Университет брата Николая

12/31/2021, No Comment

Из статьи брата Григория Цверкевича ОР, Medicor sub iudice celo. Описание врачебной практики брата Николая Польского ОР на основе анализа текстов Antipocrates и Experimenta, 3.

По причине своего географического положения Монпелье был местом соприкосновения многих культур. В университете встречались одновременно мусульмане из Испании, евреи из Франции и христиане из школы в Салерно. Тамошняя знаменитая школа возникла еще ранее X века. Она имела огромное влияние на развитие медицины. Вершина ее славы связана с особой Константина Африканца, монаха из Монтекассино. Жил он в конце XI века и особенным образом объединил в своей практике арабскую культуру с христианской. Его ученики на основе собственных наблюдений и т.н. antidotarium, то есть описания опыта ежедневных врачебных практик, составляли рецепты снадобий.

Это горнило культур в Монпелье имело огромное значение в отходе от понимания медицины, основанной на опыте, в сторону схоластики. В то время, когда там обучался Николай, переводились труды Галена, Авиценны и других греческих и арабских учителей. Появляется идея подробно описать и объяснить медицину. Это имело свои хорошие стороны, потому как, уже со времен охотничьих культур использовалось очень много лекарств из растительных и животных составляющих. Таким образом, записанные знания были готовым каталогом и одновременно спасением от забывания многих рецептов. Потом этот каталог обогатила земледельческая культура. Подобным образом дела обстояли в университетских центрах, среди прочих в Болонье, Париже, Оксфорде и Падуи, где в программы вводилось обучение медицины. Появлялись, однако, голоса несогласия с такого типа практиками, а одним из наиболее громких был голос Николая.

Одновременно продолжалась дискуссия на тему териака, особенной субстанции с лечебными свойствами. Его происхождение связывалось с народом италийских Марсов, которые давали такое название снадобьям полученным из препарированых змей. Даже сегодня в регионах центральной Италии существуют подобные суеверия о употреблении «земных угрей» - так их там называют. Сам Гален и другие восточные авторы рецептов живо интересовались териаком. В их работах видно много отнесений к нему в описаниях составления лекарственных микстур. Териак был также прекрасно известен средневековым ученым. Более того, его часто прописывали, подчеркивая тем самым его целительные свойства. Однако, с другой стороны, хотели объяснить эту силу научно и не принимали аргументов, что только благодаря опыту можно понять действия этой субстанции. Это вызывало напряжение в академических кругах. Николай наверняка был свидетелем этих дискуссий, поскольку сам придерживался решительно противоположного мнения на тему силы териака, чем магистры из Монпелье. Его противление возбуждали не только попытки научного объяснения действия этой субстанции, но также тезисы о ее происхождении.

продолжение

No Comment

Отправить комментарий