Ego sum pastor bonus… (Ин 10,11)
В этих словах заключены два вопроса. Во-первых, доброта Христа, который назвал себя пастырем, говоря: Я есмь пастырь добрый. Во-вторых, ненависть дьявола, направленная против тех, кто принадлежит Христу. Иоанн говорит: волк расхищает овец и разгоняет их (Ин 10,12).
Следует сказать, что для того, чтобы быть добрым пастырем следует во-первых: пасти своих овец, во-вторых: защищать их, в-третьих: заблудшую привести в овчарню. Все это делает наш пастырь, Христос.
Во-первых, Христос пасет своих овец, то есть верных христиан, тремя способами, а именно: на травах, цветах и росах, подобно как в земле обетованной, где есть места на которых трава не растет и овцы питаются росой. Трава – это святое учение, о котором речь идет в Книге Бытия: да произрастит земля зелень, траву… (Быт 1,11), то есть животворное учение, благодаря которому души набираются сил. Этой травой питалась овечка, Мария Магдалина. Сидела она у ног Господа и слушала Его слова, так как слушают голос истинного пастыря, который пася своих овец, хрипнет, неустанно окликая их, переносит полуденный зной, ночью терпит холод и безустанно бодрствует.
Христос питает нас также цветами, то есть своим святым примером, о котором читаем: Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его (1Петр 2,21). Посему, первый цветок – белый и означает добродетель. Второй цветок – черный и означает терпение. Фиолетовый цветок означает смирение, а красный – любовь. Особенно этими цветами мы должны подкрепляться.
Питает Он нас также росой, то есть своим Телом. Ибо роса сходит столь нежно и незаметно, что не нарушает покой ни травы, ни земли. Тело Христово нисходит в человеческую душу способом, покрытым тайной, так что никто не может этого заметить. Не следует даже об этом думать или исследовать, поскольку совершается это силою слова. Тело Господне покрыто тайной также и для того, чтобы человек не трепетал пред Его приходом.
Некая женщина не хотела принимать Причастие от св. Григория, ибо не понимала, как это возможно, чтобы хлеб, который она сама испекла, был истинным Телом Господним. Святой Григорий, понимая это, помолился Господу, чтобы для укрепления веры людей, Он сотворил чудо. Тогда хостия превратилась в окровавленный палец. Григорий подал его этой женщине, но она, увидев чудо, сильно испугалась и отступила. По просьбе святого Григория хостия вернулась в прежнее состояние.
И так Христос питает верных собственным телом. Посему говорит: Я хлеб живой, сшедший с небес (Ин 6,5). Кто же сегодня является столь заботливым пастырем, чтобы питать своих овец собственным телом? А делает это наш пастырь, Христос! Почему же ты столь скуп, что с таким нежеланием даешь грош убогому? Накорми же того, кто страдает от голода! Августин говорит: «Если ты не накормил его, то убил его».
Христос питает нас также временным хлебом. А ты, деревенщина, говоришь: «Я живу трудом своих рук. В чем же помогает мне мой пастырь?» Отвечу тебе на это: «Знаю, что живешь трудом своих рук, но, если бы твой пастырь не орошал росой небесной зерна, которые ты посадил, а Дух Святой не обновлял твои силы, не знаю, что бы выросло на твоем поле!» Благодаря своему Творцу, то есть пастырю, который ниспосылает тебе с неба росу и способности. Подобно происходит и с купцами, да и вообще со всеми, кто живет своим трудом.
Христос питает нас также сладостью своего вида. Григорий говорит: «Обличье Бога – пища избранных, которые безустанно и беспрепятственно созерцают Господа, Его видом как пищей насыщая свою душу».
Также Книга Иезекиля гласит: Буду пасти их на хорошей пажити (Иез 34,14). Первой, дарованной нам пищей будет вечное здоровье, второй – вечная радость, третьей – вечная безмятежность и безопасность. Как же блажен тот, кто вкушает хлеб в царстве небесном! Тогда Бог Отец скажет своим овцам то, что сказал Иосиф своим братьям после смерти отца: не бойтесь! Я буду питать вас и детей ваших (Быт 50,21), когда передам в их владение землю Иессея. Иессей обозначает землю, изобилующую дождями. С этой земле дело обстоит так, что подобно как в этой жизни мы не можем сосчитать капли идущего дождя, так там даны нам будут неисчислимые радости.
Во-вторых, славен этот пастырь, поскольку защищает своих овец от адских волков, а также от льва, то есть дьявола, от медведя, то есть тела. Это было представлено в I Царской Книге, когда Давид, который символизирует Христа, говорит: и льва и медведя убивал раб твой (1Сам 17,36). Ибо волки и медведи нападали на его овец. Волк означает дьявола из-за постоянно ненасыщенной жестокости, от которой защищает нас пастырь, Христос, чтобы нас не сожрала бестия.
Этот Пастырь также ведет своих овец в небесную овчарню, когда приходит конец нашей земной жизни. Посылает к каждой из них своих ангелов, как за Лазарем, или приходит за ними сам, как это было в случае с неким убогим, который не хотел войти в небо ни с ангелами, ни со святыми, ни даже с Матерью, только с самим Христом. Посему, кто хочет быть впущенным в эту небесную овчарню, должен стать овечкой Христа благодаря смирению, а не волком из-за жестокости, псом из-за зависти, львом из-за гордыни, свиньей из-за разврата, лисом из-за неверности. Это злые склонности, из-за которых овец не только изгоняют из этой овчарни, но даже ввергают в овчарню вечного пламени.
Заметим огромную ненависть сатаны, обращенную против тех, кто принадлежит Христу, ибо: постоянно ходит как голодный волк, кого поглотить (ср. 1Петр 5,8). Видно это на примере одного отшельника, которого сатана гнобил на протяжении сорока лет, пока наконец не победил его. И хотя сатана столь хитер, что неустанно бродит вокруг человека и различными способами пытается его обхитрить, все-равно Соломон называет его старцем, лишенным разума. Воистину, он старец, поскольку ему уже 6220 лет! Лишенный же разума потому, что он разжег столько костров, сколько душ намерился забрать в ад. Его преступность проявляется в том, что хотя он знает, что ему это удается, не перестает искушать людей. Но блаженны те, которые в судный день будут названы овечками Христа. Будут он поставлены одесную, козлы же, то есть смердящие грешники, по левой стороне. Одни услышат: приидите, благословенные (Мф 25,34), другие же: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный! (Мф 25,41).
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий