А души праведных в руке Божией, и мука смерти не коснется их

6/16/2023, No Comment

Проповедь De sanctis в день святых Вита и Модеста, мучеников Перегрина Опольского.

Justorum autem animae in manu Dei sunt, et non tangent illos tormentum mortis (Прем 3,1).

Есть много причин, препятствующих человеку достичь вечной жизни. А именно: мир искушает почестями, к которым склоняет, чтобы человек не достиг почестей небесных. Подобным образом, плоть искушает удовольствиями, чтобы человек забыл о небесных радостях. Также дьявол искушает из зависти, поскольку завидует, что человек должен занять место, которое он утратил и как только может, обманывает человека. Чем лучше человек, тем сильнее на него наседает, ибо злыми людьми он завладевает без усилий и потому не старается из свести. Ничего удивительного, что дьявол искушает добрых, ибо душа человека праведного – бесценное сокровище, но, если он сильно на нее наседает, Господь ее защищает и поэтому сказано: Души праведных в руке Божьей (Прем 3,1). В этих словах мы можем подчеркнуть три правды: во-первых, праведную жизнь этих святых в слове: праведных; во-вторых, их безопасность, поскольку их души в руке Божьей; в-третьих, их блаженство в словах: не коснется их мука смерти.

В первом вопросе обрати внимание на то, что этих святых: Вита, его воспитателя Модеста, а также кормилицу Кресцентию называют праведными по трем причинам. Во-первых, потому что через деяния они достигли праведности, то есть святости. Апостол говорит: Святые верою побеждали царства (Евр 11,33). Во-вторых, поскольку провозглашали справедливость. Псалом 96,6: Небеса возвещают справедливость Его, то есть: святые справедливость Его, то есть Бога. В-третьих, поскольку они защищали правду до самой смерти: Подвизайся за истину до смерти (Сир 4,33). Совершил это святой Вит и его сподвижники.

О святом Вите читаем, что когда ему было всего двенадцать лет, он часто получал от отца розги за то, что презирал идолов и не хотел воздавать им почтение. Префект Валериан, узнав об этом, призвал отрока и приказал ему принести жертвы. Когда отрок отказался, приказал бить его палками, и тотчас руки бьющих и руки префекта усохли. Префект воскликнул: «Горе мне, я потерял руки!»

Тогда святой Вит начал ему проповедовать слово Божье и защищать свою веру, говоря: «Пусть же явятся твои боги и исцелят тебя, если могут». Валериан обратился к нему: «А ты можешь это сделать?» Вит ответил: «Во имя Господа, могу». И тотчас, помолившись за Валериана, выпросил для него исцеление. И так св. Вит защищал правду Божью учением и чудесами.

Возлюбил он также праведность, то есть святость. Читаем, что, когда он исцелил префекта, тот, призвав его отца, сказал: «Убеди своего сына, чтобы он плохо не кончил!» Тогда отец, забрав Вита домой, хотел музыкой, играми в обществе девиц и другими удовольствиями увести его душу от святости. Он, однако, возлюбив святость, презирал все это. Тогда отец решил его убить, но ангел Господень явился его учителю Модесту и приказал ему сесть на корабль и увести своего отрока, то есть Вита, в другую страну. Когда Модест это сделал, орел приносил им пищу, а они, проповедуя веру Христову, также творили множество чудес. И так мы объяснили первый вопрос.

Во-вторых, была подчеркнута огромная безопасность этих святых, ибо сказано: в руке Божьей (Прем 3,1). На руке обычно для украшения носят красивые предметы. Это золотые и серебряные перстни и другие ценные предметы, как драгоценные камни, также благовония и подобные великолепия. Так и эти святые как перстни остаются на руке Бога. Благодаря целомудрию святой Вит заслужил стать таким перстнем на руке Бога. Также были они как драгоценные камни на руке Бога. О, сколь же ценным, то есть благородным, камнем был святой Вит благодаря чудотворению! Ибо имел он силу изгонять злых духов и воскрешать мертвых.

Так читаем, что дьявол овладел сыном императора Диоклетиана и сказал, что никогда его не оставит, разве что прибудет сам Вит. Начали искать святого Вита и когда его нашли, привели к императору. Диоклетиан обратился к Виту: «Можешь ли ты исцелить моего сына?» Вит ответил: «Не я, а Господь». И тотчас возложил руку на одержимого, и злой дух немедленно его оставил.

Более того, этот камень, то есть Вит, имел такую силу, что хотя лежал в огне, нельзя было его сжечь. Читаем, что, когда император вверг его вместе с Модестом в темницу, неожиданно цепи, которыми они были связаны, упали, а темница воссияла дивным светом. Когда об этом доложили императору, он приказал бросить его в разожженную печь, но и оттуда он вышел невредимым. В этом он был подобен святому Иоанну Евангелисту, который невредимым вышел из котла с кипящим маслом.

Камень этот имел также такую силу, что укротил даже жестокого зверя. Читаем, что, когда святой Вит вышел невредимым из печи, на него выпустили самого страшного льва, чтобы тот его сожрал, но сила Божья спасла Вита. В этом был он подобен Даниилу.

Святые эти были также как благовония в руке Божьей. Поэтому Вит мог бы сказать с Апостолом: мы — Христово благоухание (2Кор 2,15). Это благоухание достигло Отца Небесного и ангелов, которые прибыли к Виту. Читаем, что, когда его отец не мог заставить его воздать честь богам и заключил его в каком-то доме, начало исходить оттуда чудесное благоухание, охватившее отца и всех домашних. Все они, глядя в щель в дверях, увидели вокруг Вита семерых ангелов, которых Господь прислал, чтобы хранили его от семи смертных грехов.

Наконец, приказали Вита вместе с Модестом и кормилицей Кресцентией, которая ему сопутствовала, подвергнуть пыткам. Вдруг содрогнулась земля, ударили молнии, рухнули храмы богов и убили многих людей. Испуганный император, убегая, бил себя в грудь, говоря: «Горе мне, ибо меня победил один лишь отрок!» Святые же, спасенные ангелом, оказались возле некой реки и там, молясь, отдали Богу души, благоухающие добрыми делами. Их запах ощутили даже орлы. Ибо когда умирали, тотчас прилетели и стерегли их тела, чтобы не разорвали их дикие звери и птицы, до тех пор, пока не нашла их Флоренция, достопочтенная тетя святого Вита, имевшая видение. Она и похоронила их тела. И так был выяснен второй вопрос: поскольку эти святые были в руке Бога, поэтому были в безопасности от врагов, которые стараются привести души на вечные муки. Ибо никто не мог их вырвать из руки Божьей.

В-третьих, их блаженство было подчеркнуто в словах: не коснется их мука смерти (Прем 3,1). Мукой смерти называется наказание в аду, которое их не коснулось, ибо они превозмогли его, претерпев муку телесную, и потому не были подвержены вечной смерти. Во-вторых, как сказано в Откровении, мука смерти – это кара чистилища, которая их не коснулась, поскольку сразу они перешли в славу, в которую пусть и нас приведет Иисус, Сын Бога Живого!

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

No Comment

Отправить комментарий