Из книги «Житие святой Екатерины Сиенской» блаженного Раймонда Капуанского, её исповедника. Часть II. Глава 7c.
Случилось о ту пору в упомянутом городе Сиене, что два отъявленных злодея, схваченные судебным приставом, по причине своих огромных преступлений были приговорены к жесточайшей смерти. Итак, их посадили на телеги, привязав к кольям, а палачи ранили их тела раскалёнными клещами сиречь щипцами то в один член, то в другой, нанося сильные ожоги. Ни в темнице, ни после того, как их вывели оттуда на оную казнь, никто не мог побудить их ни к покаянию за свершённое, ни к таинству исповеди грехов какому-нибудь священнику; мало того, в то время как их по обычаю водили по городу для острастки другим, они не вверяли себя молитвам верных, а наоборот, в открытую хулили Бога и святых, и так несчастные влеклись от временных наказаний и огня к огню вечному и наказаниям нескончаемым.
Но тут оная вечная Благость, которая никому не желает погибнуть и которая дважды не наказывает за одно и то же, помыслила избавить оные души несчастные от бездны адской с помощью преподобной девы, невесты своей. Ибо по устроению Божественного промысла случилось так, что в тот день преподобная дева, взыскуя большей тишины, пришла в гости к одной из дочерей своих в Господе и сподвижнице, которая называлась Алессией и ныне царствует с нею на небесах. Дом её располагался на одной из улиц упомянутого города, по которым обычно проходили такого рода осуждённые. Когда же тем утром Алессия услышала доносившийся снаружи шум взволнованных толп, она, тут же подойдя к окну и выглянув из него, мельком увидела вдали тех несчастных, ехавших на телегах и вышесказанным образом палачами обжигаемых. И подбежав к деве, она сказала:
- О матушка моя, какое жалостное зрелище ныне пред дверью дома нашего! Двух, – добавила она, – человек, осуждённых на казнь щипцами, провозят мимо на телегах.
Услышав сие, преподобная дева, ведомая не любопытством, а состраданием, подошла к вышеупомянутому окну и, увидев оных несчастных, отпрянула чуть ли не в мгновение ока и прибегла к молитве, ибо увидела, как призналась мне втайне, вокруг каждого из них огромное скопище злых духов, которые изнутри жгли их души гораздо сильнее, чем палачи – плоть снаружи. Посему, движимая удвоенным состраданием, она с поспешностью обратилась к прибежищу молитвы, в коей не менее поспешно понудила Жениха своего милосердного спасти души погибающих оных.
- Ах! – молвила она, – всемилостивый Господи, отчего Ты так презираешь творение Своё, по Твоему образу и подобию созданное и милостиво искуплённое Твоей драгоценнейшей Кровью, что в добавок к стольким мукам телесным их так жестоко и гнусно терзают нечистые духи? Ты просветил того разбойника, который был распят вместе с Тобою, – хотя он получил по заслугам, – да так обильно, что в то время, когда апостолы сомневались, он открыто исповедал Тебя на кресте и заслужил услышать оный глас: «…Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43) – а на что это, как не на то, что Ты даешь надежду на прощение таким, как он? Ты Петра, отрекшегося от Тебя, не презрел, но взглянул на него милосердно; не побрезговал Ты Мариею грешной, но привлёк к Себе; Ты не оттолкнул ни Матфея мытаря, ни хананеянку, ни Закхея, начальника мытарей, но напротив – призвал к Себе. Итак, всем Твоим милосердием заклинаю Тебя как можно скорее прийти на помощь душам оным!
Что уж там… Она убедила Того, кто желал быть убеждён, и открытый источник милосердия чудесным образом склонила [пощадить] оных несчастных, ибо ей была уделена благодать идти с ними в духе, и она сопровождала их неотлучно до самых городских ворот, непрерывно плача о них и молясь о том, чтобы смягчились и обратились сердца их. Бесы, видя сие, громогласно кричали на неё, говоря:
- Если не отступишься, мы устроим так, чтобы их души вместе с нашими одержали тебя– станешь бесноватой!
На что она ответила им:
- Чего желает Бог, того и я желаю; несмотря на эту [угрозу] я не отступлюсь от начатого!
Когда же они были у ворот города, явился несчастным премилосердный Спаситель, весь израненный, обливающийся кровью, призывая их к обращению и обещая прощение, отчего луч божественного света проник в сердца их, и они стали с великой настойчивостью просить священника и исповедовали грехи свои с немалым сокрушением. После чего они сменили богохульства на похвалы и, непрестанно обвиняя и самих себя и провозглашая себя достойными оных и ещё больших наказаний, шествовали на казнь в величайшей радости, словно бы званные на пир. И хотя палачи обжигали их, они с тем же постоянством, как прежде богохульствовали, да и с удвоенной силою воспевали хвалу Спасителю и с упованием возглашали, что через оные муки достигнут вечной славы и что великая милость оказана им посредством мук оных. Наблюдая сие, окружающие были чрезвычайно изумлены столь разительной переменой, так что даже сами палачи умилились в сердце и не смели наносить им новых ран, видя таковое благоговение. Никто, однако же, не знал, откуда произошло сие изменение десницы Всевышнего Спасителя (ср. Пс. 76:11) и кто предстательствовал пред Богом за оные столь ожесточившиеся души. Но некий благочестивый священник, который сопровождал их, надеясь отвратить от столь жёсткого упрямства, впоследствии подтвердил всё сие под присягой брату Фоме, духовнику девы сей преподобный, который, расспросив упомянутую Алессию, выяснил, что в тот час, когда преподобная дева окончила свою молитву и пришла в себя, они испустили дух. Что потом он ещё подробнее узнал втайне от самой девы: она поведала ему всё вышеописанное по порядку, что я и обнаружил в записях брата Фомы. Где ещё дополнительно сказано, что в течение нескольких дней по кончине названных злодеев сподвижницы преподобной девы слышали, как она говорила на молитве:
- Благодарю Тебя, Господи, за то, что Ты избавил их от второй темницы.
Когда ж названный брат Фома о том услыхал, он спросил её, что она имела ввиду. На сие она ответила, что души тех разбойников уже во славе райской. Ведь хотя они и попали по преставлении в чистилище, она всё же вымолила тогда полное для них избавление.
Возможно, поскольку сии [чудеса] свершились незримо, они покажутся тебе, читатель, незначительными, но если ты вникнешь в речения Августина и Григория (Великого), то обнаружишь, что то было большее чудо, чем если бы они были восставлены после смерти. И, говоря словами Григория: «В воскресении телесном восставлена была бы плоть, чтобы снова умереть, а в сем восставлена душа, дабы жить вечно». И ещё: «При воскрешении тела Божественное могущество не имеет препятствия, но при воскресении души благодаря данному ей закону свободной воли оно встречает препятствие своего рода, так как грешник может не пожелать обратиться; почему и говорится, что обращение грешника превосходит даже сотворение мира в проявлении Божественного могущества». Недаром повествуют о св. Мартине, что силою божественной Троицы он удостоился славы восставить трёх мертвых. Также написано о св. Николае, что он чудесным образом избавил троих невинно осужденных на смерть, и то вызвало великую молву. Что же сказать о нашей современнице, деве Екатерине, которая двоих преступнейших мужей, причём мертвых душой и обречённых на смерть вечную, почти полностью восставила своими молитвами как внезапно, так и чудесно, да избавила их от огня вечного? Разве это не больше и не чудеснее всего вышеперечисленного? Поверь мне, читатель, я лично видел собственными глазами множество дивных чудес, свершившихся чрез сию преподобную деву с разными телами, но все их считаю ничем по сравнению с этим, ибо здесь чрезвычайно мощно проявилось достоинство Всевышнего, и чрезвычайно щедро оросил Он миро благодати Своей, ведь тут людей, приверженных всякому нечестию, упорствовавших в своём нечестии прежде и потом почти до самого конца включительно, когда больше уже никто не пытался привести их спасению и не надеялся на то, Он милостиво обратил к Себе, смягчил их, силою искреннего покаяния привёл к окончательному и славному спасению.
Также она вымолила себе у Господа в дар другое необычное обращение одного человека, который доселе среди нас, и я не думаю, что об этом следует умолчать.
Перевод: Константин Чарухин.
Отправить комментарий