорит Исаия: тесное для меня это ложе (ср. Ис 49,20). Это ложе – узкое. Воистину, тесно для меня это место (Ис 49,20), ибо нужно было, чтобы Тот, кто сотворил весь мир, положил ногу на ногу.
Будем молиться и т.д.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий