Проповедь De tempore в Вигилию Рождества Христового Перегрина Опольского.
Sanctificamini cras enim faciet Dominus inter vos mirabilia (Ис. Нав 3,5).
Этими словами учат нас двух вещей. Во-первых, о том, как, то есть с каким почитанием мы должны принят завтрашний день. Так вот, мы должны освятиться. Ибо надлежит, чтобы мы освященными приняли святой день, о котором сказано: «День святой воссиял нам». Во-вторых, поучают нас о том, зачем мы должны это сделать: а именно ради величия завтрашнего дня.
Когда речь идет о первом деле, запомни, что мы должны освятиться ради необходимости и ради пользы. Необходимость следует из того, что такова воля Божья. Поэтому Апостол говорит: Ибо воля Божия есть освящение ваше (1Фес 4,3). Посему необходимо, чтобы мы исполняли волю Божью. Раб же тот, который знал волю Господина своего, и не делал и т.д. (Лк 12,47). Известно также, что без исполнения воли Божьей мы не можем достичь созерцания Бога. Апостол так говорит: Старайтесь иметь мир… и святость, без которой никто не увидит Господа (Евр 12,14).
Обрати внимание, что мы должны освятить более всего. Сначала сердце, из которого выходят… убийства, прелюбодеяния…, кражи (Мф 15,19; Мк 7,21). Поэтому Пророк говорит: Смой злое и злоречивое с сердца твоего (ср. Иер 4,14) а также уста, ибо они полны коварства (ср. Пс 49,19). Очистите руки, грешники! (Иаков 4,8). Ибо сердце очищается сокрушением, когда человек черпает воду из источника сердца. По эту воду мы должны послать к этому источнику трех посланников, чтобы зачерпнули из источника сердца. А каким образом они это сделают, было представлено во Второй Книге Царств (2Сам 23,15-16). Когда Давид боролся с филистимлянами, возжелал воды из колодца в Вифлееме. Три героя прорвались сквозь лагерь врага и зачерпнув из колодца, принесли воды царю Давиду. Давид изображает Христа, который жаждет воды сокрушения. По эту воду мы должны отправить трех посланников, а именно веру, любовь и надежду, который прорвутся сквозь лагерь грехов и зачерпнув воды слез из колодца сердца, принесут её в питье царю Давиду, то есть Христу, и таким образом сердце будет очищено.
Во-вторых, мы должны освятить наши уста, а это благодаря исповеданию грехов. Апостол говорит: устами исповедуют ко спасению (Рим 10,10). То, что уста очищаются исповеданием грехов, было сказано в Книге Исаии, который как бы исповедуясь, сказал: горе мне! ибо я человек с нечистыми устами (6,5). И стало так, что пришел к нему ангел, держащий в своей руке горящий уголь, который взял клещами с жертвенника. Коснулся им уст Исаии и тотчас они были очищены. Так происходит и тогда, когда ты исповедуешь свою грешную ложь и бесстыдные слова, которыми осквернил свои уста. О, сколько же грешников было очищено благодаря исповеди!
(Расскажи пример о злом духе, который видя, что к исповеди идут люди грязные, а возвращаются очищенными, также захотел исповедаться)*.
В-третьих, мы должны освятить также наши руки посредством воздаяния, чтобы эти руки, которые до сих пор присваивали чужое имущество, ныне начали раздавать собственное. Примером этого служит особа Закхея (2Макк 10,19-23), руки которого ранее тянулись к вещам недозволенным, а теперь воздерживаются не только от недозволенного, но даже отказывают себе дозволенное.
Задумаемся сейчас, зачем мы должны освящаться? Воистину, затем, что завтра сотворит Господь среди вас чудеса. А сотворит это вся Святая Троица. Необыкновенную любовь окажет нам Бог Отец, ибо единого и равного себе Сына пошлет завтра ради искупления своих недругов. Что же наиболее удивительного в этой любви, о которой Григорий, проникнутый восхищением, говорит: «О, необыкновенная, полная преданности любовь! Чтобы искупить раба, Ты отдал Сына!». Эту необыкновенную любовь благовестил этот дивный источник оливкового масла, который забил в Риме в час рождения Христа, и обильно истекал на протяжении целого дня. Благодаря рождению Господа, человек получил чудесный дар, коим является Сын Божий. Поэтому ангел говорит: возвещаю вам великую радость и т.д. (Лк 2,10). Дух Святой совершил предивное. Благодаря Нему Дева зачала и родила, оставаясь девой.
Посему освящайтесь, убегая от зла и очищайтесь от грехов, ибо завтра Господь сотворит необыкновенное. Ибо Сыном будет Тот, который был Отцом, а Матерью будет Та, которая была Дочерью. Пастырь из овцы, корень из ветви, а отец от сына родится. Завтра также спустится с небес роса, на лагерь израильский упадет с неба манна, о чем говорит Барнард: «Манна упадет с неба, да возрадуются голодные! Из виноградника небесного произойдет винная гроздь, да возрадуются жаждущие! Вот приходит Тот, кого ждали народы. Да опомнятся грешники, которые заблуждаются! Завтра жезл Аарона даст цвет и плод». Вот Моисей в скинии положил пред Богом по жезлу от каждого колена, чтобы на следующий день, то есть завтра, то есть в День Рождества Христового, найти расцветший жезл Аарона (Числ 17,1-8). Воистину, жезл Аарона – это Мария, именуемая ветвью, которая возносится вверх до небес и упивается небесными добродетелями. Этого жезла страшатся злые духи!
(Расскажи пример: к одной ветви и т.д.).
* Некий священник выслушивал исповедь. Пришел дьявол и стал перед церковью. Видел он как черные, покрытые проказой люди входят в церковь. Каждый же, кто исповедовался, выходил чистый и прекрасный. Дьявол, видя, что и сам прокажен и безобразен, также вошел в храм и начал исповедоваться, чтобы очиститься. Но когда он исповедовал свои множественные грехи, священник спросил его: «А ты случайно не дьявол?» А он ответил: «Да». Тогда священник спросил его: «А зачем ты пришел на исповедь?» Дьявол же сказал: «Конечно затем, чтобы очиститься как те люди, которых ты исповедовал». Тогда священник спросил его: «Сожалеешь ли ты о том, что выступал против Бога?» На что дьявол ответил: «не сожалею». «Поскольку не сожалеешь, не можешь быть помилован» - сказал священник и дьявол исчез. А посему, чья душа покрыта проказой, пусть придет на исповедь, и будет очищен. (Из проповеди Перегрина на Третье воскресенье после Богоявления).
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий