Проповедь De sanctis в праздник Рождества Пресвятой Девы Марии Перегрина Опольского.
Et egredietur virga de radice Jesse, et flos de radice ejus ascendet (Ис 11,1).
Был обычай, что давние короли и князья праздновали свои дни рождения и устраивали по этому поводу большие торжества. Точно так и Сын Божий установил, чтобы в сегодняшний день во всем мире праздновали день рождения Его Матери.
Был некий муж, который ревностно предавался созерцанию. Каждый год восьмого сентября, погруженный в молитву, он слышал сладостное пение ангелов. Когда богобоязненно он попросил, чтобы ему сказали, почему каждый год он слышит это только в этот день, а не в иной, получил от Бога ответ, что в этот день появилась на свет Блаженная Дева и посему было открыто сынам Церкви, чтобы они вместе с небесным двором праздновали это торжество. А когда он рассказал об этом папе, тот установил в этот день праздник в честь Девы Марии. И придерживаясь этого, мы должны заметить в этих словах три правды. Во-первых, Ее рождение в слове: произойдет; во-вторых, Ее приметы в слове: отрасль; в-третьих, Ее благородное происхождение в словах: от корня Иессеева.
Если речь идет о первом, то обрати внимание, что эта отрасль произошла, то есть родилась самым достойным и наиболее радостным образом. Воистину, самым достойным, ибо после ангельской вести. Поэтому Иероним пишет, что Иоахим происходил из города Назарет и взял в жены Анну из Вифлеема. Были же они оба праведны пред Богом и поступали согласно всем заповедям Божьим (ср. Лк 1,6). Все свое имущество они делили на три части. Одну часть отдавали храму и его служителям, вторую – паломникам и убогим, а третью оставляли для себя и своих домашних. И так жили двадцать лет, не имея в супружестве потомства. Дали обет Богу, что, если Он даст им дитя, отдадут его не службу Господу. По этой причине они каждый год в три особенно торжественные праздники они посещали Иерусалим.
Так, в празднование Освящение Храма пришел в Иерусалим Иоахим вместе с членами своего рода и подошел с другими к алтарю, ибо хотел принести свою жертву. Но священник с гневом оттолкнул его как того, кто не смеет приближаться к алтарю, поскольку, согласно закону, он проклят, поскольку не имеет потомства. Иоахим почувствовал себя оскорбленным и не хотел возвращаться домой, чтобы не терпеть подобных оскорблений от своих соседей. Когда он перебывал со своими пастухами, ибо остановился у них на какое-то время, однажды явился ему ангел Господень и сказал: «Я – ангел Господа, посланный к тебе, чтобы возвестить тебе, что твои просьбы были выслушаны, а твои милостыни достигли обличья Господня. Анна, твоя жена, родит тебе дочь, и ты наречешь ее Марией. Будет она, согласно с вашим обетом, с детства посвящена Богу и еще в лоне матери своей наполнена Святым Духом. И не будет она находится среди своих земляков, но всегда будет пребывать в храме Господнем. И так как она родится от бесплодной матери, так и из нее дивным образом родится Сын Божий, а имя Его будет Иисус, ибо через Него придет спасение для всех народов. А для тебя пусть будет знамением вот что: когда ты придешь в богатый квартал Иерусалима, Анна, твоя жена, выйдет навстречу тебе. Она, которая сейчас так сильно волнуется из-за того, что ты не возвращаешься, будет весьма радоваться, когда увидит тебя».
После этих слов ангел отдалился от него. Когда же Анна горько плакала не зная, куда ушел ее муж, явился ей тот же ангел и возвестил ей то же самое, что открыл мужу. Анна и Иоахим, согласно словам ангела, вышли навстречу друг другу, и воздав поклонение Господу, вернулись домой, успокоенные обетованием потомства. Так Анна зачала и родила дочь и дала ей имя Мария. А когда минул период раннего детства, они привели девочку в храм Господний, принося жертвы. И оставив ее там с другими девочками, вернулись домой.
Родилась Она также радостным образом, ибо Ее рождение было предсказано намного ранее пророками. Некоторые называли Ее денницей, как Соломон, который видя Ее чудесное будущее рождение, сказал: Кто это, блистающая как зоря? (Песнь 6,10), как бы сказал: «Другие дети рождаются с плачем, а эта рождается в радости». И это было знамение, что должна была Она нас возвеселить своим рождением. Ибо так как некоторые птицы и звери в ночи неспокойны, ибо не имеют света, но когда встает денница, тогда начинают петь и радоваться, воистину, точно так, когда наша денница, то есть Мария, родилась и вышла из тьмы материнского лона на свет этого мира, тогда души, пребывающие в преисподней, ожидая там утешения, возрадовались. Точно так и все, кто живет на этом свете. Ибо вышла Она как лилия из грязи, как роза из терния, как источник из иссохшей земли, чтобы своей милостью поддержать всех грешников. Некоторые называли Ее также цветком – ради Ее девства, несмотря на то что родила. Поэтому Бернард говорит от Ее имени: «Рождение мое не подобно рождению иных жен, но имеет свое подобие в мире природы. Посему если ты спрашиваешь, говорит, как родила дитя, это так, говорит, как цветок издает аромат. Если, говорит, находишь нетронутый цветок, хотя издает он запах, также веришь, что мое целомудрие осталось нетронутым, хотя Я родила Спасителя всех».
Некоторые называли Ее также ковчегом, как говорит Иоанн в Откровении: И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в небе (ср. Откр 11,19), то есть в славе. Отверзся храм, то есть Божье милосердие, которое вплоть до Ее рождения было затворено. Теперь же оно отверзлось для всех. А в храме явился ковчег Божьего завета, то есть Блаженная Дева, которая в период гнева перед рождением Христа не была видима в храме. Так Пресвятая Дева сравнивается с ковчегом, ибо так как ковчег и Она закрывает себя от нас, когда мы грешим. Ибо тогда не имеет Она отваги молиться за нас. Тогда мы исключены из общины верных. Посему открывайте Ее благочестием! И таким образом Она отвориться так легко, как ковчег. В ковчеге прячут сокровища, чтобы их не украли воры. Так точно и в нашем ковчеге помещено сокровище нашего спасения, прикрытый одеянием смирения. Сокровище – Сын Всевышнего Отца, дарованный нам Отцом для нашего искупления. Сокровище, говорю, которое не подвержено порчи (ср. Мф 6,20), но искупляет смерть и жизнь.
В этом ковчеге находится все, что бы ты не захотел: будь то сожаление о грехах, будь то здоровье, будь то жизнь. Эту жизнь нашла некая женщина, о которой читаем, что имела в супружестве со своим мужем одну дочь. Выдала ее замуж за одного юношу. Из любви к дочери приняла в дом также своего зятя. Мать также и его сильно любила. Тем временем подлые люди начали поговаривать, что причина этой любви преступна. Опасаясь клеветы, она наняла двух деревенских парней, чтобы убили ее зятя. Однажды она закрыла их в подвале, а своего мужа и дочь куда-то отослала. Тогда попросила своего зятя сходить в подвал, чтобы принести вина. Как только он туда вошел, тотчас убийцы нанесли ему удар. Сразу же она сама отнесла его к постели дочери и как будто спящего полностью укрыла одеяниями. А когда муж и дочь вернулись и сели за стол, мать сказала дочери, чтобы разбудила своего мужа, чтобы тоже пришел к столу. Дочь, обнаружив его мертвым, незамедлительно всем об это объявила. Вся семья начала плакать и рыдать. Рыдала также с другими, как бы скорбя, и эта жена-убийца. Потом она сильно раскаивалась в совершенном убийстве и все, как было, исповедала священнику.
Спустя какое-то время, она сильно поспорила с одним из деревенских, и он рассказал, что это она убила своего зятя. Когда узнали о том родственники юноши, ее отдали под суд и приговорили к сожжению. Осознавая то, что приближается ее конец, она обратилась к Блаженной Деве и войдя в Ее церковь, пала ниц, молясь в слезах. Вскоре ее заставили выйти и бросили в огонь. Тогда все увидели, что она осталась там нетронутой и неповрежденной. Родственники парня решили, что огонь слишком мал, побежали за хворостом, чтобы подбросить его в огонь. Видя, что даже это ей не повредило, начали колоть ее пиками и копьями. Тогда судья, который присутствовал при этом, сильно удивился и остановил их. Он осмотрел ее внимательно и не обнаружил на ней никакого следа огня, а только раны, нанесенные копьями. Потом ее родственники отвели ее домой, подкрепили пищей и освежили купанием. Бог же, не желая, чтобы далее не позорили ее людские подозрения, спустя три дня забрал ее с этого света в неустанную славу Девы.
Некоторые также называли Ее отраслью, как говорит это Исаия: И произойдет отрасль от корня Иессеева. В этом подчеркнуты Ее признаки. Этой отрасли очень боятся злые духи. Книга Чисел гласит: восстает жезл… и поразит князей Моава (Числ 24,17), то есть злых духов. О, сколько же поражений получили они от этого жезла! Свидетельствует об этом тот, кто в ночь Рождества Господнего, когда Дева с Младенцем восторжествовала над ним, восстав от земли, изрек: «Несчастный – говорит – Мария день, в который Ты родилась, ибо Ты сокрушила нашу силу и нанесла нам множество поражений!» Это жезл, который пробил скалу и потекли воды весьма изобильно (ср. Числ 20,11). Точно так наша отрасль пробила множество черствых сердец так, что потекли воды сокрушения.
Ибо Она – отрасль, которая разит и врачует. Сколько же людей ударила эта отрасль, так как одного неверующего. Читаем, что, когда христиане в Риме стояли перед одним алтарем Пресвятой Девы, подошел какой-то неверующий и начал богохульствовать, говоря: «Глупцы! Кому она может помочь, если она – простая женщина, такая же как все?» Услышав это, христиане ужаснулись и сказали: «О Мария, воздай за нас и за Себя на этом неверующем!» И вот, две огненные стрелы, пущенные из ларца, в котором был образ, вонзились в его очи, и он тотчас ослеп. Ощутив, что ослеп, он возопил: «Мария, помоги мне и верни мне зрение, а я клянусь служить Тебе до самой смерти!» И так он вернул зрение.
Отрасль эта хлещет также своих детей, посылая на них какую-нибудь болезнь, нужду или несчастье. Блажен тот, кого хлещет эта отрасль, ибо таковой не умрет. Но если Бог Отец хлещет, горе нам, ибо у Него мощные руки. И поэтому мы прибегаем к Матери, то есть к Пресвятой Деве, которая хлещет нежно. Отец говорит: «Я поражу», а Она, сдерживая Его руку, говорит: «А Я исцелю».
И так ясно видно, что Мария родилась наиболее достойно, ибо многие предсказывали Ее рождение.
Во-вторых, родилась Она святейшим образом, ибо еще перед рождением была освящена Святым Духом. Потому сказано в записанном Ее Житии: «Деву же, которая ежедневно возрастала во всякой святости, каждый день посещал ангел, и каждый день Она наслаждалась созерцанием Бога». Посему мы должны спешить к Ней, ибо Она святейшая, чтобы и мы были освящены.
В-третьих, родилась Она среди наибольшей радости. Ибо рождение Ее возвестило радость всему миру. И потому мы все должны радоваться Ее рождением. Возрадовался Бог Отец, ибо родилась у Него прекрасная Дочь. Ибо Ее краса восхитила все творение. Возрадовался Сын, ибо родилась Его Матерь, сладчайшая всех творений. Возрадовался Святой Дух, ибо появилась чистейшая для Него обитель. Возрадовались ангелы, ибо родилась их царица. И потому пусть радуются грешники, ибо родилась их заступница. Поэтому Иоанн Дамаскин взывает: «Сегодня – говорит – раздались золотые вестники радости. Пусть же радуются – говорит – небеса и ангелы, пусть же вздохнет от радости слабая земля, то есть смиренный люд, ибо Девою он возвысится! Пусть же взволнуется море, то есть те грешники, которые утратили надежду, как и те, кто в этом мире удручен, ибо сегодня рождается Дева, которая родит драгоценную жемчужину, то есть Христа. Он будет светом для слепых, лекарством для больных, умением ходить для хромых, жизнью для мертвых, прощением для тех, кто утратил надежду, возможностью вернуться в отчизну для изгнанников».
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий