Прекрасная, тёплая, яркая Италия! Сколько же мы говорили о святых доминиканцах этой страны в различных статьях. Да и другие страны, такие как Франция, Испания, мы не обходили стороной. А что если мы сегодня попробуем переместиться в дождливый, холодный край болот, дремучих лесов и синих озёр, на северные славянские земли? Вы скажете: "Разве здесь когда-нибудь бывали доминиканцы? Если и так, то появились они относительно недавно..." Однако я посмею вам возразить: братья-проповедники прибыли на территорию современной Беларуси, а тогда на литвинские земли, спустя всего 30 с небольшим лет после кончины святого Доминика. Началось всё с того, что местные жители стали замечать необычного человека на улицах своих городов: он носил длинную одежду в чёрно-белых тонах, ходил босым и просил подаяния. А, главное, при любой возможности незнакомец проповедовал слово Господа на площадях и в местных церквях. Этим удивительным человеком был монах Витт. О его жизни сохранилось немного сведений. Достоверно известно, что Витт был учеником святого Гиацинта Одровонжа, основателя Доминиканского Ордена в Польше. Возможно, что монах Витт до появления на белорусских землях участвовал в миссионерской деятельности в Пруссии. После долгих лет непрерывной проповеднической деятельности в литвинских краях Витт был удостоен сана епископа и ещё некоторое время заботился о пастве этих земель.
Так и началась долгая история Доминиканского Ордена в Беларуси, которая, к счастью, и сейчас имеет продолжение...
О деятельности братьев-проповедников в этих краях можно говорить очень много. Однако главным объектом нашей статьи сегодня станет доминиканский монастырь города Минска – столицы современной Беларуси...
Основание обители
История доминиканского монастыря в Минске началась, на удивление, с трогательной супружеской любви. В начале XVII века в Великом Княжестве Литовском, куда входили в состав земли современной территории Беларуси, большим авторитетом пользовался Кшиштоф Слушка. Он был богатым и знатным человеком, занимал долгие годы важные политические посты, в том числе был воеводой веденским. Однако самым большим богатством для Кшиштофа была его супруга София – одна из самых красивых женщин того времени. Супруги искренне любили друг друга и очень дорожили своими отношениями. В браке у них появились дети: Ремигиян, Николай, Рафаил и Ян. Но, к огромному сожалению, в 1600 году жизнь Кшиштофа оборвалась. Безутешная вдова долго оплакивала своего возлюбленного супруга, однако жизнь Кшиштофа было уже не вернуть. Тогда София решила построить церковь в память о своём муже, дабы добрым делом облегчить его загробную участь. Итак, в 1600 началось строительство деревянного костёла практически в центре города Минска. Но вскоре строительство церкви надолго было заморожено, вероятно, по причине того, что у Софии не хватало на эту затею средств. Казалось, что о начинаниях вдовы воеводы все позабудут, но всё произошло иначе. В 1604 году через Минск из-под Москвы с богатой добычей возвращалось рыцарство Речи Посполитой. Увидев незавершённое строительство церкви, шляхтичи решили сброситься вскладчину на продолжение начатого. Они сбросились по количеству коней, которыми владел каждый рыцарь, назвав это «копытковым сбором». Денег хватило не только на завершение строительства костёла, но и на основание монастырского комплекса. В состав этого комплекса входили здания костёла и монастырского корпуса, а также деревянные постройки: два флигеля, конюшня, амбар, колодец, в северо-западной части корпуса находился сад; весь комплекс был огорожен высокой каменной кладкой с большими въездными воротами. София Слушка пожелала, чтобы монастырь стал достоянием Доминиканского Ордена. Поэтому на генеральном капитуле 1605 года в Риме Орден братьев-проповедников принял его в дар. Вскоре после этого Слушка выписала из Вильна монахов и поселила их в Минске, оказав им всяческую поддержку.
Великий пожар и новое рождение
За 9 лет пребывания в Минске братья-доминиканцы освоили новый монастырь, и жители города их очень полюбили. Братья проводили богослужения, трудились на послушаниях и, безусловно, проповедовали. Однако беда не заставила себя долго ждать: в 1615 году в обители разразился огромный пожар. Сгорел деревянный костёл и другие монастырские постройки. Несколько братьев получили серьёзные увечья и ожоги. После пожара бедным монахам казалось, что их обитель больше никогда не будет восстановлена, насельники остались без церкви и крова над головой. Но мир ведь не без добрых людей! Богатейший человек того времени, воевода Пётр Тышкевич, пожалел братьев: он выкупил и подарил монахам площадь для возведения каменных зданий, дабы предотвратить возможность повторного пожара. В 1623 году на подаренной земле был заложен новый, каменный костёл. Предполагается, что он был достроен в 1640-х годах и освящён в честь св. Фомы Аквинского, одного из известнейших представителей Доминиканского Ордена, богослова, философа и красноречивого проповедника. Это был второй каменный храм Минска после построенной незадолго до этого Петропавловской церкви на Немиге.
Трудные времена
Ужасный пожар 1615 года не стал последним испытанием для минского монастыря. XVII век был непростым временем для многих стран Европы. Именно тогда на литвинские земли пришла русско-польская война. Во второй половине XVII века монастырь являлся одним из оборонительных форпостов города. В исторических документах времен Русско-польской войны (1654—1667) упоминается, что из костёла можно было вести «полковой и подошвенный и мушкетный бой». Естественно, противники не пренебрегали таким удобным для проведения военных операций местом, и костёл на некоторое время стал пунктом обстрела города. Братьям обители тогда тоже пришлось нелегко: многие из них погибли во время этой страшной войны. Однако с помощью искренней молитвы они смогли отстоять это дорогое их сердцу место для того, чтобы там снова звучали слова восхваления Христа...
Расцвет обители
Времена испытаний XVII века подошли к концу. Монастырь доминиканцев в начале XVIII столетия переживал новый расцвет. В 1703 году было завершено строительство нового монастырского комплекса, который было решено основать из-за быстрого расширения обители: всё больше и больше минчан желали посвятить себя служению Богу, вступив в Доминиканский Орден. В 1709 году началась реставрация костела, особенно второй половины нефа, которую надлежало выровнять вместе с часовнями остальной части костела. В 1781 году началась ещё одна реконструкция костёла, для чего настоятель Петропавловского монастыря Н. Данилевский отдал доминиканцам в аренду кирпичный завод, находившийся в урочище Медвежино. В том же году бургомистр и председатель цеха каменщиков Н. Макаревич заключил контракт с Б. Рыбчинским, настоятелем монастыря доминиканцев, на строительные работы. В результате реставраций монастырь получил необычную ансамблевую композицию, что было тогда редкостью в Минске и его окрестностях.
Всего за несколько лет реконструкции обитель обрела небывалые размеры и прекрасную архитектуру.
Путешественники, проезжавшие через Минск, отмечали великолепие и богатство костёла и других монастырских зданий. Даже стольник императора Петра I, Пётр Толстой, который останавливался в 1697 году в городе по своим делам, восхищался красотой обители, и особенно органом, который был пожертвован монастырю богатыми доброжелателями. Известно из исторических документов, что с 1692 по 1698 годы органистами в соборе обители служили К. Мурашкевич, а с 1698 — К. Ластовский – знаменитые музыканты того времени.
Как было сказано выше, впечатления от монастыря у многих посещавших Минск, были незабываемые. Однако давайте более подробно рассмотрим архитектуру Минской обители...
Архитектура
Архитектурный ансамбль монастыря имел чёткую пространственно-развернутую композицию, первый план которой создавали входные ворота, на втором плане был непосредственно сам главный ансамбль костела, а в качестве своеобразного фона выступали стены монастырского корпуса.
1) Костёл
Костёл являлся памятником архитектуры барокко. Он представлял собой классическую трёхнефную базилику, с прямоугольным алтарём. В юго-западных частях боковых нефов располагались две часовни. Высокий корабль храма на главном фасаде завершал многоярусный фигурный щит, украшенный рустованными пилястрами, боковыми волютами (своеобразные украшения), декоративными вазами, наличниками арочных оконных проёмов. Живописность фасада значительно обогащали восьмигранные ротонды-часовни, которые располагались по обеим сторонам фасада.
Интерьер церкви был украшен великолепными фресками в стиле барокко и 13 лепными алтарями. Главный алтарь был посвящён Фоме Аквинскому, слева от него находились алтари, посвящённые Деве Марии Розария, апостолу Фаддею, святой Варваре Илиопольской, святому Викентию Ферреру, Екатерине Александрийской, архангелу Михаилу; справа — алтари Распятия Христова, святого Доминика, Непорочного зачатия Девы Марии, святого Гиацинта Одровонжа, святого Яна из Непомук. Ещё два алтаря были в часовнях; в левой часовне, построенной на пожертвования Глебовичей (богатейшие шляхтячи Минска), — в честь Марии Магдалины, в правой, построенной на пожертвования Завишей и расписанной фресками Страстей Христовых, — в честь Скорбящей Девы Марии. Также на карнизах имелось 8 лепных гербов основателей и покровителей монастыря.
На хорах находился огромный орган, рассчитанный на 24 голоса и являвшийся самым большим в Минске. В 1830-х годах в костёл часто приходил живший в здании напротив будущий композитор Станислав Монюшко, чтобы послушать этот орган.
2) Монастырские ворота
Перед главным фасадом костёла по обычаю находились входные ворота, состоявшие из двух трёхъярусных башен-колоколен, соединённых входным портиком в виде триумфальной арки. Особенной красотой отличались башни: они были украшены различными каменными элементами в стиле барокко.
3) Монастырский комплекс
Монастырский корпус представлял собой прямоугольное вытянутое двухэтажное здание с вальмовыми крышами — примыкал под прямым углом к пресвитерию и концу бокового нефа костёла и сливался с ним в монументальный массив. Помещения монастыря перекрывались крестовыми сводами.
Помимо каменного монастырского корпуса, где находились кельи насельников обители, существовали хозяйственные постройки: одноэтажный коридорный дом, разделенный на кухню с пекарней и жильем для прислуги, два сарая с конюшней для четырёх лошадей, амбар с ледником, колодец с сенью.
Таким образом, мы видим, что архитектурный ансамбль минского монастыря доминиканцев был гениально продуман и действительно вызывал восхищение им многочисленных паломников и туристов.
Новые испытания
Конец XVIII века стал последним временем благополучия обители братьев-проповедников. Монастырь развивался, его стены даже не могли вместить всех желающих присоединиться к жизни насельников. Однако в связи с созданием Минской епархии в 1798 году часть корпусов доминиканского монастыря была передана под епископскую резиденцию. Мрачные времена снова были не за горами. После подавления Польского восстания 1830 года, которое поддержали и некоторые минчане, правительство Российской Империи, в которую уже входила территория современной Беларуси, обозлилось не только на поляков в принципе, но и на представителей католической церкви. Из-за этого 18 июля 1832 года монастырь доминиканцев был официально закрыт российскими властями. Монахов насильно выгнали на улицу, не предоставив им ни крова, ни пропитания. Бедные братья ещё несколько дней сидели у ворот разорённой обители, горько рыдая об этой безвозвратной потере. Однако никто не сжалился над их скорбью. В 1840-е годы, когда гонения на католиков немного утихли, монастырские корпуса были перестроены под духовную католическую семинарию, обитель доминиканцев не удалось возродить. Но вскоре произошло новое восстание. После подавления Польского восстания 1863 года семинария также была закрыта, а монастырский комплекс начинает использоваться в качестве военного двора. В 1880-х годах появился проект приспособления костёла под театр, который, к счастью, так и не был осуществлён.
Упадок обители
В начале XX века здание костёла использовалось в качестве пожарного депо. Естественно, минчане уже и не надеялись на возможность восстановления монастыря. Около 1907 года верх фронтона костела был разобран, и на его месте была сооружена деревянная смотровая вышка.
По настоянию горожан 5 июля 1926 года, уже после Октябрьской революции, комплекс был взят под охрану государства. Минчане надеялись, что их городу всё-таки удастся сохранить хотя бы часть монастырских зданий. Однако наступили страшные 40-е года XX века. Во время освобождения Минска советскими войсками в 1944 году здание костела было серьезно повреждено. После окончания войны в 1945 году правительство Германии выплатило контрибуцию на восстановление зданий Белорусской ССР, часть из которой пошла на первичную консервацию здания костёла обители.
Однако в 1950 году руководством БССР был утверждён генеральный план Центральной площади, согласно которому посреди неё возводился памятник Иосифу Сталину, а на месте бывшего монастыря разбивался сквер, сравняв здания бывшей обители с землёй. Костёл был взорван, и его камни пошли на строительство новых сооружений города Минска. В 1985 году на Октябрьской площади началось строительство Дворца Республики, а в 1986-м в северо-западной её части археологи откопали хорошо сохранившиеся фундаменты костёла св. Фомы. Теперь же эти фундаменты частично находятся под Дворцом Республики. Минск лишился, и похоже уже навсегда, одной из главных своих достопримечательностей. Зенон Позняк, принимавший участие в раскопках, в одной из статей писал, что когда археологи добрались до слоя XVII века, то обнаружили несколько десятков скелетов с проломленным либо простреленными черепами. Возможно, это останки каких-то монахов, погибших в стенах своей любимой обители во времена нелёгких испытаний...
Существует проект восстановления костёла и монастыря на историческом месте. Специалистами архитектурной секции Белорусского добровольного общества охраны памятников истории и культуры был разработан эскиз костёла на основании научно-исследовательских материалов и подготовлено обращение к властям с просьбой начать работы по восстановлению монастырского комплекса.
Заключение
Прошло долгих 400 лет с момента основания обители доминиканцев. Минск живёт своей жизнью: шумные улицы, огромный поток транспорта и вечно спешащие горожане. Кто-то опаздывает на работу или учебу, и, пробегая мимо Дворца Республики, люди не задумываются, что много лет назад здесь стоял прекрасный монастырь, в стенах которого возносились искренние молитвы ко Христу. Прохожим, возможно, совершенно всё равно, а для кого-то в этом заключался весь смысл жизни. Однако после бури всегда наступает прекрасное утро, после лютой зимы – весна, а после распятия – воскресение. Не будем терять надежды, что пройдут годы, и над улицами Минска снова будут сиять в лучах северного солнца кресты доминиканского монастыря.
Отправить комментарий