Проповедь De sanctis в день святого Матфея, апостола и евангелиста Перегрина Опольского.
Jesus, vidit hominem sedentem in telonio, Matthaeum nomine (Мф 9,9).
Эти слова читают в сегодняшней евангелии в честь святого Матфея и для утешения верных. Поэтому эта евангелия представляет нам двух особ, а именно – особу Христа и особу Матфея. У Христа мы можем заметить огромное милосердие, у святого Матфея – готовность к послушанию. Милосердие Христа видно в четырех вещах. Во-первых, в том, что ради грешника Он принял иной вид; во-вторых, что оком своего милосердия Он соблаговолил взглянуть на грешника; в-третьих, что призвал грешника следовать за собой; в-четвертых, что не призрел разделить трапезу с грешником.
Огромным, утверждаю, было милосердие Христа, что возжелал Он ради грешника принять иной вид. Воистину, Он сделал это тогда, когда, принимая тело, перешел из лона Отца в лоно Матери. Об этом переходе говорит Апостол: Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников (1Тим 1,15). Воистину, если бы кто имел строгого хозяина, которого бы тяжко оскорбил и боялся бы его, и, если бы кто-то пришел и возвестил ему, что Господин смилостивился, о, какая бы это была милая для него весть. Воистину, перед этим приходом Господь наш Иисус Христос был столь сильно строгим, что нигде не было для грешника безопасного места. Ибо не было его ни в небе, ни в раю, ни на земле. Не было его в небе, что показал на примере Люцифера, которого из-за греха Он сверг со столь огромной вышины в столь огромную пропасть, из такой огромной красы в такое безобразие, из такого огромного блаженства, в столь огромное осуждение. О, сколь же огромной была та гордыня, что за одно намерение, порожденное этой гордыней, Господь сразу так его сверг и не дал ему ни единого часа на покаяние! Также не было этого места в раю, если прародителей за съедение одного яблока, без промедления изгнал из рая (ср. Быт 6,5-13). Но Тот, кто тогда так гнал грешников, теперь пришел их спасти. И это видно в перемене, причиной которой стал в этом грешном мытаре, то есть в святом Матфее.
Во-вторых, Его милосердие видно в том, что соблаговолил Он взглянуть на смердящего, прокаженного грешника. Ибо грешник более смраден, чем любой мертвец, и более нечист, чем прокаженный. И таким был святой Матфей, которого заметил сегодня Христос своими святейшими очами. Такими очами взглянул Он также на люд в Египте, находящийся в неволе и притеснении, желая его освободить. Тогда Он сказал Моисею: Глядя, Я увидел страдание народа Моего в Египте (ср. Исх 3,7). Этот народ означает состояние смиренных грешников. В этом состоянии перебывал святой Матфей перед обращением. Иисус пришел взглянуть на него, чтобы его освободить. Огромную силу имеет этот взгляд. И нет ничего особенного в том, что василиск своим строгим взглядом убивает живые создания. Но еще более удивляет то, что взгляд Сына Божьего имеет такую силу, которая возвращает к жизни умерших греховной смертью. Именно это Он сделал сегодня святому Матфею.
В-третьих, Его милосердие видно в том, что этого грешника Он соблаговолил призвать следовать за собой. Воистину, если поразмыслим, через кого его призвал – ибо не через человека, или ангела, или какого-нибудь апостола, но сам лично; и откуда его призвал – ибо из этого нечестивого мира, который весь смердящий и нечистый, вероломный и опасный; а также к чему его призвал – чтобы стал тем, кто опишет Его жизнь, то есть Евангелие, и чтобы он стал Его апостолом, Его проповедником, а в будущем – Его судьей, - тогда мы поймем Его великое милосердие. Воистину великое, ибо своего наибольшего недруга, который заслуживал бы того, чтобы земля его поглотила за его преступления, такого Он призывает к себе, говоря: Следуй за Мною (Мф 9,9), как бы говорил: «Я пойду вперед, а ты будешь идти за мной в безопасности и не теряя надежды, ибо Я пришел не праведников, но грешников призвать (Мф 9,13) к покаянию». Его милосердие видно также в том, что соблаговолил разделить трапезу с таким и столь большим грешником, а также с другими. Поэтому далее читаем, что приказал Он приготовить для себя пир в доме Матфея (ср. Мф 9,10).
Во-вторых, показана нам особа грешника, который полностью был освящен. Это освящение заключается в трех вещах, то есть в послушании Матфея, его смирении и милосердии. Послушание видно в том, что он немедленно, когда Христос сказал: Следуй за мной, встал и послушно последовал за Ним. Сделал это не так как многие из тех, кто откладывает свое обращение, хотя Христос призывает их через Божье вдохновение и через своих проповедников; откладывают, несмотря на то что написано: Не медли обратиться к Господу (Сир 5,8).
Его смирение видно в том, что Христос захотел иметь в качестве своего летописца грешника и мытаря, и сегодня этот грешник перед всем миром исповедует свой грех. Немного сегодня таких Матфеев! Милосердие Матфея видно в том, что убогому Христу он приготовил роскошный пир в своем доме. И поэтому, по причине его послушания, Христос дал ему власть над творениями, чтобы были ему послушны. Кто боится Господа? Все твари боятся Его и Ему послушны – согласно мудрецу. Читаем о Матфее, что неразумные твари были ему послушны. Когда он учил в Эфиопии, встретил там двух колдунов: Зароеса и Арфаксата. Обманывали они народ своими фокусами, что могут, кого захотят, лишить здоровья и власти над членами. А поскольку возросли они в огромной гордыне, требовали, чтобы люди воздавали им честь, как богам. Апостол же Матфей, услышав это, так противостоял их фокусам, что чтобы они ни делали во вред людям, он обращал людям на пользу. Тогда как раз прибыл некто, говоря, что эти колдуны пришли с двумя драконами, которые из пасти и ноздрей испускают горящую серу, и таким образом убивают множество людей. Апостол же, укрепившись крестным знамением, вышел к ним. Как только драконы увидели его, тотчас пали к его ногам. И сказал апостол колдунам: «Где же ваше искусство? Если сможете, поднимите их!» Далее апостол во имя Христа обратился к драконам и приказал им удалиться. А они сразу послушались его и удалились, никому не причинив вреда.
Даже огонь был ему послушен. Так читаем, что, когда апостол обратил в веру дочь царя Ифигению, посвятил её Богу и поставил настоятельницей более двухсот монахинь. Потом же наследником царя стал Хиртак, который воспылал похотью к этой монахине и обещал апостолу половину своего царства, если склонит ее согласиться на замужество. Апостол же сказал ему: «Ты знаешь, царь, что монахиня эта была посвящена Христу. Как же ты можешь забрать невесту у более могущественного, чем ты?» Услышав это, царь приказал со всех сторон поджечь ее дом, чтобы все монахини сгорели вместе с ней. Но апостол явился ей и отвел огонь от ее дома. Послушное апостолу пламя охватило царский дворец и уничтожило все. Только царь с одним сыном сберегся.
Был он также сочувствующим пред Богом и своими соратниками. Потому и Христос оказал ему огромное милосердие. Ибо, сочувствуя ему в его страдании, жестоко отомстил. Так читаем, что, когда апостол проповедовал народу слово Божье и призывал к стойкости, подошел к алтарю, чтобы служить мессу, царь, который об этом узнал, послал палача. Апостол, стоя у алтаря и молясь с простертыми руками был им сзади смертельно поражен мечом, и так его начали чтить как мученика. И тогда у гробницы апостола, исповедуя преступления отца, появился одержимый сатаной царский сын. Отец же был поражен проказой и не будучи в состоянии излечиться, собственноручно пронзил себя мечом.
Поскольку же святой Матфей был смиренным, Христос возвысил его посредством многого. Во-первых, возвысил его на этом свете чудесами. Ибо читаем, что, когда он учил народ о райских радостях, неожиданно послышался огромный плач: оплакивали умершего царского сына. Когда колдуны не смогли вернуть его к жизни, позвали апостола. Он прочитал молитву и тотчас вернул к жизни умершего. Сотворил он также много других чудес.
Господь возвысил его также в небе, ибо Матфей стал другом Святой Троицы, сожителем ангелов, братом апостолов. Стал также подобен мученикам и стал наследником царства небесного, в которое пусть и нас приведет Сын Божий.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Использованы изображения: Андреа ди Чоне (Орканья), триптих св. Матфея. Флоренция, 1367 г.
Отправить комментарий