Проповедь De tempore в Первое Воскресенье Адвента Перегрина Опольского.
Ecce rex tuus venit tibi (Захария 9,9).
Этими словами Пророк утешает праведных отцов, которые перед приходом Христа много страдали и были несчастными прежде всего потому, что были обречены на вечное осуждение, не могли войти в небесный Храм, а на земле не было никого, кто бы мог их спасти.
Одни блуждали как овцы без пастыря и не могли найти путь, ведущий в небо. Другие были как невольники, которых не было кому выкупить из рабства. Все же они несчастные возносили к небу моленья, чтобы Бог послал им кого-нибудь, кто бы спас их от осуждения, кто указал бы им правильный путь и выкупил их из рабства. Тогда Бог, милосердный ко всем, кто взывает к Нему в истине, выслушал их умоляющие голоса и ответил им такими словами: «Люд мой, возрадуйся, ибо Царь твой грядет к тебе». В этих словах Бог выразил три вещи. Во-первых, силу Того, кто должен прийти, когда говорит Царь, который настолько силен, что может тебя избавить совершенным образом; во-вторых, Его близость, когда говорит грядет, потому что с честью и с соответствующей подготовкой Он должен быть принят; в-третьих, пользу этого прихода, когда говорит к тебе, то есть для твоего блага. Но посмотрим же, какая это польза. Воистину, в том выражается польза от Его прихода, что приходит Он как исполненный любви посредник, добрый пастырь, жертвенным поручитель, доброжелательный лекарь, сильный воин и мудрый защитник.
Во-первых, Христос приходит как исполненный любви посредник, чтобы умиротворить разгневанного Бога. В Первом Послании к Тимофею мы читаем: Стал он посредником между Богом и человеком (ср. 2,5), и Апостол говорит: Когда были мы врагами Бога, примирились… смертью Сына Его (Рим 5,10). Это было представлено в Книге Чисел (16,41-48). Когда земля поглотила Дафана и Авирона, весь люд Израиля начал роптать против Моисея и Аарона, говоря: вы умертвили народ Господень (16,41). И хотели побить Моисея и Аарона камнями. Тогда они убежали к скинии, их покрыло облако и явилась им слава Господня (ср. 16,43), м вышел огонь от Господа и поглотил четырнадцать тысяч семьсот человек (ср. 16,49). Тогда Моисей сказал Аарону: возьми кадильницу, и положи в нее огня с жертвенника, и всыпь курения, и неси скорее к обществу, и заступи их (ср. 16,46). Аарон, придя с кадильницей, стал между живыми и мертвыми и молился, и поражение прекратилось (ср. 16,48).
Аарон, который взял кадильницу и огонь, представляет Христа, который приняв тело и душу, стал между живыми, т.е. ангелами, наделенными благодатью, и мертвыми, т.е. людьми, которые согрешили, и когда молился на кресте, прекратилось поражение огнем, то есть гнев Бога на людей.
Во-вторых, Христос приходит как добрый пастырь, чтобы отыскать потерянную овцу. Чтобы, однако овца не боялась пастыря, Он принял вид агнца, о чем говорит Иоанн: Я есмь пастырь добрый (Ин 10,11) и Лука: Кто из вас, имея сто овец и т.д. (15,4). Это было представлено в Книге Второзакония (4,41-43). Моисей назначил три города убежища. Ибо таков был закон, что, если бы кто-либо убил человека или совершил иное тяжкое преступление, убежал бы в один из этих городов и там бы пребывал в безопасности от мести родственников убитого. И не отважился бы ранее оставить этот город и вернуться домой, как только после смерти первосвященника. Ибо только тогда он мог бы безопасно вернуться к себе.
Так произошло с нами, грешниками, когда мы совершили грех, убив таким образом нашу душу. Были мы тогда изгнаны из нашего города, то есть рая и приговорены к изгнанию на этой земле, откуда могли бы вернуться только после смерти первосвященника, то есть Христа, который дал нам возможность вернуться благодаря своей смерти и своему святому пришествию.
В-третьих, Христос приходит как жертвенный поручитель, чтобы понести наказание за виновного, о чем читаем в Книге Экклезиастика (Сираха): Не забывай благодеяний поручителя; ибо он дал душу свою за тебя (29,18). Это символизировали все жертвы, которые приносились за совершенный грех. Об этом читаем в Книге Левит (4,1-12). Если первосвященник совершил грех, в жертву приносили непорочного тельца. В крови его мочили палец и семь раз окропляли место перед алтарем, шкуру же и мясо выносили за стан и сжигали. Под видом тельца изображался Христос, который был непорочен, ибо никогда не был запятнан грехом. Принес же Он Себя в жертву, чтобы очистить нас от грехов и Своею кровью освободить нас от последствий греха, который совершили прародители.
В-четвертых, Христос приходит как доброжелательный лекарь, чтобы исцелить больного. Августин говорит: «Прибыл великий лекарь, ибо был великий больной». Это было представлено в притче о Самарянине (Лк 10,30-37), который идя по дороге, увидел лежащего раненного человека. Сжалился над ним, укрыл его своим плащом и перевязал ему раны (Лк 10,34). Обрати внимание на притчу: некий человек шел из Иерусалима в Иерихон и т.д. (Лк 10,30).
Этот раненный человек изображает Адама, под которым подразумеваем весь род людской, который согрешив, ушел из Иерусалима, то есть рая земного, состояния счастья и бессмертия, в Иерихон, то есть к несчастьям и недостаткам земной жизни. Попался разбойникам, то есть впал в лапы злых духов, называемых разбойниками, поскольку скрыто устраивают засады, которые ограбили его, то есть сняли с него одеяние совершенства, бессмертия и непорочности, и изранили его, то есть нарушив и ослабив грехом его природу, ушли, не отказавшись от хитростей и уловок, оставив его едва живым, то есть лишили его жизни в благодати, оставив ему только физическую жизнь. Когда же лежал он обессиленным, пришел Самарянин, то есть Христос, который сжалившись над ним, укрыл его плащом милости и перевязал его раны, то есть грехи. Христос на кресте был обнажен, чтобы одеть человека. Ввел его в гостиницу – Церковь и поручил хозяину, то есть св. Петру, позаботиться о нем на пути к царству небесному. О, сколько же больных исцелил этот Лекарь и далее исцеляет не только тела, но и души!
(Расскажи пример о женщине, которая продала еврею ребенка).
В-пятых, Христос приходит как сильный воин, чтобы освободить пленника из власти сатаны. У Исаии читаем: «Я — изрекающий правду, сильный, чтобы спасать» (63,1). Было это представлено в Книге Чисел (25) на примере Финееса, который изображает Христа. Финеес, взяв в руку свою копье, то есть крест, встал из среды общества, то есть ангелов, вошел в дом любодения (ср. Числ 25,7-8), то есть на землю, и убил мужа, то есть сатану, который любодействовал с Мадианитянкой, то есть с человеком.
В-шестых, Христос прибывает как мудрый защитник, о котором Иоанн говорит: имеем ходатая и т.д. (1Ин 2,1), чтобы уничтожить власть сатаны. Ибо имел сатана привилегию власти над человеком, но Христос, придя, аннулировал его собственной кровью, как говорит Пророк: написан был грех наш на камне алмазном (ср. Иер 17,1). Алмаз же ничто не может сокрушить, только кровь козла, принесенного в жертву. Поэтому необходимо было, чтобы пришел козел. Козел символизирует Христа, который был принесен в жертву (Лев 16). И таким образом сокрушил своей кровью алмаз и стер наши грехи.
(тут можешь рассказать пример из «Римских хроник» и т.д.)
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий