Харизматические движения на Западе (продолжение)

9/22/2023, No Comment

Из книги Мари-Умбер Викера «Доминик и его братья-проповедники», Харизматическая молитва в средневековье пример Братьев Проповедников, I. Средневековые харизматические движения на Западе. 6-8.

Апокалиптическое ожидание эры Духа

Размышления над пророчествами Откровения стали причиной того, что с XII века все ожидали драматических событий в истории Церкви, а особенно прихода третьей эпохи мира, которая должны была стать веком Святого Духа. Различные сменявшиеся духовные движения выражали это ожидание, вызывая иногда серьезные кризисы:

- движение так называемых Amauriciens (амальрикане), имевшее университетское происхождение (Амальрик из Бена, или Амори Шартрский (Amaury de Bene), осужденное в 1210 году и с тех пор подвергавшееся гонениям;

- намного более знаменательная пророческая деятельность цистерцианского аббата Иоахима Флорского, который посредством основанного им ордена*, а еще сильнее посредством своих посланий, возвещал, что быть может в 1260 году придет вечное Евангелие (Откр 14,6), эру Святого Духа, век монашества и созерцания, приход которого предупредит появление двух апостольских орденов;

- распространение, около 1240 года, иоахимизма, который систематизировал и радикализировал апокалиптические ожидания в среде намного более широкой, чем одни только францисканцы. До крайности довел его францисканец Герард из Борго-Сан-Доннино в своем труде Introductorius in Evangelium eternum, осужденном папой в 1255 году;

- движение францисканских спиритуалов, которые от Иоахима восприняли идею, что св. Франциск является ангелом шестой печати (удерживающим на какое-то время Божью кару – Откр 7,2), что Церковь будет обновлена посредством абсолютной евангелической бедности и что орден св. Франциска станет инструментом этого обновления благодаря своей жизни, а в еще в большей степени благодаря гонениям, которые он должен претерпеть, повторяя путь искупительных страстей Христа;

- восстание так называемых fratricelles в XIV веке, происходящих от спиритуалов и еще более подчеркивающих описанные профетические темы, особенно во время жестоких гонений, начатых Иоанном XXII.

Надежда, соединенная со страхом, профетизм, ожидание среди молений и страданий прихода Святого Духа – разве такой климат не должен был стать причиной явлений, именно харизматического характера?

Движение «Аллилуйя» 1233 года

Широкое и мощное народное движение, неожиданный и заразительный характер которого поражал современников, это «благочестие Братьев Проповедников» - как именуют его Annales Parmenses, в действительности был плодом двадцати лет проповедничества нищенствующих орденов, доминиканцев и францисканцев. Так о нем пишет францисканец, Салимбене Пармский:

«(Движение) Аллилуйя началось во времена, когда подестом в Реджо был Джилиолус де Генте. Было то время… тишины и спокойствия… веселья и утех, внутренней радости и энтузиазма, Laudes и Jubilus. Можно было в то время услышать, как славили Бога пением рыцарь и обычный солдат, мещанин и крестьянин, юноши и девицы, старшие и самые младшие. Такое благочестие видно было во всех городах Италии. Проходили огромными группами от сел до городов… и все воспевали слова Божьи (voces Dei), не человеческие… держа в руках пальмы и зажженные свечи. Утром, вечером и в полдень читали проповеди, собирались в церквах и на площадях, вознося руки к Богу, чтобы Его хвалить и прославлять на веки. И нельзя было этой молитвы прославления сдержать, так все были опьянены любовью Бога. Блаженны те, которые могут еще горячее хвалить и прославлять Бога… И можно ли сему дивиться? Упились вином нежности Духа Божьего, которое тому, кто его попробовал, делал пресным все, что является только телесным. Я видел все это собственными глазами».

На публичных собраниях во имя мира происходили акты примирения, исправляли городские статуты, отрекались от ересей, происходили массовые обращения.

Благочестие флагеллантов в 1260

Исторические исследования, проведенные по случаю семисотлетней годовщины этого движения, еще более мощного и более длительного, чем в 1233 году, показали, что речь здесь не шла о дате 1260 из пророчества Иоахима. Это было «благочестие» (devotio), «поразительные покаянные настроения» (compunctio subitanea). Их источником в свою очередь было проповедничество нищенствующих орденов, касательно тогдашних тревог и драматических событий. Жажда подражать страдающему Христу и участвовать в Его искупительной муке была выразительной и длительной. Странствующие толпы и группы бичующийся на соборных площадях потрясали целые города. Это движение зародилось в Перуджи и охватило значительную часть центральной и северной Италии, Прованс и Германию. На протяжении 33 дней крики кающихся (clamor publicus), литания и Laudi, не меньше, чем их умерщвления, раздавались повсюду.

«Точно так делали в поселениях и деревнях, и настолько ревностно, что поля и горы казалось вторят им и завидуют восклицаниям, которые возносились к Господу. Замолкали тогда музыкальные инструменты и любовные песни. Со всех сторон слышно было только унылое пение кающихся.» Это движение со временем ослабло; в 1296 году перешло в Страсбург, в 1334 – в Италию, чтобы снова вспыхнуть на всем Западе во времена черной смерти в 1348-1349 годах.

В полном драматизма, патетическом климате XV века, на Западе можно было заметить еще много других подобных народных движений. Случались ли в них харизматические молитвы?

* Иоахим Флорский основал в 1191 году Флорский монастырь, а в 1196 новый монашеский орден «флоренсов», стал вдохновителем религиозного движения иоахимитов.

продолжение

No Comment

Отправить комментарий