Подобно Царство Небесное сокровищу

7/19/2023, No Comment

Проповедь De sanctis в день святой Маргариты, девы Перегрина Опольского.

Simile est regnum caelorum thesauro (Мф 13,44).

В словах этих царство небесное было сравнено с сокровищем. Это сокровище означает девство, за которое сегодня св. Маргарита приобрела царство небесное. О сокровище, собственно, говориться тогда, когда оно представляет из себя крупное состояние в золоте, серебре или драгоценных камнях. Посему справедливо приравнивается к сокровищу девство, и это по трем причинам. Во-первых, потому, что оно редко встречается, ибо так редко встречается золотое сокровище, так и совершенное девство с трудом можно найти среди тысячи девиц. Совершенное девство – это как бесценное сокровище, дева – это особа непорочная и духовно, и физически. Во-вторых, девство сравнивается с сокровищем из-за огромной ценности, ибо подобно, как ценно сокровище, так сильно в очах Бога – совершенное девство. Поэтому среди троякого положения в миру, наиболее возвышенным является положение девства. Посему святые сравнивают супружество со звездой, вдовство с луной, девство же – с солнцем. Посему девы получают от Бога специальный венок, ибо поют песнь новую перед престолом Божьим (Откр 14,3) и находятся в свите Христа. Следуют за Агнцем, куда бы Он не пошел (Откр 14,4), более того, служат Пресвятой Деве и в небесах облачены особенным образом, а именно – в белые ризы, подобно как Христос, когда был человеком, согласно тому, что узрел Иоанн в Откровении. В-третьих, девство сравнивается с сокровищем потому, что как за сокровищем многие охотятся, так и на девство многие устраивают западни. Поговорка гласит, что: «Замки и девы никогда не пребывают в мире». Пример святой Маргариты, торжество которой мы сегодня празднуем, прекрасно свидетельствует о том, что многие охотятся на девственниц.

О святой Маргарите читаем, что была она дочерью языческого князя Феодосия. По вдохновению Святого Духа она окрестилась и сокровище девства решила сохранить ради Отца Небесного, Иисуса Христа, и по этой причине отец ее относился к ней с огромной ненавистью. Ее няня, которая взяла ее к себе, воспитала Маргариту в строгой дисциплине. Однажды, когда Маргарите было уже пятнадцать лет, вместе с другими девушками она стерегла овец своей воспитательницы. Префект Олибрий, который проезжал мимо, увидев столь прекрасную деву, воспылал к ней любовью и послал к ней своих слуг, говоря: «Идите и приведите ее ко мне, чтобы я мог взять ее в жены». А когда Маргарита прибыла, Олибрий спросил ее из какого она рода, как ее имя и какова ее религия. Она ответила, что происходит из благородного рода, зовут ее Маргарита и она – христианка. Префект сказал ей: «две первые вещи тебе подходят, ибо, как кажется, ты благородного происхождения и все признают то, что ты – прекраснейшая жемчужина, но третье не к лицу тебе, не может быть, чтобы столь прекрасная девушка и такого знатного рода Распятого считала Богом!»

Когда же Маргарита объясняла ему, что Он по собственной воле ради нашего спасения позволил себя распять, но ныне живет во веки, разгневанный префект приказал ее бросить в темницу. На следующий день он сказал ей: «Маргарита, смилуйся над своей красой и согласись стать моей женой и воздай честь нашим богам!» Она ему ответила: «Почти того, пред которым земля дрожит и которого боится всякая тварь. Его я избрала и Ему принесла обет чистоты!» Префект сказал: «Если не будешь послушна, я прикажу тебя пытать!» Маргарита ответила: «Христос самого себя выдал за меня на смерть и поэтому ради Христа я готова умереть». Тогда префект приказал распять ее на ложе пыток и жестоко мучить, так что кровь как из источника струилась из ее тела. Все, кто там присутствовал, рыдали и говорили: «О Маргарита, мы скорбим над тобой, поскольку столь жестоко искалечили твое тело! О, сколь большую красу ты утратила! Хотя бы теперь уступи нашему господину, чтобы спасти свою жизнь!» Маргарита ответила: «О злые советники, отойдите от меня, ибо это телесное мучение – души спасение!» А префекту сказала: «Бесстыдный пёс и ненасытный лев, у тебя власть над телом, но душу спасет Христос!» Префект же закрыл лицо плащом, чтобы не видеть такого огромного потока крови.

Потом он приказал снять ее с ложа пыток и отослать в темницу. Когда она там оказалась, просила Бога, чтобы Он показал ей врага, с которым она сражалась. И вот явился ей огромный дракон, который тотчас ее проглотил. Она сотворила крестное знамение, и дракон распался, а Маргарита вышла нетронутой. Дьявол, желая склонить Маргариту к утрате девственности, принял вид человека. Она схватила его, бросила на землю, и наступив ему на шею, воскликнула: «Пади, гордый сатана, под ноги женщины!» Сатана начал кричать: «О святая Маргарита, я побежден!» Она заставила его сказать, почему он так сильно искушает христиан. Он сказал, что по природе своей питает ненависть к христианам и к людям святым, поскольку видит, что они занимают то место, которое он сам утратил и которое не может вернуть. После этих слов дева сняла стопу с шеи сатаны, а он исчез.

На следующий день привели Маргариту пред лицо судьи и пытались заставить ее принести жертвы идолам. Потом обнажили ее тело и прижигали горящими факелами. Потом бросили ее в бочку, наполненную водой, чтобы в результате смены пыток, увеличить страдания, но вот, земля задрожала, и дева вышла невредимой. Тогда пять тысяч мужей уверовало в Христа и ради Его имени приняли мученичество. Префект, боясь, чтобы и другие не обратились, приказал казнить Маргариту. Она же попросила минуту времени на молитву за себя, своих гонителей, за тех, кто будет отмечать ее праздник и призывать ее имя. Упросила она Бога, чтобы каждая женщина, которая во время родов окажется в опасности и призовет св. Маргариту, принесет здоровое потомство. Тогда во знаменование, что она была выслушана, послышался голос с неба. Маргарита, оторвавшись от молитвы, сказала палачу: «Бери свой меч и пронзи меня!» Он же одним ударом отрубил ей голову и так Маргарита получила венец мученичества.

Посему известно, что много было у нее гонителей: и князь Олибрий, и его люди, и дьяволы и наконец, претерпела смерть, чтобы сохранить сокровище девства, за которое она приобрела царство небесное.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

No Comment

Отправить комментарий