Се, творю все новое

1/02/2022, No Comment

Проповедь De tempore в праздник Обрезания Господнего Перегрина Опольского.

Ecce nova facio omnia (Откр 21,5)

Святой Иоанн, который видел и слышал множество тайн тогдашних, минувших и будущих, услышал среди прочего также и вышеприведенные слова. Сначала он услышал голос, который говорил: отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача…, ибо прежнее прошло (Откр 21,4). А потом отозвался восседающий на троне: Се, творю все новое. И то, что тогда услышал св. Иоанн, исполнилось сейчас, ибо сегодня Бог сотворил много нового.

Сперва сотворил Бог новое время, то есть новый год, который сегодня начинается, а в новом времени сотворил много новых вещей. Прежде всего то, что сам выбрал Себе новую матерь и то столь особенную, что прежде никогда не было известно. Давняя же матерь, которая обезображенная по причине греха, состарилась, была этой новой очищена и обновлена. Ибо эта новая матерь – новый сосуд, в который пала манна небесная для того, чтобы накормить весь род людской.

Было это представлено аллегорически как тот сосуд, о котором читаем в IV Царской Книге. Так вот, к Елисею, живущему в Иерихоне, обратились жители этого города: вот, положение этого города хорошо, как видит господин мой; но вода нехороша и земля бесплодна (2,19). Он им ответил: дайте мне новую чашу и положите туда соли. А когда дали ему, он вышел к истоку воды, и бросил туда соли… и так здоровыми стали воды с того момента (ср. 2,20-22).

Этот Елисей представляет Бога Отца, который сказал Гавриилу, который должен был благовестить Деве, и Духу Святому, готовящему зачатие Сына: Принесите мне новую чашу, то есть святую Деву, которая была сосудом твердым в своем терпении, чистым в своем девстве, украшенным многими драгоценными каменьями в обилии добродетелей, и положите в нее соль, то есть божественную премудрость, которая является Сыном. Ибо Сыну дана премудрость. И оздоровлены были воды, то есть люди из Иерихона, то есть все люди, ради спасения которых родился Сын. И тогда для человечества были созданы новое небо и новая земля (ср. Ис 65,17), то есть новое тело и новая душа Христа, и новым образом, ибо от мистического дыхания, то есть по распоряжению Святого Духа из пречистой крови Девы, и без участия мужа тело это появилось. И так, Христос пришел в мир из этого нового сосуда, чтобы очистить зараженную природу. Поэтому Он принял чистое и новое тело из нового сосуда.

Пришел Он также, чтобы искупить погубленный грехом нашего прародителя мир. Искупить Своей бесценной кровью, которая сегодня, при Его обрезании начала проливаться. Посему пришел Он, чтобы спасти наш осужденный мир, благодаря своему Имени, которое ему сегодня дали. Как говорит Апостол: ибо нет другого имени под небом…, которым надлежало бы нам спастись (Деян 4,12), как только это имя. Поэтому сегодняшнее торжество содержит в себе двойной смысл: обрезание подчеркивает человеческую природу Христа, а связь с именем – публичное оглашение этого Имени. Посему Христа обрезают как истинного человека, называют же Христом как истинного Сына Божия. Обрезание дано нам как пример для подражания, оглашение же имени для того, чтобы мы могли это имя призывать. Всякий, кто призовет имя Господне, спасется (Деян 2,21). Посему, по примеру Христа мы должны быть обрезаны, и то равно от смертных грехов, как и от грехов повседневных.

Было это аллегорически хорошо представлено в Первой Маккавейской Книге (2,42-48), где читаем: И обходил вокруг Маттафия и друзья его, и занимали города языческие, разрушали и уничтожали их, и разрушали жертвенники, и обрезывали… детей…, сколько находили в пределах их (ср 1Мак 2,45-46). Маттафия и его друзья означают христиан, которые своими ревностными раздумьями должны блюсти города, то есть свои тела. И должны разрушать жертвенники, то есть смертные грехи; и совершать обрезания детей, то есть удалять повседневные грехи, которые найдут в своих границах, то есть совершенные чувствами и членами. А наиболее должны блюсти уста и язык от произношения лживых и скверных слов.

Не делала этого некая женщина, о которой пишет святой Григорий, что хотя и была она почти совершенной в совершении добрых дел, но не блюла надлежаще свой язык. Не заботилась о том, что говорил ей исповедник: «Попридержи свой язык, не говори столько!» Когда она умерла, была погребена под алтарем по причине святости, которой отличалась, в чем убеждены были люди. Однажды, хранитель церкви, когда молился около полуночи в храме, увидел, как бесы раскапывают ее могилу и достают ее тело. А один дьявол, приблизившись с раскаленными клещами, вырвал ее язык. Язык этот они сожгли перед алтарем и исчезли. Наутро же перед алтарем нашли пепел, оставшийся от грешного языка, который при жизни она не старалась укротить.

Но зачем мы должны быть обрезаны? Верно, затем, что, если этого не сделаем, не сможем войти в святую скинию Бога. Было это представлено в Книге Исхода (12,43-49), где читаем, что никто чужой и необрезанный сердцем, то есть такой, который не отверг внутренний грех, и необрезанный телесно, то есть такой, который не отрекся от греха внешнего, не войдет в святую скинию Бога, то есть в царство небесное.

Должны мы также быть обрезаны, чтобы унять гнев Бога, который мы вызвали нашими грехами. Это хорошо было представлено в Книге Исхода: Тогда Сепфора, взяв каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего (4,25) и так умолила Господа. Сепфора представляет грешную душу, которая примиряется с Богом посредством обрезания своего сына, то есть духа, живущего безрассудно.

Должны мы быть обрезаны также для того, чтобы быть допущенным в число святых. Аллегорически было это представлено в Книге Юдифи (14, 5-10). Читаем там, что Ахиор, который был язычником, узрев дела предивные, которые Господь сделал для обрезанных евреев, оставив языческие нравы, присоединился к их общине и стал евреем. Ахиор представляет каждого верующего христианина, который видя дела необычайные, соделанные Господом обрезанным евреям, то есть святым, которые исповедью обрезались от своих грехов, как Магдалина, Павел и множество других, которые оставив языческие нравы, то есть грехи, принимается в общество святых.

Теперь переходим к другому вопросу, то есть к наречению Христа именем Иисус. Имя это, согласно пророку, пришло из дальних стран, ибо впервые вышло из уст Бога Отца Всемогущего. И то, что там было с самого начала и как нечто давнее, ныне стало новым, благодаря наречению имени.

Верно, имя это нам весьма в помощь. Во-первых, потому, что укрепляет нас в стычках с невзгодами, о чем свидетельствует пример святого Игнатия. Когда император Траян приказал стегать его плетью со свинцовыми шариками, прижигать его бока и принуждал его ходить по горящим угольям, он не переставал произносить имя Христа. Когда же палачи пытали его, зачем он столько раз повторяет это имя, ответил: «Это имя начертано в моем сердце и потому не могу перестать повторять его». После смерти Игнатия, те, кто это слышал, хотели убедиться, правда ли это и вырвали его сердце. Когда разрезали его на пополам, нашли в нем написанное золотыми буквами имя Иисус Христос. И тогда многие из них уверовали.

Имя Иисус побуждает нас также совершать добрые дела, пример чего мы имеем в Деяниях Апостолов (3,1-11). Ибо когда некий хромой просил милостыню у выходивших их храма, случилось, что среди выходивших были Петр и Иоанн. Когда он и их попросил, чтобы дали ему что-нибудь, Петр ответил: Серебра и золота нет у меня, но что имею, то тебе даю: во имя Иисуса Христа Назаретского, встань и иди в мире! (ср. 3,6). И тотчас он встал и начал ходить.

Имя Иисус несет нам также помощь против нападок злых духов. Аллегорию этого мы имеем в I Книге Царств, где читаем, что Давид говорил Голиафу: ты идешь против меня с мечом и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа (1Сам 17,45). Голиаф представляет дьявола, меч которого – плотское искушение, копье – искушение духовное, а щит, которым он защищается, это – его хитрость, под прикрытием которой он предает. Давид же представляет каждого верного, который призывая имя Христа и вспоминая Его пять ран на крестном древе, побеждает дьявола.

Примером этого является святой Патрик. Когда св. Патрик читал проповеди в Ирландии, просил Господа, чтобы сотворил какое-либо знамение, которое бы поразило слушателей и склонило бы испугавшихся к покаянию. И вот вдруг появилась очень глубокая яма. Известно было, что это место очищения и что, если бы кто-либо хотел туда войти, его не постигнет уже никакое иное наказание. Многие, услышав это, входили туда, но никогда не возвращались. И вот, некий муж благородного происхождения, по имени Николай, который совершил много грехов, вошел в эту яму, чтобы понести покаяние за свои грехи. И увидел там место молитвы, полное белых монахов, которые сказали ему: «Будь стойким, ибо должен будешь выдержать много мучений». Когда Николай спросил, есть ли что, что помогло бы ему перенести эти мучения, ответили: «Когда почувствуешь, что мучения слишком тебя донимают, тотчас взывай: Иисусе Христе, помилуй меня!» Когда сей муж отдалился, тотчас злые духи рыкая окружили его как дикие бестии. Когда он так стоял испугавшись, вспомнил совет и воскликнул: «Иисусе Христе, помилуй меня!» и сразу же освободился от этих бестий. Следуя далее, он увидел весьма огромный огонь. Когда он оказался в огне, брошенный туда бесами, тотчас воззвал: «Иисусе Христе, помилуй меня!» и огонь сразу же погас. Когда последовал далее, увидел глубокую яму, из которой исходил дым и страшный смрад. Брошенный в эту яму, снова воскликнул как прежде и тотчас был освобожден. Наконец он увидел узкий мостик, по которому должен был пройти. Скованный огромным страхом, он не мог этого сделать. Наконец, поставив не мостик одну ногу, сказал: «Иисусе Христе, помоги мне!» И так он перешел через мостик и вышел на весьма прекрасную поляну с множеством различных цветов, которые источали предивный аромат. Увидел он также двух прекрасных юношей, облаченных в белые ризы. Они привели его в прекрасный город. Город тот был построен из драгоценных каменьев. Улицы его также были выложены драгоценными каменьями. И сказал ему, что сей город – это и есть рай.

Муж сей потом вернулся в предыдущее состояние; а благодаря тридцатидневному покаянию, счастливо достиг небесного рая, благодаря имени Господа нашего Иисуса Христа.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

No Comment

Отправить комментарий