Из трактата «Житие св. Фомы Аквинского, Ангелического Доктора, монаха Ордена Проповедников», брата Вильгельм из Токо OP. Глава III. Учёба в Кёльне у св. Альберта Великого. Лавры доктора. Он выбирает должность преподавателя теологии в Париже, 14-15.
И не убудет от славы ученика, если мы присовокупим к сему рассказу несколько слов в похвалу учителю. Вышеупомянутый магистр Альберт был непревзойдённым знатоком всех наук, из-за чего Верховный понтифик хотел назначить его епископом Регенсбурга, однако сам он, отвергнув почёт и бремя сей должности, предпочёл обременительным пастырским заботам жизнь созерцателя и мыслителя в рядах Ордена проповедников, в который он в поисках покоя и вступил.
Каждый день, молясь в своей часовне, он однократно прочитывал Псалтырь, а оставшееся время уделял размышлениям об умопостигаемых предметах – так удивительный Магистр подавал ученикам пример и научной работы, и жизни. Ещё, говорят, он просиял чудесами, подтвердившими достоинство его жизни. Когда ради почитания его тело было извлечено из гробницы, куда оно было помещено, как обычно, навзничь, обнаружили, что он лежит словно на молитве, как привык при жизни.
Вскоре Дух Божий чудесным образом сделал святого ученика равным ему в обоих достоинствах: явил высоту его жизни и прославил его как пример всяческого познания.
А брат Фома между тем так дивно возрастал в знании и добродетели, что, когда Преподобный отец – брат Иоанн, магистр Ордена – возложил на магистра Альберта поручение послать в Парижский университет подходящего бакалавра, сей магистр, предвидя быстрый успех своего ученика в науке, стал в письме убеждать Магистра Ордена направить в качестве бакалавра в оный университет брата Фому Аквинского, описывая высоту его знания и добродетели. Магистр ордена не сразу направил Фому в Париж, поскольку ещё не был осведомлён в его дарованиях, но по совету господина Гуго Сен-Шерского*, кардинала того же ордена, знакомого с ним по переписке, принял Фому в оный университет бакалавром, написав ему немедля отправляться в Париж и готовиться читать лекции по «Сентенциям».
Фома, по смирению своему бывший всегда невысокого мнения о себе, хотел бы отказаться от сего повышения, однако письму Магистра подобало повиноваться. И вот, став бакалавром, он излил в своих лекциях то, что тайно обдумывал в безмолвии. Бог исполнил его такими знаниями, а из уст его изливалось столь чудесное учение, что, казалось, он даже всех магистров превосходит и паче прочих побуждает своим ясным учением студентов к любви Божией. Ибо в свои лекции он ввёл новые темы, придумал новый и ясный способ давать определения, введя в определениях новые обоснования, так что никто, слыша, как он по-новому преподаёт, обосновывает и опровергает, не сомневался, что его просветил новый свет Божий, ведь он стремительно приобрёл такую чёткость суждения, что смог без сомнений учить новым взглядам и писать то, на что его Бог вновь изволил вдохновить.
Далее, во время своего бакалавриата и в начале магистратуры он написал по четырём книгам «Сентенций» работу в чётком стиле, глубокомысленную и удобопонятную, и дополнил её новыми темами. Доводы мирской науки он, согласовав их с божественными писаниями, ввёл, словно слуг, в оплот Премудрости Божией. При очевидной глубине понимания мирских наук он в высшей степени был сосредоточен на изучении науки божественной; и очевидно, что знаниями земными он неслыханно отличался, а вкушением Премудрости Божией – услаждался, посему Бог сделал его вождём красноречия и исполнил такого знания, чтобы он просвещал других. И пусть не покажется никому странным, что для толкования изречений Премудрости Божией кто-то использует мирские науки, ведь все предметы происходят от того же разума Божия, от которого проистекают и истины Божией премудрости, коей все науки по праву служат и в коей все человеческие достижения берут начало. (…)
* Hugues de Saint-Cher (1200 - 1263) – Первый кардинал из Ордена Доминиканцев. Родился в Сент-Шер около Вьенна. Изучал право и теологию в Парижском Университете, получив степень доктора обеих наук. В 1225 году вступил в Доминиканский Орден. Дважды (1227–1230 и 1236–1244) занимал пост провинциала Ордена во Франции. С 1236 руководил первой ревизией текста Вульгаты, проводимой доминиканцами на протяжении 20 лет (т.н. Bibliae Sorbonicum). 28 мая 1244 папа Иннокентий IV назначил его кардиналом-пресвитером св. Сабины. Сыграл большую роль на I Лионском Соборе (1245), среди прочего, приняв участие в установлении праздника Святейшего Таинства. Поддерживал реформу в Ордене Кармелитов (1247). Принимал участие в выборах пап в 1254 и 1261 гг. Является автором экзегетических трудов (комментарий к Книге Притчей). Умер в Орвието.
Отправить комментарий