Жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн…, и многие о рождении его возрадуются…, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей

6/23/2023, No Comment

Проповедь De sanctis в праздник Рождества святого Иоанна Крестителя Перегрина Опольского.

Uxor tua Elisabeth pariet tibi filium, et vocabis nomen ejus Joannem…, et multi in nativitate ejus gaudebunt…, et Spiritu Sancto replebitur adhuc ex utero matris suae (Лк 1,13-15).

Это слова архангела Гавриила, обращенные к Захарии, отцу Иоанна Крестителя. Можем заметить, что в этих словах были выражены четыре правды: во-первых, что ангел возвестил рождение Иоанна; во-вторых, что открывает его имя; в-третьих, что провозглашает его святость; в-четвертых, что показывает плод его рождения, когда говорит: и многие о рождении его возрадуются (Лк 1,14).

Когда речь идет о первом, обрати внимание, что ангел, возвещая рождение Иоанна, показывает, что является оно чудесным по четырем причинам, в противовес четырем недостаткам и слабостям, присущим каждому человеку в момент его рождения. Во-первых, каждый рождается нечистым. Никто также не избавлен от вины, даже годовалое дитя. Апостол говорит: были мы по природе чадами гнева (Эф 2,3). Этот гнев оказывает Бог по отношению к детям, которые умирают без крещения, поскольку ни одно из них не может созерцать Бога, ибо в беззаконии были зачаты (Пс 50,7). Во-вторых, человек рождается глупым и бессознательными: Глупость привязана к сердцу отрока (Притч 22,15). Ибо глупы те, кто всю землю отдают за одно яблоко. Из чего можем сделать вывод, что не понимают ни добра, ни зла. В-третьих, человек рождается слабым, бессильным и потому сам себе не может помочь. Аллегорически это было представлено, когда Саул сказал Давиду: не можешь ты идти против этого Филистимлянина…, ибо ты еще юноша (1Сам 17,33). В-четвертых, человек рождается плачущим и это – всеобщая песня всех людей.

От всех этих недостатков сей отрок был освобожден, ибо, во-первых, вопреки тому, что было сказано, он родился чистым и святым. Ибо был святым ранее, чем родился. Поэтому Господь говорит об Иоанне через пророка Иеремию: прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя (Иер 1,5). Во-вторых, в противоположность глупости и несознательности детей, он родился наделенным наивысшей премудростью, ибо, находясь еще во чреве матери, познал Христа и Его Матерь и возвестил это своей матери. Августин говорит: «Неба и земли не видел, а в лоне матери познал Творца неба и земли и ранее стал учителем своей матери, чем сыном, ранее ее учил, чем сосал ее грудь». В-третьих, в противоположность слабости детей, он родился сильным мальчиком. Поэтому, еще в детстве, будучи отроком, отправился, как говорят, в пустыню. Взгляни на его достойную восхищения стойкость этого мальчика, ибо домом, или дворцом, была для него пустыня. Вместо товарищей и домашних его окружали дикие звери, вместо изысканных блюд ел саранчу, а вместо вина пил воду, давая нам пример, чтобы мы искали наслаждение в вечных, а не преходящих радостях. Если этот мир, который мы видим, кажется нам таким прекрасным, то что же ждет нас в небесном дворце! В-четвертых, в противоположность песни плача, которую поет каждое родившееся дитя, этот мальчик, еще не родившись, тешился и радовался. Читаем у Луки, что, когда Пресвятая Дева Мария пришла навестить Елисавету, матерь Иоанна и приветствовала ее, тотчас дитя в лоне матери взыграло и возрадовалось. Поэтому святая Елисавета сказала Пресвятой Деве: И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем (Лк 1,43-44).

И так выяснен был первый вопрос.

Во-вторых, ангел открывает его имя. Ибо Иоанн означает «Божья благодать». Это имя милым было Богу Отцу, Сыну и Святому Духу, а также Деве Марии. Во-первых, милым было Богу Отцу, поскольку уже в лоне матери Он окрестил его и дал ему имя. Посему Бог Отец был духовным отцом того, кого окрестил. Поэтому Иоанн говорит через Исаию: Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей называл имя Мое (Ис 49,1). Имя его было милым также Сыну, ибо Он выбрал Иоанна своим крестителем. Имя Иоанн было милым также Святому Духу, который пожелал быть его учителем, ибо Христос учил Иоанна проповедовать слово Божье. Поэтому Иоанн говорит через пророка: соделал уста Мои как острый меч (Ис 49,2). О, как же остро сёк этот меч, когда говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего (Мк 6,18). Святой Иоанн был мил также Марии, поскольку Она захотела присутствовать при его рождении. Ибо была Она повитухой у его матери, а когда он родился, она первая подняла его с земли.

Когда речь идет о третьем вопросе, то его святость была многообразной, ибо многообразное он получил свидетельство. Во-первых, от Бога Отца, который называет его ангелом: Вот, Я посылаю Ангела Моего (Мал 3,1). Иоанн был назван ангелом по причине ангельской жизни, которую вел, ибо оставался целомудренным до самой смерти. Во-вторых, получил он свидетельство от Сына, как знаем это из Евангелии Матфея, где Христос многократно отличал его, говоря: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя (Мф 11,11). Также у Иоанна (Ин 5,35) сказано: Он был светильник, горящий любовью и светящий ангельским образом жизни, о котором говорит Иоанн Дамаскин: «Рассудите, сколь святым и сколь ангельским был образ жизни того, кто не явил никакого знамения своей силы, и однако, весь люд считал его Божьим посланником». В-третьих, получил он свидетельство Святого Духа, который через Захарию сказал дитяти: И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего и т.д. (Лк 1,76). В-четвертых, он получил свидетельство ангелов: ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера и т.д. (Лк 1,15). Поэтому также Иоанн евангелист, видя, что он такой святой муж и что столь огромные милости получил от Бога, говорит в Откровении: увидел – говорит – семь золотых светильников, и, посреди семи золотых светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом (Откр 1,13). Что же может означать семь золотых светильников, если не семь хоров святых, пребывающих в небе. Святой Григорий говорит: «Среди них увидел Иоанна Крестителя, ибо было достойно, чтобы тот, кто был подобен ангелам в этой жизни, был также подобен им в славе». Иоанн Креститель был подобен ангелам также ангельским нравом, патриархам – воспитанием духовных сыновей, пророкам – откровение будущего, апостолам – плодотворным проповедованием слова Божьего, мученикам – принятием мученичества, учителям – умерщвлением плоти, девам – чистотой нравов.

Когда речь идет о четвертом вопросе, то в словах: и многие о рождении его возрадуются (Лк 1,14) обращается внимание на плоды его рождения. Во-первых, радовались грешники, поскольку он указал им путь в царство небесное, говоря: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф 3,2). Радовалась его матерь, ибо освободил ее от позора. Радовался Бог, ибо родился Его посланник. Радовались те, кто пребывали в преисподней, ибо он возвестил им приход Христа, который избавит их из неволи дьявола. Радовался его отец, ибо был возвращен ему дар речи.

В «Церковной истории» читаем, что Давид, желая усовершенствовать службу Божью, установил двадцать четырех первосвященников, одним из которых был Захария (1Пар 24,25)*. Захария же и его жена Елисавета были старыми и бездетными (Лк 1,5-7). Когда Захария вошел в храм, чтобы принести жертву каждения, а толпа людей ожидала снаружи, явился ему ангел Гавриил. Когда же Захария устрашился вида его, тот сказал: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн (Лк 1,13). Захария же, принимая во внимание свой старческий возраст и бесплодие жены, начал сомневаться и, как это бывает в обычае у евреев, начал требовать знамение. Тогда ангел сказал: и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до дня рождения его, за то, что ты не поверил словам моим (Лк 1,20). И так его коснулось наказание немоты. Когда же Захария вышел наружу к людям и они увидели, что он нем, поняли, что он имел видение в храме, а он подтвердил это кивком. Спустя неделю своего служения он вернулся домой и зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев (Лк 1,24), поскольку стыдилась, что зачала на старости лет.

А шесть месяцев спустя Пресвятая Дева, которая уже зачала Христа, прибыла к Елисавете, радуясь с нею, что родит сына. А когда Она приветствовала ее, святой Иоанн, уже исполненный Духа Святого, познав, что Сын Божий приходит к нему, с радости взыграл в лоне матери. Посему осталась Пресвятая Дева Мария три месяца со своей родственницей, служила ей и новорожденного мальчика своими святыми руками подняла с земли. И тотчас отворились уста отца его Захарии, и он начал взывать: благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему (Лк 1,66). И так собрались все его соседи, радовались с ним и говорили: Чем, как ты думаешь, будет младенец сей? (Лк 1,66). Поскольку св. Иоанн обрадовал своим рождением весь мир, поэтому Церковь торжественно отмечает его рождество, так как и Рождество Христово или Его Матери.

Ибо Бог сотворил три сосуда, которые тотчас наполнил своей благодатью, а именно: Христа, Марию и Иоанна. Ибо Христос – солнце, Мария – луна, а Иоанн – денница. После солнца самая светлая – луна, поэтому после Христа славнейшая – Мария. После солнца и луны самая светлая – денница, поэтому после Христа и Марии – наидостойнейший Иоанн.

* В Золотой Легенде, которую использует Перегрин, сказано: "Некогда Царь Давид, как рассказано в Схоластической истории, желая улучшить богослужение, поставил двадцать четыре священника, один из которых считался главным и носил имя первосвященника. Царь поставил шестнадцать мужей из колена Елеазара и восемь мужей из колена Ифамара: каждый из них, согласно жребию, по очереди служил в течение недели, так что Авия, из колена которого происходил Захария, имел служение на восьмой неделе (1 Пар 24, 10)".

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

No Comment

Отправить комментарий