Установление нищенствующего характера Ордена

12/28/2021, No Comment

Из книги Мари-Умбер Викера «Доминик и его братья-проповедники», Установление нищенствующего характера Ордена, Вступление.

Предметом этого исследования будет установление св. Домиником нищенствующей бедности Ордена Проповедников. Сначала я представлю этапы воплощения этой идеи, потом постараюсь подчеркнуть особенные намерения, которые вдохновляли и вели св. Доминика в этом предприятии.

Значение нищенствующей бедности в ордене св. Доминика не для всех ученых одинаково понятно. Даже историку такого масштаба как Бертольду Алтанеру не удалось представить роль этого идеала в возникновении Ордена Братьев Проповедников. Наибольшие же противоречия возникают во взглядах на тему истоков идеи бедности.

Францисканская традиция, начала которой следует искать у спиритуалов, Петра Иоанна Оливи* († 1289) и Ангела Кларена**, которую позднее развивают Actus b. Francisci et sotiorum eius (глава 20), а также Цветочки (глава 18), и собирают в 1657 году Annales Ваддинга***, традиция эта утверждает, что Доминик принял решение ввести радикальное отречение от собственности по примеру Франциска и его братьев, которые сделали это на генеральном капитуле в Порциункуле. Доминиканская историография, начиная с Эхарда, не соглашается с этим, утверждая независимость св. Доминика, так, что еще в начале XX века Жан Гиро решительно утверждает, что Доминик никому не обязан своей концепцией бедности и для него достаточным было «подражание Евангелии». Наиважнейшим, однако, в этом деле является не факт зависимости или независимости, а значения, которое эти гипотезы приписывают идеалу доминиканской бедности.

Причины противоречий оценок историков различны. Прежде всего – влияние на историографию нищенствующих орденов францисканских исследований, которые несопоставимо более развиты, чем доминиканские. В них столь огромное ударение ставится, и не без причины, на роль бедности в жизни св. Франциска, что предыстория нищенствующих орденов была почти полностью умещена в перспективе развития добровольной бедности. В этих условиях не был достаточным образом подчеркнут тот факт, что нищенствующие ордена были укоренены в своеобразии евангелизма начала XII века, который тесно связывал друг с другом мотивы бедности, проповедничества и даже странствующего образа жизни. Таким образом, совершается ошибка, отделяя историю бедности от истории проповедничества, как будто это две независимые сферы. Отсюда выводится замеченная нами трудность понимания роли бедности в возникновении этой идеи у св. Доминика.

С другой стороны сам мотив бедности очень многое бы приобрел, если поместить его в контексте более богатом, чем история орденов, в более широкой плоскости. Именно поэтому большое значение для нашей истории имеет впечатляющий труд, проделанный в последнее время в Сорбонне. Мишель Моллат, директор центра средневековых исторических исследований в 1962 году инициировал проведение серии исследований бедных и бедности в средневековье. Таким образом, было рассмотрено около тысячи монографий. На их основе было написано много синтетических презентаций этой темы, и даже внушительных томов. Обновили они наше знание того, чем являлась бедность во времена св. Доминика, а также, чем была добровольная бедность. Тот, кто ознакомился с этими трудами или прослеживал работы, начал замечать много подробностей, которые до сих пор оставались в тени или из которых не извлекли всю правду о замыслах и деяниях св. Доминика.

* Petrus Johannis Olivi, также Пьер Жан Олье, нижне-лангедокский теолог-мистик, философ, монах-францисканец и интеллектуальный лидер спиритуалов в южной Франции. Составил мистическое толкование на Апокалипсис, пользовавшееся особым уважением его сторонников. Развивал идею постепенного развития Церкви, проходящей через семь стадий, или эпох; последняя эпоха будет благодатным царством Святого Духа, предвестником которого является францисканский орден.

** Angelus Clarenus, (†1337) – итальянский францисканец (целестинец), пропагандист движения спиритуалов, писатель, последователь Иоахима Флорского. Движение внутри францисканского ордена, вдохновленное идеями Иоахима Флорского было признано еретическим. Был членом утвержденной в 1294 году папой Целестином конгрегации убогих отшельников, именуемых также целестинцами. При папе Бонифации VIII конгрегация была распущена, а целестинцы укрылись в Греции. После смерти Бонифация Ангел вернулся в Италию и встал во главе спиритуалов. Последователей Ангела Кларена начали называть кларенианцами (ит. clareni). В 1317 был отлучен от Церкви враждебно настроенным к спиритуалам папой Иоанном XXII, но за него заступился кардинал Джакомо Колонна. После его смерти в 1318 году, укрылся в Субиако, где основал отделенный от францисканцев орден фратичелли. Спасался от преследований инквизиции. Умер в монастыре Санта-Мрия-делл’Аспро. Спиритуалы чтили его как блаженного.

*** Luke Wadding OFM († 1657) – ирландский францисканский историк и теолог. Наиважнейшим трудом его были Annales Minorum в восьми томах (1625-1654), которые были переизданы в XVIII веке. Ваддинг опубликовал также Bibliotheca (содержащее работы францисканских писателей), труды Иоанна Дунса Скотта и первое собрание писем св. Франциска Ассизского.

продолжение

No Comment

Отправить комментарий