Проповедь De tempore в Первое воскресение Великого Поста Перегрина Опольского.
Tunc Iesus ductus est in desertum ab Spiritu… (Мф 4,1).
В этой евангелии подчеркиваются три вопроса. Во-первых то, что Иисус был выведен в пустыню; во-вторых, что постился там сорок дней и сорок ночей; в-третьих, то, что потом был искушаем дьяволом.
Поскольку, согласно Григорию, «всяческое действие Христа является для нас наукой», посему Он так сделал, чтобы и мы по Его примеру поступали точно также. Посему по Его примеру мы должны быть выведенными в пустыню, которую следует понимать двояко.
Первая – это пустыня покаяния. Вторая – пустыня небесной отчизны. Кто хочет войти в нее после смерти, должен пройти через пустыню покаяния. Об этой пустыне покаяния речь идет в Книге Исхода. Сыны Израиля, пройдя Красное Море, они вступили в пустыню Сур; и шли они три дня по пустыне и не находили воды. Пришли в Мерру — и не могли пить воды в Мерре, ибо она была горька (Исх 15, 22-23). Только после того, как бросили в нее дерево, вода стала сладкою (15, 25). Сур переводится как «трудность» или «тяжесть». Сыны Израиля, которые вышли из Красного Моря, представляют нас, христиан, которые порвали с греховной жизнью. А когда мы шли по пустыне покаяния три дня: сокрушения, исповедания грехов и воздаяния, мы встретились с трудностями, ибо мы не можем пить морскую воду, которая не годится для питья и горька. Подобно и с покаянием. Но когда мы вспомним о древе креста, вся горечь терзаний становится сладостью. Посему и поется: «Сладкое древо». Это древо усладило святому Стефану побивание камнями. А почему? Покаяние приравнивается к пустыни, поскольку подобно как в пустыни не хватает пищи, так во время покаяния должно воздерживаться от трапез. В пустыне нет также никаких плотских развлечений. Так и во время покаяния не должно быть веселья, а скорее царить печаль, ибо эта печаль обратится для человека в вечную радость. Посему глупцом был бы тот, кто не хотел бы печалиться сейчас, короткое время, чтобы радоваться в вечности.
Вторая пустыня – наша небесная отчизна, в которой Бог оставил как бы в пустыне девяносто девять овец и пришел в этот мир, чтобы найти утерянную овцу (ср. Мф 18,12), то есть род людской. В этой пустыне небесной отчизны не нужно опасаться недостатка питья и отсутствия пищи, или нападения врагов. Ибо жители имеют там свой погребок, то есть изобилие божественной сладости, трапезную вечной сытости и спальню вечного покоя. И этой пустыни мы должны жаждать. Так был пояснен первый вопрос.
Далее, вопрос второй, когда речь идет о посте Христа. Подобно как ради нас Христос родился и умер, также ради нас Он постился, чтобы мы по Его примеру воздерживались не только от пищи, но и от грехов. Ибо пост ведет за собой возвращение милости для грешников. Аллегорически это было представлено в Книге Ионы (3, 1-10). Пророк Иона, придя по распоряжению Господа в Ниневию, взывал: Еще сорок дней - и Ниневия будет разрушена (Ион 3,4). Жители Ниневии, услышав эти слова, объявили пост и оделись во вретища, от большого из них до малого (3,5), и свернули со злого пути. И смилосердился Господь над ними (ср. 3,10), и простил им грехи.
Пост также помогает одержать победу над злым духом. Когда однажды ученики Христа не могли изгнать злого духа из одного человека и сказали об этом Иисусу, Он сказал им: Этот род злых духов изгоняется только молитвой и постом (ср. Мф 17,20). Было это аллегорически представлено в Книге Юдифь (4,1-15). Когда сынам Израиля угрожал Олоферн, то есть дьявол, сказал священник Иоаким: Знайте, что Бог выслушает просьбы наши, если… пребудете в посте (ср. 4,8-12). Посему постились и были спасены. Юдифь же, то есть верная душа, отрезала голову Олоферну, то есть шепоту сатанинского искушения. Дьявол же изгоняется из тела, так как изголодавшийся волк бывает изгнан из леса голодом.
Поэтому Амвросий говорит: «Если змий испробует слюну постящегося человека, сдыхает». Какую же огромную силу имеют посты, что человек своей слюной убивает змия, живущего на земле, а заслугой – духовного! Ибо как Навузардан, начальник кухарей, разрушил в тишине стены Иерусалима, то есть добродетели души, так пост разрушил стены Вавилона, то есть порчу души (2Цар 25,8-10). И подобно как огонь сжигает леса, так голод уничтожает злые мысли. И потому Товит говорит: Добрый пост с молитвой и милостыней (ср. Тов 12,8). Пост и милостыня – это города убежища, в которые должен убегать, чтобы спастись, тот, кто кается (ср. Втор 4,41). Посему, если ты согрешил против Бога, приноси воздаяние молитвой, если против ближнего, приноси воздаяние милостыней, если против самого себя, приноси воздаяние постом.
А посему постимся по примеру Христа, который говорит: Я дал вам пример, чтобы и вы делали то, что Я сделал (Ин 13,15). А посему к Нему относится то, что сказал князь сынов Израиля Авимелех в Книге Судей: Вы видели, что я сделал, делайте и вы то же (ср. 9,48). И нарубив сучьев, они погубили врагов (ср. 9,49).
Пост помогает также в достижении славы жизни вечной. Посему вспоминаем Илию. После своего поста Илия шел… сорок дней… к горе Божьей Хориву (1Цар 19,8), название которой переводится «стол». Илия представляет каждого кающегося человека, который так может пребывать в сорокадневном посту, что дойдет до Горы Божьей, то есть до царства небесного, где воссядет за стол небесный и будет наслаждаться всеми его благами. И так мы объяснили второй вопрос.
Переходим к третьему вопросу, а именно к искушению Христа. Если Христос был выставлен на искушение, который не совершил никакого греха и из уст Его не вышел никакой обман, тем более человек должен ожидать такого испытания, ибо вся жизнь человека на земле – одно испытание. Посему не думай, что Бог разгневался на тебя, если посылает тебе искушения. Посему и в Книге Товита сказано: Поскольку ты был приятен Богу, нужно было, чтобы испытало тебя искушение. Господь же искушается в пустыне, что напоминает человека, который оставляет грешный образ действий, а тем самым и дьявола, который его неожиданно искушает. Ибо дьявол не старается беспокоиться о тех, о которых думает, что держит их уверенной рукой.
Поэтому «Глосса» гласит: когда еврейский народ покинул фараона, тот собрав весь свой люд, устроил погоню за израильтянами (Исх 14). Фараон представляет дьявола, который, когда люд Божий оставляет его, отвергая его советы, собрав весь свой люд, то есть всех своих хитрецов, старается снова вернуть его в предыдущее состояние. Ибо когда кто-либо убегает из темницы какого-нибудь властителя, тогда все его преследуют; и тот, будучи узником имел немного стражников, теперь имеет много преследователей. Так и тот, кто обращается к Богу, встречается со множественными искушениями.
Пример этого имеем в «Житиях отцов». Некий благочестивый отец, идя по пустыни, увидел, что на доме некоего пустынника сидят несчетные полчища злых духов. Но когда он дошел до ближайшего города, увидел, что на его стенах сидит только один злой дух. Удивленный, он спросил его: «Почему там возле одного человека было так много злых духов, а в городе, где много тысяч людей, только один?» Сатана же ответил ему: «Тот пустынник – человек благой и потому много злых духов стараются его увести. Тут же в городе все наши и потому хватит им только один стражник, который бы следил за ними, чтобы не ушли от нас».
Сатана же искушает людей различными способами. Во-первых, обещая им преходящие блага. Так искушал Христа, которому показал все царства мира… и сказал: все это дам тебе, если пав, поклонишься мне (Мф 4,8-9). Искушает также обманом, как сделал это с Адамом и Евой, когда сказал: нет, не умрете (Быт 3,4), что было ложью, ибо как раз все умирают. Искушает также угрожая. Было это аллегорически представлено на примере Голиафа, который со щитом, с копьем и с мечем преградил путь Давиду, желая его устрашить (ср. 1Сам 17,45). Точно так, принимая вид дракона, искушал блаженную деву Маргариту, желая ее проглотить. Посему искушает, используя множество искушений, чтобы кого не победит одним искушением, победить другим.
Однажды некоему святому отцу явился дьявол под видом лекаря, который нес различные склянки. Когда святой спросил его, зачем ему столько склянок, ответил: «Хочу исцелить тех братьев, которые находятся в этом монастыре. Если кто не захочет принять лекарство из одной склянки, тотчас подам ему другую», то есть «если он преодолеет одно искушение, сразу же подсуну ему второе».
Посему просим Господа…
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий