Et ecce mulier chananea a finibus illis egressa clamavit dicens ei miserere mei Domine Fili David… (Мф 15,22).
Это воскресенье возвращает нашей памяти время, которое продолжалось от царствования Давида до начала вавилонского плена, когда сыны Израиля, будучи в неволи в чужой земле, повесили свои арфы (Пс 136,2). Поэтому Церковь, подобно тому, как тогда сыны Израиля, молится сегодня об освобождении люда от дьявола. Подобно как давние отцы молились о сынах Израиля, которые были уведены в плен царем Вавилона, так женщина Хананеянка возносит моления о терзаемой дьяволом дочери. Дочерь же эта духовно терзаема дьяволом тогда, когда совесть находится в состоянии смертного греха, и бывает исцелена, когда благодаря благодати возвращается к жизни.
В представленном слове речь идет о трех вопросах, которые касаются грешной души. Во-первых, чтобы обратилась благодаря покаянию, посему хананеянка переводится как «обращенная». Во-вторых, чтобы, отвергнув грех, она отступила от образа жизни, который вела до сих пор. В- третьих, чтобы взывала в молитве и просила Божьего милосердья.
Посему, во-первых, грешная душа должны обратиться, исполняя покаяние. Аллегорически было это представлено в III Царской Книге: И переоделся царь Израильский и вступил в сражение (1Цар 22,30). Мы переодеваем ризы тогда, когда преступные нравы сменяем практикой добродетелей. Также олень, проглотив яд змеи, пьет воду из источника и исцеляется. Ибо после смерти мы должны будем пройти среди врагов, которые сражались с нами при нашей жизни и потому мы должны измениться перед смертью. Тот, кто должен пройти среди грабителей, переодевается, чтобы его не ограбили. Так и Давид, видя, что слуги Анхуса могут узнать его, поменял одежды свои, чтобы совершить то, что решил (ср. 1Сам 28,8).
Посему должны мы измениться, чтобы стать изменившимися в будущем. Говорит о том Апостол: ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся (1Кор 15,52). Подобно тому как испепеленное сено превращается как бы в стекло, так и тело, которое превращается в прах, перемениться в тело прославленное, тонкое, легкое, не подверженное страданиям и непорочное.
Грешная душа, чтобы обратиться через покаяние, должна оставить образ жизни, который вела до сих пор, порвав с грехами. Должна избегать того, что ведет к тяжкому греху и общества плохих людей.
О первом деле пишет Иеремия: Выходи из среды Вавилона, народ Мой, чтобы каждый спас душу свою от пламенного гнева Господа (ср. Иер 51, 45). Вавилон значит «устыжение», то есть грех, по причине которого человек будет устыжен в Судный День, подобно как покрывается стыдом рыцарь, когда женщина сбросит его с коня, или вор, когда его схватят на воровстве, или богач, когда его ограбят и откроют его стыд, оставив его голым. Или же как многие из евреев, живущих в Вавилоне, которые несмотря на то, что получили от Кира разрешение вернуться в отчизну, не старались возвратится на родину своих отцов и вернуть свое наследие. Много же таких, которые живут в грехах и не думают том, чтобы их оставить, как не жаждет света тот, кто был воспитан во тьме узилища; свет скорее неприятен для его очей.
Второй вопрос – это избегать общества плохих людей. Был он аллегорически представлен в Книге Бытия, где читаем: встаньте, выйдите из сего места, ибо Господь истребит сей город (19,14). Именно поэтому Лот оставил Содом, чтобы не общаться со злыми и не погибнуть вместе с ними. Ибо кто прикоснется к смоле, запачкается ею. Петр, будучи со слугами, отрекся от Христа, но сожалел, находясь среди апостолов. Если испорченное яблоко лежит рядом со здоровым, здоровое подвергнется порчи. Учителя рассказывают об орле, что с течением времени он заражает другую, сопутствующую ему птицу, так что обе птицы погибают. Овца же получает паршу от другой, которая заражена паршой. Посему грешники, хотя временно, как кажется, цветут и вызывают восхищение, однако в момент смерти бывают брошены как жалкие трупы, подобно как ястреб и перепелятник, которых носят на руках и кормят мясом, а когда они умирают, бросают их в болото. А курица, которая с трудом добывает себе пищу, чтобы выжить, и не раз ее прогоняют, ведь в конечном итоге подается к столу хозяина.
(Притча о Лазаре и богаче – Лк 16, 19-31). И посему не следует верить злым людям.
В-третьих, грешная душа должна взывать в молитве, как кричала эта женщина. И это по трем причинам. Во-первых, должна она кричать, чтобы враги были повержены. Аллегорически это было представлено в I Книге Маккавейской (4,8-11). Иуда, видя, что Горгий идет на него с огромным войском, сказал бывшим с ним: не бойтесь… их, … и ныне возопием на небо, и умилосердится Господь над нами (ср. 1Макк 4,8.10). И когда они возопили и собрались, повержен бы Горгий. Иуда представляет каждого верного, против которого идет Горгий со своим войском, то есть дьявол с различными искушениями. И посему, тогда такой человек должен взывать в молитве к Господу, и отдаляться всяческие искушения. О, сколь громким был бы крик для множества искушений! Ибо нет у человека столько волос на голове, сколько душа имеет врагов!
В Книге Судей (7,16) читаем о том, как враги были обращены в бегство трубным гласом и битьем кувшинов. Битье кувшинов символизирует умерщвление плоти, трубы же представляют молитву; этими двумя способами враги обращаются в бегство. Сей же род изгоняется только молитвою и постом (ср. Мф 17,20).
Человек должен также взывать, чтобы убедить заступников, по примеру этой женщины, которая взывала так долго, что нашла посредников в лице апостолов. Аллегорически было это представлено в Книге Эсфирь: Мардохей разодрал одежды свои и возложил на себя вретище и пепел, и вышел на средину города и взывал с воплем великим и горьким… и дошел до царских ворот (4,1-2). Мардохей представляет каждого человека, который должен раздирать свои одежды, то есть отвергать дурные нравы, и одевать вретище, то есть каяться, и посыпать голову пеплом, памятуя о смерти, и посреди города, то есть посреди церкви, взывать в молитве. Крик этот достигнет врат небесного дворца. А услышав его, ангелы и святые скажут Богу: «Господи, пусти эту душу и выслушай её, ибо взывает она при нашем посредничестве». Может также приклонится к заступничеству и Эсфирь, то есть Мария, когда услышит твой крик.
Так взывал к ней некий рыцарь, который по причине множества своих грехов вступил в орден цистерцианцев. Поскольку же был он человеком слабым, начал терять надежду из-за своих грехов, которые теперь познал лучше, чем когда был в миру. И вот он, видя, что находится в трудной ситуации, начал взывать к Пресвятой Деве, которая, явившись ему, утешила его и обещала ему спасение. Он весьма возрадовался, а когда аббат спрашивал его о причине такой перемены, ответил, что с ним сталось. Аббат, дивясь, начал его расспрашивать, сделали ли он когда-либо что-либо доброе ради Пресвятой Девы. А тот сказал, что только сейчас призвал Ее в молитве. И сделал то, чего никогда не упускал, когда слышал произносимое Ее имя: становился на колени; и так был спасен.
Должны мы также взывать, чтобы получить то, в чем нуждаемся. Так взывают нищие, чтобы их накормили. И так следует нам взывать, чтобы Господь накормил нас Хлебом Своего Тела в пути нашей земной жизни, чтобы мы не устали. Так был накормлен Илия и шел, подкрепившись той пищею… до горы (1Цар 19,8), то есть до царства небесного. Чтобы, однако, наши воззвания были услышаны, необходимы некие добродетели.
Первая – это смирение, которое имеет огромное значение для действенности воззвания. Молитва смиренного проникнет сквозь облака (Сир 35,17). Сотник после своих полных смирения слов: Господи, я не достоин, чтобы ты вошел под кров мой (Мф 8,8) услышал: как ты веровал, да будет тебе (Мф 8,13). Когда блудный сын решил сказать: я не достоин называться сыном твоим (Лк 15, 19.21), отец… побежав, пал ему на шею и целовал его (Лк 15,20). А когда эта жена сравнила себя с собакой, услышала: да будет тебе по желанию твоему (Мф 15,28). И вышел бес из ее дочери, посему говорила: и псы едят крохи и т.д. (Мф 15,27), как бы хотела сказать: «Да, Господи, я собака, как Ты говоришь, ибо не сравниваю себя с детьми и не думаю, что достойна общения с Израилем. Нет у меня смелости просить целый хлеб, но накорми меня псовыми крохами, то есть каплей твоей благодати, стекающей на меня».
Вторая добродетель, которая имеет огромное значение для действия молитвы, это вера. Матфей говорит: если будете иметь веру и не усомнитесь…, и, если и горе сей скажете: «поднимись и ввергнись в море», — будет (21,21). И об этой женщине сказано: о, женщина! велика́ вера твоя; да будет тебе по желанию твоему и т.д. (Мф 15,28).
Была эта женщина язычницей, ибо не соблюдала закон и не знала писаний. Дала она, однако, довод своей веры в божественную и человеческую природу, когда говорила: «Господи, Тебе подчинено все, через божество Сына Давида, через человеческую природу, которую Ты принял, смилуйся надо мною!» И так явленная вера удостоилась милосердия.
Третья добродетель, которая имеет огромное влияние на действенность прошения – это стойкость. Хотя Господь не показал, что сразу исполнит ее просьбу, она ни на минуту не усомнилась в Его милосердии, но неколебимо и стойко взывала. У Матфея (15,21-28) сказано, что начала она просить Господа в доме. Когда оказалось, что в доме не была выслушана, бежала за Христом и кричала. Кто возносит прошения ко Двору Господа, да не устает в молитве, хотя бы сразу не был услышан.
Такие вот три добродетели мы должны иметь, что да соблаговолит даровать и т.д.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий