Из статьи брата Григория Цверкевича ОР, Medicor sub iudice celo. Описание врачебной практики брата Николая Польского ОР на основе анализа текстов Antipocrates и Experimenta*, Вступление.
В человеческую природу всегда был вписан страх перед смертью и страданиями. Сопутствует он нам до сих пор, несмотря на то, что современный уровень развития медицины позволяет нам значительно продлить человеческую жизнь. Тем более страх этот сопутствовал людям средневековья. Смерть для тогдашних людей была чем-то очевидным и неизбежным. Множественные эпидемии, войны, несуществующая система здравоохранения были причиной бесспорного согласия с утратой жизни. Например чума, которая разбушевалась в Европе в 1347 году, занесенная генуэзскими купцами, возвращавшимися из Крыма, свирепствовала следующие четыре года. Своего апогея пандемия достигла в 1348 году, если же речь идет о полном числе жертв, убила она более 20 миллионов европейцев. «Черная смерть» отнимала жизнь у всех, не обращая внимание на статус и социальное происхождение. Она повлияла на все сферы человеческой жизни, начиная с культуры, философии, через науку, политику вплоть до медицины. В то же время в каждой из этих сфер нашлись люди, которые не только хотели понять и описать свои времена, но также стать им наперекор. Они заняли действенную позицию, которая заключалась в ответе на поставленный вопрос: как жить? Я сосредоточусь на ответе, который дал своей жизнью и действиями брат Николай Польский – доминиканец и врач. Его харизматическая позиция в ордене и в университете соединенная с не конвенциональными методами лечения стали причиной того, что он весьма выразительно вписался на страницы истории средневековых доминиканцев в Польше.
* Из сборника «Dominikanie w czasch krucjat, katedr i herezji», W drodze (Poznań), Teofil (Kraków), 2016.
Отправить комментарий