Из книги Мари-Умбер Викера «Доминик и его братья-проповедники», Харизматическая молитва в средневековье пример Братьев Проповедников, I. Средневековые харизматические движения на Западе. 1-5.
Движения Божьего мира
Даже если инициатива движения мира в конце X века принадлежала епископам, аббатам и другим духовным Аквитании, когда «начали они собирать людей на многочисленных собраниях, на которые приносили реликвии святых, сила реликвариев, наполненных святыми мощами», то все-таки действенность им придал восторженный ответ толп мирян, непосредственно участвующих в чудесных событиях.
«Вельможные господа, люди среднего и низкого происхождения, стремились туда исполненные радости, единомысленно готовые исполнять все, что было бы сказано пастырями Церкви. Голос с неба, обращенный к людям, не сделал бы этого лучше… Несчетное количество больных обретали здоровье на этих собраниях, где находилось столько святых… Чудеса эти возбуждали столь огромный энтузиазм, что епископы возносили к небу свои пасторалы, а все присутствующие простирали руки к Богу, восклицая единым гласом: Мир! Мир! Мир! Видели в этом знамение последнего завета и обета, соединяющего их с Богом… Тогда же, в тот самый год зерно, вино и другие земные плоды дали урожай в таком изобилии, что невозможно было ожидать подобного количества на протяжении пяти последующих лет. Сталось так, как в древние времена великих Моисеевых юбилеев».
Первый Крестовый Поход бедноты в 1095 году
Собор в Клермонте, на котором 27 ноября 1095 года рыцарство воскликнуло «Бог так хочет!» был подготовлен более ранними инициативами папы Урбана II, хотя и так реакция собравшихся превысила все ожидания. Иначе дело обстояло с народным движением, которого никто не ожидал. Выход рыцарства, движение пилигримов, горячее желание увидеть Иерусалим, а также экономический кризис во времена бедствия голода, все это способствовало созданию атмосферы того периода: «Чаще всего те, кто был весьма далек от мысли об отъезде, которые еще сегодня смеялись с распродажи за любую цену, которую видели у других… уже послезавтра, под влиянием неожиданного вдохновения, продав все практически за бесценок, отправились вместе с теми, над кем прежде подсмеивались. Дети, старшие женщины, молодые девицы, дряхлые старцы, все провозглашали войну, признавая, что неспособны сражаться. Решались на мученичество, готовые подставить головы под меч… Позвольте нам – говорили – стать достойными Христа через страдания».
Строительство храмов с 1145 года
С 1145 года в Шартре, а позднее во всей Франции, Нормандии и во многих других странах христианского Запада спонтанно собрались группы жителей, а со временем даже все городское население, чтобы трудиться на строительстве церквей, особенно посвященных Марии санктуариев. Трудились на земляных работах, таская тележки с материалами, в атмосфере молитвы, покаяния и чудес. Воды рек уступали место строителям; больные, немые, безумные обретали здоровье.
«По призыву священников, проповедующих мир, угасала ненависть, отступало несогласие, отпускались долги, восстанавливались духовные связи. А если кто-либо был до такой степени поглощен злом, что не хотел ни простить тому, кто против него провинился, ни послушать убеждений священника, его дар тот чес же сбрасывали с повозки как нечистый, а его самого со стыдом исключали из святого сообщества народа».
А когда спускалась тьма, осветленные свечами повозки на протяжении всей ночи создавали духовный круг вокруг храма. Божье войско служило свои бдения, воспевая гимны и песнопения.
«Pauperes Christi» в странствующем проповедничестве
Речь тут о верных, которые будучи обращены странствующим проповедником из Франции в начале XII века, тотчас же к нему присоединялись и следовали за ним в бедности, чтобы далее иметь возможность кормиться его словом. Роберт Арбриссельский и его последователи являются примером странствующих проповедников, за которыми следовали настоящие толпы.
«Начал он проходить по странам, провинциям, рассевая Слово Божье на перекрестках дорог и публичных площадях. В скором времени огромная толпа людей обоих полов присоединилась к нему, ибо он не решался оттолкнуть никого, кто стремился к Богу. Не имел же даже где голову склонить, поскольку, чтобы иметь возможность свободно странствовать, без посоха и сумы, отказался от постоянного места пребывания… Толпа слушателей, тронутая его словами и каясь в грехах, неустанно возрастала, пока не стала бесчисленной. Он же не хотел называть их иначе, как только убогими Христа».
Призвание мирян к спасительному проповедничеству
Тут речь идет о движении вдохновленных проповедников, инициатором которого был Петр Вальдо, обращенный лионский купец, в последней четверти XII века. По вдохновению Святого Духа, призывающего их к спасению ближних посредством Слова и бедности, они выводили свою проповедническую миссию.
Отправить комментарий