Est puer unus hic qui habet quinque panes hordiacios et duos pisces (Ин 6,9).
Есть такой обычай, что сегодня верховный священник в Риме показывает всему люду золотую розу с мускусом и бальзамом как награду в утешении за умерщвления. В моральном смысле роза представляет Христа по причине Его Божества, которое восхищает смотрящих на нее как роза и пребывает нетронутой как золото. Под мускусом, который получают из тела какого-либо животного, из щитовидки или пупка, понимаем принятую от тела человеческую природу Христа. Посему сам Христос сегодня показывается в награду тем, которые живут в умерщвлении. Умерщвляем же себя в постах, бдениях и молитвах. Еще остается перед нами вторая половина Поста и потому мы нуждаемся в укреплении, чтобы нам не ослабнуть. Поэтому сегодня читается евангелия о размножении хлеба, а сам Христос является тем, который дается нам в утешение. Он сам тот мальчик, который имеет пять хлебов ячменных и две рыбы. Этого мальчика мы должны просит о пять хлебов. Ибо он – то благословенное Дитя, о котором поет Церковь: Младенец родился нам (Ис 9,6).
Посему, есть первый хлеб натуральный, который мы должны алкать, чтобы подкрепить тело. Об этом хлебе речь идет в Книге Бытия: в поте лица твоего будешь есть хлеб твой (ср. Быт 3,19). Хлеб этот должно делить на две части, естественно для практики милосердия. Посему сказано: раздели с голодным хлеб твой (Ис 58,7), а Товит говорит: Хлеб твой с убогими и алчущими дели (ср. Тов 4,17).
Должно также преломлять этот хлеб для тех, кто в чистилище. Это прекрасно было явлено в одном отшельнике, которому однажды преградили путь три злых духа. Когда он спросил, как их зовут, первый из них ответил: «Меня зовут затворяющий сердце. Когда кто-либо после выслушанной проповеди хочет исповедаться, тогда я затворяю его сердце, так что он не может воздыхать к Богу». Второй злой дух сказал: «Меня зовут затворяющий уста. Когда кто-либо хочет исповедаться и таким образом сбежать от нашей власти, тогда я прихожу и закрываю его уста, чтобы он не мог исповедать свои грехи». Третий же сказал: «Меня зовут закрывающий кошель. Когда кто-либо хочет подать милостыню или заказать мессу, тогда я прихожу и закрываю его кошель, так что он не может дать милостыню. А все мы так соединены, что один поддерживает другого. Более того, мы привыкли ставить четверной замок на устах грешников, а именно: стыда, страха перед большим покаянием, надежды на дальнейшую жизнь и сомнения. Видно это на примере Иуды и Каина». Ответ в Книге Бытия (4, 1-16; 4, 38).
Аллегорически это прекрасно было представлено в Книге Неемии (Неем 8,5-11). Эздра, стоя на деревянном возвышении (8,4), читал и пояснял закон всему люду, который слушал и плакал (8,9). И сказал им: не плачьте… идите, ешьте… и пейте…, и посылайте части тем, у кого ничего не приготовлено (Неем 8,9-10). Эздра представляет Бога, который стал на деревянном возвышении, то есть на кресте, и тотчас прекратился плачь, который охватил весь род людской по причине отдаления от небесного Иерусалима, и вернулась радость.
Поэтому и сегодня говорит нам Христос: не плачьте, но идите… и посылайте части, а именно от ваших частей хлеба тем, у кого ничего не приготовлено, то есть тем, кто в чистилище, чтобы на ровне с нами утешились.
Так некая женщина каждый день посылала хлеб и вино своему мужу, которого завалила земля, когда он копал серебро. Таким способом она кормила его на протяжении года, а спустя год его нашли здоровым.
Должны мы также делиться этим хлебом с теми, кто в небе. Ибо святые в небе алчут милостыни и наших добрых дел, а наиболее алчет их Христос, который говорит: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть (Мф 25,35). Григорий же говорит: «Что подаете лежащему на земле, то даете восседающему в небе».
Второй хлеб, о который мы должны просить этого мальчика, это хлеб учения. Об этом хлебе речь идет у Иеремии: дети просят хлеба, и никто не подает им (Плач 4,4). Малые дети – это грешники, которые весьма малы пред Богом и как бы ничего не стоят – просили о хлеб, то есть об учении, которое исцеляет душу; и не было никого, кто бы поделился с ними в те дни. Но теперь есть обычай делиться с малыми и великими, добрыми и злыми даже более, чем бы они хотели. Это тот хлеб, который вырос у Аввакума в его кади и который он, ведомый ангелом, принес Даниилу в пещеру с семью львами. Аввакум представляет каждого проповедника, который преломляет хлеб, то есть выставляет Святое Писание в кади, то есть в сердце, и приносит Даниилу, то есть грешнику, пребывающему в пещере, то есть в миру, который также пребывает среди семи львов, то есть злых духов, или же среди семи львов, то есть среди семи смертных грехов. Посему каждый, кто живет в миру, находится в пещере львов и хлеб учения ему необходим. О, сколько же было на ново подкрепленных душой этим хлебом, сколь много таких, которые быть может уже были близки к вратам преисподней.
Имеем пример об одном рыцаре, который был страшным грабителем. Наконец, пришел он к проповеднику и вот запало ему в сердце слово Божье, чего он совершенно не ожидал. Когда проповедник закончил, рыцарь тотчас же исповедался. Его исповедник назначил ему в качестве покаяния построить семь церквей. Рыцарь принял покаяние, а когда вернулся домой, неожиданно умер. Когда вскрыли его сердце, нашли в нем семь построенных из золота церквей, ибо Бог уже принял его покаяние. Так рыцарь был спасен. Что же соделало это, если не слово Божье, этот хлеб духовный!
Есть еще третий хлеб, о котором мы должны просить, а именно хлеб покаяния. Псалом говорит об этом хлебе: Ты напитаешь нас хлебом слезным (79,6). Августин же говорит: «Дай мне, Господи, в этом изгнании хлеб скорби и слез, который люблю я превыше всяческого изобилия роскоши!» Ибо это тот хлеб, о котором речь идет в Книге Судей, где читаем, что снилось, будто хлеб ячменный рушил лагерь Мадиамский (ср. 7,13). Лагерь Мадиамский – это наши чувства. Мадианитяне переводится как «противящиеся», ибо часто противятся Духу. Посему наши души, преданные чувствам, пребывают в шатрах врагов; обращаются же они тогда, когда исполняют покаяние или когда воздерживаются от недозволенных поступков. Этот хлеб печется с использованием огня и воды и потому для истинного покаяния необходима вода сокрушения и огонь любви.
Каково же должно быть сокрушение, и какая боль явлена в сокрушении, читаем у Иеремии: сокрушайся, как бы о смерти единственного сына, горько плачь (Иер 6,26). Горький плачь касается единородного, ибо в нем была надежда продолжения рода. Так сильно должен скорбеть тот, кто утратил свои заслуги, в которых была надежда вечного вознаграждения. Этой скорби должно сопутствовать стыд во время исповеди. Его аллегорическим изображением является Красное Море, в котором утонул фараон со своим войском (Исх 14). Так в горечи стыда, сопутствующем исповеди тонет дьявол со всеми преступлениями. Иуда заслужил первое место среди братьев, когда первым вошел в Красное Море, в то время как другие дрожали от страха. Иуда вступает в Красное Море, когда, исполняя покаяние и не взирая на стыд, исповедует позорные прегрешения.
В Первой Книге Маккавейской читаем: Тимофей сказал…: если Иуда будет бояться переходить через поток… мы превозможем его, если же переправится, то мы не в силах будем устоять против него (ср. 1Макк 5,40-41). Тимофей представляет дьявола, который говорит своим военачальникам: Если Иуда, то есть совершающий покаяние, будет бояться переходить через поток (добавь: исповеди), мы превозможем их, «если же исповедает свои грехи, мы не сможем ничего ему сделать».
Читаем, что халдеи, которые чтут огонь как бога, пытаясь сжечь огнем всех идолов, пожелали испытать своего бога. Посему другой народ наполнил водой идол своего божества и сделав в нем небольшие отверстия, заткнул их воском. Когда идола бросили в огонь, воск растаял и излилась из идола вода, которая погасила огонь. Так и мы, наполненные водой сокрушения, должны угасить огонь преступлений через отверстия очей, то есть слезами.
Есть также четвертый хлеб, о котором мы должны просить, хлеб таинства, то есть Тело Христово. Об этом хлебе говорит Апостол: кто будет есть хлеб сей… недостойно…, ест осуждение себе (1Кор 11, 27.29). В этом хлебе мы особенно нуждаемся, ибо должны идти в дальний путь. Шел, подкрепившись этим хлебом Илия сорок дней и сорок ночей до горы Божией Хорива (ср. 1Цар 19,8). Пророка будили дважды и тогда он поел. Посему человек не должен есть этот небесный хлеб, если не будет пробужден ото сна греха дважды, а именно: страхом преисподней и любовью к славе, и так наконец придет к горе Божьей, то есть в царство небесное. Этот хлеб преломляют на три части, ибо Таинство это жертвуется в честь святых в небе, во спасение всех на свете и для освобождения всех пребывающих в чистилище.
Есть также пятый хлеб – благодать Божья, которую мы должны всегда искать и о ней стараться. А две рыбы, которые делают эти хлебы вкусными, это примеры святых и пример Христа, или две рыбы – это молитва и милостыня.
Посему, попросим, дорогие мои…
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий