Quia creavit Dominus novum super terram: femina circumdabit virum (Иеремия 31,22).
В «Римских историях» читаем, что среди множества различных торжеств три были особенно важными, а именно: день рождения царя или императора, день его коронации и день рождения города, когда были заложены основания его стен. Так и в Церкви: день рождения нашего Господа связан и с рождением и воплощением. День рождения Его царствования связан с Его воскресением, когда Он был коронован в славе и почитании. День рождения города связан с сошествием Святого Духа. Ибо тогда Церковь была основана на апостолах как на своем фундаменте, а в их сердцах была вписана Духом Святым, который был им дан, заповедь любви. И поэтому Пророк, выражая восхищение Его чудесным рождением, говорит: Господь сотворил на земле нечто новое…
А именно, Господь сотворил три новые вещи на троякой земле. Во-первых, землею названа Пресвятая Дева, о которой псалом говорит: Ты умилосердился к земле Твоей… (Пс 84,2), то есть к Марии, сделав Её свободной от первородного греха, освятив в материнском лоне и исполнив Её небесными дарами. Читаем в Книге Экклезиастика (Сираха): И потом воззрел Господь на землю и наполнил ее Своими благами (16,30).
Ибо первая земля, то есть Ева, была проклята и потому рождала терние и волчцы (Быт 3,18). А эту новую землю мы ежедневно прославляем, говоря: Благословенна Ты между женами (Лк 1,28). На этой земле создал Господь много новых благих вещей. Первой новой вещью было то, что зачала Она Бога и Человека, посему Книга Притчей говорит: богатый и бедный встретились (22,2). Богатый, то есть Бог, и бедный, то есть человек, встретились в лоне Девы. Второй новой вещью было то, что зачала Он иначе, а именно через веру и любовь. Поэтому Гуго говорит: «Поскольку в сердце Её горела всеохватывающая любовь к Нему, которая Её разогревала, поэтому в Её теле любовь Духа Святого творила чудеса». Третьей новой вещью было то, что Она зачала, но девство Её осталось нетронутым. Аллегорически это представляет Книга Исхода (3,2), а именно под видом купины, которая горела огнем, но не сгорала от него. Огонь в купине – это рождение от девы. Купина освещалась огнем, но не сгорала, ибо девство Марии не было нарушено, а засияло полным светом. Поэтому называют Её тою, кто сияет, то есть Звездою Моря. Подобно как солнце не бывает нарушено, когда посылает луч, так и Мария осталась девой, рождая Сына. О, сколько же грешников осветила эта звезда!
(Расскажи, как в Риме пред Её образом был исцелен ослепший еврей).
Четвертой новой вещью было то, что родила она без боли. Разве не дивно то, что родила Сына, как плод издает запах без повреждения себя?
Второй землей назван Вифлеем, город, о котором Пророк говорит: Ты, Вифлеем, земля иудейская… (ср. Михей 5,2). На этой земле Бог сотворил новое. Сначала сотворил новую радость. Поэтому Лука говорит: возвещаю вам великую радость (2,10). Аллегорически это было представлено в Книге Эсфири (8). Ибо когда царь умерил свой гнев к евреям и отозвал свои приговоры, которыми обрекал их на смерть, тогда Иудеям воссиял новый свет, и радость, и веселье, и торжество (ср. Эсф 8,16). Так и мы были бы потеряны, то есть потеряны были бы наши души, если бы Бог не смилосердился над нами и не сдержал свой гнев. Посему мы уже в безопасности, поскольку Его рождение возвестило нам радость. Следующей новой вещью является пение ангелов, о которым Лука говорит: явилось множество ангелов (2,13) и неустанное: Слава во вышних (Лк 2,14; 19,38).
Третьей землей является Римская Империя, о которой Исаия говорит: наполнилась земля идолами (Ис 2,8). На этой земле показал Господь разные невероятные вещи. Первой было то, что в Риме забил источник оливкового масла, которое текло до самого Тибра, ибо родился Тот, который является источником милосердия, который пришел, чтобы освободить нас от грехов. О, сколько же грешников Он помазал этим маслом, таких как Магдалина, Мария Египетская и многих других!
(тут расскажи пример о жене солдата и ее двух дочерях, одна из которых убила свою мать).
Второй необычайной вещью было то, что в Риме обрушился храм мира. Ибо римляне, начав строить храм мира, спросили, как долго он будет существовать. Им было сказано: «Пока дева не родит». Посчитав, что это невозможно, уверовали, что храм будет стоять вечно. И вот, рухнул он в ту самую ночь, когда Дева родила.
Третьей вещью было то, что император Август узрел на небе девицу, держащую на руках ребенка. Тогда он распорядился, чтобы не почитали никого иного, как только это дитя. Посему, если бы кто-то захотел узреть это Дитя, пусть придет к Марии, которая говорит: «Придите ко мне все! Кто найдет меня, тот найдет жизнь вечную» (ср. Притч 8,35). В Книге Второзакония читаем, что потерянная вещь должна оставаться у того, кто ее нашел, пока не прибудет тот, кто ее потерял, и не попросит ее (ср. Втор 22,1-2). Тем, что мы потеряли, является благодать Божья, которую нашла Мария, посему идем же к Ней, чтобы нам ее вернула. Она охотно это сделает.
Так сделала Она это некоему человеку, который отрекся от Христа и веры, но от Нее не отрекся. Ибо хотя через первую женщину вход в царство небесное был закрыт, благодаря же другой, небесные врата были отворены.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий