Из книги Мари-Умбер Викера «Доминик и его братья-проповедники», Установление нищенствующего характера Ордена, II. Нищенствующее проповедничество в 1215 году, 3.
Конечно, многое указывает на то, что не все братья разделяли с Домиником его героическое нищенство и упование на Провидение. Брат Рудольф, эконом из Болоньи, в простоте перечисляет целую серию примеров, как живо реагировал Доминик на его предложение, чтобы лучше кормить братьев, повышать слишком низкие потолки в их кельях, получать более весомые дары для монастырей. Особенно братья из Парижа, согласно Иоанну Наваррскому, особенно охотно – как кажется – использовали свое достоинство каноников и постановления парижского синода от 1213 года, чтобы путешествовать верхом, требовать финансовое обеспечение на дорогу и иметь его при себе, носить комжи, свидетельствующие о церковном достоинстве, к чему синод в Монпелье в 1215 году обязывал каноников, и наконец, чтобы сохранять права собственности на некий, расположенный в отдалении дом, который им даровали. Нельзя, однако, преувеличивать значение этих фактов.
Братья, прежде всего, осознавали то, что странствующее нищенство является основным вдохновением их ордена. Тот же Иоанн Наваррский, который сигнализировал об ослаблении нравов в области нищенства в Париже в 1217-1219 годах, стал героем весьма знаменательной истории. Доминик, посылая его в 1217 году в Париж с шестью другими братьями, настаивал, чтобы они путешествовали, прося милостыню, без денег. Столкнулся он с отказом Иоанна. Тогда Доминик бросился к его ногам, рыдая и умоляя, чтобы он сохранял нищенствующую бедность, которая была наиважнейшей в его очах. Хоть ему не удалось преодолеть сопротивление брата, который ссылался, быть может, на постановления упомянутого парижского синода, и, в конце концов, отсчитал ему несколько динариев в качестве дорожных издержек, то больше повезло ему с другими, которые отважились отправиться в путь без денег.
Фактом является то, что возникающие в то время монастыри сохраняли крайнюю бедность. В Париже Проповедники «жили весьма убого» до того времени, когда университет не даровал им в августе 1218 года пристанище для паломников при Орлеанской Заставе (это был хоспис св. Иакова), и когда в феврале 1219 года Амиси де Бретей не дарует им десятины с Ферте. В Болонье в первые года ситуация была вообще катастрофической. В Испании нужда была настолько ощутимой, что двое высланных туда братьев вернулись к Доминику. Неспособные внести такую нужду, они присоединились к своему Отцу. Ситуация же в монастыре св. Романа, погрузившегося в трагедию бунта и осады Тулузы, наверняка не была наилучшей.
Если в 1215-1220 годах нищенствующая бедность странствующего проповедника практиковалась безусловно, если бедность монастырей была действительностью, то угрозу для евангельского идеала представляло позволение на постоянные доходы монастыря. Принятие постоянных доходов не позволяло следовать идеалу нищенствующего проповедника в жизни всей общины. Когда весной 1218 года Доминик покинул Рим, чтобы во время восемнадцатимесячного путешествия посетить все свои монастыри, он уже, как кажется, решился вывести своих монахов на последний этап. Он постановил ввести нищенство также как принцип материального обеспечения монастырей. Сделал же он этот шаг в день Сошествия Святого Духа, 27 мая 1220 года, во время генерального капитула в Болонье.
Отправить комментарий