Проповедь De tempore в воскресенье Октавы Рождества Христового Перегрина Опольского.
Ecce positus est hic … in signum (Лк 2,34)
Христос дан не только на падение злых, таких как Люцифер и прародители, но также дан как пример для подражания. Ибо жизнь Его – для нас наука, его поступки для нас – поучение. И поэтому было сказано Моисею: Смотри, сделай их по тому образцу, какой на горе, то есть в особе Христа, показан тебе (Исх 25,40). Но что было показано? Верно, десять заповедей. И поэтому старшие исповедники Ветхого Закона выписывали их на пергаменте и вешали на челе, перед очами, чтобы никогда не забывать Его заповедей. Был же Христос положен как такой знак, какой ставят развилках дорог, чтобы заблудшие могли вернуться на нужный путь. О таком знаке речь идет у Исаии: Я подниму руку Мою к народам, и выставлю знамя Мое племенам (49,22), а именно для тех, которые отдалились от этого знака. Ибо Христос поднял руки на кресте, и этот знак является поддержкой для грешников, чтобы спасти народы, то есть, чтобы обратились к кресту те, кто потеряли правильный путь.
Этот знак мы должны запечатлеть в своем сердце, так как в воске отображается печать. Можно это сделать только тогда, когда воск разогрет. Подобно и страсти Христовы могут быть запечатлены на сердце только тогда, когда оно горячо и разогрето огнем Святого Духа. Такое горячее сердце имел псалмопевец, который говорил: сердце мое сделалось как воск (Пс 21,15). Такие горячие сердца имели Мария Магдалина и Петр, которые сошли с правильного пути.
Страсти Христовы должны отпечататься также на устах, благодаря нашим речам, и на руках, благодаря нашим действиям. Не блуждай же, человече, как неразумные птицы, которые садятся на древе вожделения земной славы как богатый застольщик, или на трупе плотских удовольствий, как ворон, который не хотел вернуться в ковчег, чтобы не быть настигнутым неожиданно летящей стрелой, то есть смертью. Иероним говорит: «Как бы она ни была далеко, мы уходим с ее пути!» Вернемся же к знаку креста как голубка в ковчег, и тогда будем спасены.
Христос был положен также как знак в битвах, чтобы мы отважней сражались с врагами нашего спасения. Аллегорически это было представлено во Второй Маккавейской Книге (8,8-27). Когда дан был знак Божьей помощи, евреи вступили в сражение с Никанором (ср. 2Макк 8,23), а еще большую часть его войска оставили ранеными и изувеченными, и всех принудили бежать (ср. 8,24). Ибо евреям, которые находились в замке, явился знак на небе. Узрев его, ощутили в себе силы и превозмогли врага. Никанор представляет дьявола, а его войско различные искушения, которые каждый человек легко преодолевает, когда видит этот знак, то есть Христа. Так поступают воины, когда видят штандарт короля; возрастает в них дух и не думают они о бегстве, особенно тогда, когда король сам принимает участие в битве и когда она справедлива. Наша битва справедлива, ибо идет о наши души. Король наш, хотя и ранен, принимает участие в битве для того, чтобы христианин сражался храбрее. Если же он получит раны, пусть взглянет на раны Христовы, и тотчас будет исцелен.
Аллегорически представляет это Книга Чисел (21,4-9). Ибо Господь приказал Моисею, чтобы сделал медного змея… как знак. Когда ужаленные смотрели на него, исцелялись (ср. 21,9). Так же и тот, кто был ранен коварным искушением дьявола, пусть взглянет на этого змея, выставленного на шесте, то есть на Христа, распятого на кресте, и будет исцелен. Ибо если человека искушает почет, он находит позорнейшую смерть, если богатства – несчастнейшую, если удовольствия – наибольнейшую, но, если он выдержит при кресте, мужеством будет праздновать триумф над Никанором, то есть над дьяволом.
Тут расскажи пример о том короле, который осаждал город. Когда он третий раз начал читать «Агнец Божий», стены города обрушились. Так и ты, человече, если в Великую Субботу будешь вспоминать этого Агнца, принесенного в жертву за наши грехи, тогда в тебе тотчас разрушатся стены грехов и искушений.
Христос был также положен как знак для измученных невзгодами. Так вот те, кто трудится, получают знак, чтобы в конце после его явления получить награду. Это знак страданий и те, кто имеют его запечатленным в своих сердцах, будут в безопасности от всяческих врагов.
Было это представлено в Книге Иисуса Навина (2). Когда сыны Израиля после взятия города Иерихона поубивали всех в городе, только блудница Раав вышла невредимой из своего дома. А почему так стало? Верно, потому что она повязала у окна красную нить как знак. Блудница Раав представляет душу, которая, согрешив отдалилась от своего Творца. Когда Раав остается в доме своей совести, город, то есть тело, разрушается смертью и все физические силы в нем уничтожаются. Но Раав, то есть душа, будет в безопасности, ибо имеет у себя красную нить, то есть страсти Христовы, отпечатанные в сердце благодаря неустанной памяти о кресте.
Посему, кто будет иметь этот знак, без препятствий войдет во дворец небесного рая.
(Пример о разбойнике, который показав крест, вошел в рай и т.д., в который и нас пускай приведет)*.
* "Читаем, что, когда Господь сказал (разбойнику): Ныне же будешь со мною в раю (Лк 23,43), разбойник просил о каком-либо знамении. Христос сказал ему: «Когда придешь к вратам рая и, если тебя не впустят, покажи знак Креста, говоря: Послал меня тот, кто ныне был распят на Кресте. Вот, показываю вам знак». Когда он показал его, был впущен в рай" (Из проповеди в Праздник Обретения Святого Креста).
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий