Проповедь De sanctis в день святой Екатерины, девы Перегрина Опольского.
In caelo mulier amicta sole, et luna sub pedibus ejus, et in capite ejus corona stellarum duodecim (Откр 12,1).
В Этих словах святой Иоанн показывает нам, в каком положении была святая Екатерина, какое у нее было жилище, в какие одеяния была облачена, и какая диадема венчала ее голову. Если хотим узнать каково было ее положение, то говорит он, что была она девой. Женой называет ее не потому, что ведет она к плохому, но из-за ее женского рода. Блаженна та, которая из всех других выбрала это положение, ибо только в святом христианстве считается оно лучшим, чем другие. Есть также положение грешников, и это – плохое положение. Есть положение кающихся, и это положение – хорошее. Есть положение таких, кто вообще не совершает грехов, и оно – самое лучшее. В таком положении находилась святая Екатерина.
Если хотим узнать ее жилище, то святой Иоанн говорит, что это было небо. Блаженна, имеющая такое жилище. Ибо, хотя телом жила она на земле, духом – пребывала в небе. Ибо известно, что птица – согласно святому Амвросию – столько находится в безопасности, сколько пребывает в воздухе, а как только снизится к земле, ее хватают и замыкают в клетке. Посему блаженно это ее жилище, ибо именно теперь она в безопасности. У нас же, несчастных, этой безопасности нет.
Если хотим узнать, каково было ее одеяние, то святой Иоанн говорит: облечена была в солнце и потому уже безопасна, ибо не навредит ей адский холод. Если хотим узнать, чем опоясана были ее волосы, то говорит он, что имела она венец из двенадцати звезд, то есть двенадцати небесных радостей. Именно ими она была увенчана, ибо существует двенадцать радостей, которые получают святые в час смерти. Первая – та, что души их ангелы уносят в небо. Вторая – та, что вырвались они из нищеты этого предательского мира. Третья – та, что освободились они из темницы плоти. Четвертая – это мысль о победе над врагами. Пятая радость – та, что избежали ада. Шестая – уверенность в отпущении грехов. Седьмая – та, что смогут больше оскорблять Отца небесного. Восьмая – размышления о месте, в которое их принимают. Девятая – радость оказаться в столь превосходном обществе. Десятая – радость облачения в праздничное одеяние тела и души. Одиннадцатая проистекает из созерцания человеческой и божественной природ Христа. Двенадцатая – то, что уже никогда они не смогут это утратить. И это – наиболее прекрасно.
Если речь идет о первом, обрати внимание, что эта дева отличалась в своем положении тремя добродетелями духа, а именно: премудростью, мужеством и целомудрием. Ее премудрость видна в том, что во всех науках была она соответственно образована. Это проявляется во время диспута, который она вела с императором Максенцием и пятьюдесятью ораторами. Всех их она превозмогла.
Так читаем, что император Максенций созвал в Александрию как богатых, так и бедных, чтобы они приносили жертвы идолам и наказывал христиан, которые не хотели этого делать. Екатерина, которой в то время было восемнадцать лет, услышала пение приносящих жертвы и блеянье животных. Когда от посланника узнала она что происходит, осенила себя крестным знамением, пришла на то место и увидела, что от страха перед смертью много христиан позволяют склонить себя к этим жертвоприношениям. Тронутая сердечной болью, она подошла к императору и, порицая его, спросила, зачем он приносит жертвы и почему мстит христианам. А когда она объясняла ему, что все его божества – это злые духи, император, восхищаясь ее мудростью, не смог ничего ответить. Только приказал взять ее под стражу в своем дворце. Так император, придя к ней, сказал: «Мы выслушали твои мудрые выводы и восхищаемся твоей красотой, однако, занятый жертвоприношениями богам, я не мог тебя понять. Теперь же сначала спрашиваю о твоем происхождении». А она ему ответила: «Я – Екатерина, дочь царя Коста, хоть и рожденная в пурпуре и в науках образована, презрела все это и отдала себя под опеку Господа Иисуса Христа». А император сказал ей: «Если так, то весь мир ошибается, а ты одна говоришь истину». И видя, что он не может противостоять ее премудрости, распорядился разослать письма, чтобы все ученые незамедлительно прибыли в Александрию, и пообещал одарить их, если они превозмогут деву Екатерину.
Тогда из разных провинций доставили пятьдесят ученых, которые превышали мудростью всех людей. Когда они спрашивали, зачем их вызвали из столь отдаленных сторон, император ответил: «Есть у нас девица, с которой никто не может сравниться в мудрости и разумении. Опровергает она все наши науки и утверждает, что боги – это злые духи. Если вы ее победите, то вернетесь к себе прославленными». На это один из них, разгневанным голосом ответил: «О, сколь же велик этот замысел императора, что к одной девице позвал он столько мудрецов, когда один из нас мог бы опровергнуть ее обвинения. Пусть же приведут к нам эту девицу, чтобы увидела, что никогда не видела столько мудрецов, как сегодня». Но когда дева узнала, что грозит ей борьба, полностью вверила себя Богу. И вот ангел Божий стал рядом с нею и увещевал ее, чтобы была непоколебима. А еще добавил, что они не только не могут ее превозмочь, но и то, что она обратит их в христианскую веру и определит к пальме мученичества. Когда же ее привели к ним, она сказала императору: «Силою какого приговора ты ставишь против одной девы пятьдесят учёных, которым обещаешь награду? Однако Христос будет для меня наградой и венцом победы».
Однако, когда ученые говорили много против Бога, а дева на все давала им мудрые ответы, все поразились и не зная, что говорить, замолкли как онемевшие. Тогда император начал ругать их в гневе за то, что позволили одной девице себя победить. Тогда один из них ответил: «Ты знаешь, император, что никто никогда не мог стать пред нами, и не быть побежденным. А эта девица, через которую говорит Святой Дух, такое превосходство получила над нами, что мы ничего не можем ей ответить. Посему, если ты нам не дашь более убедительных аргументов, то мы все обратимся в христианскую веру». Услышав это, император приказал всех их сжечь посреди города. Дева, придавая им силы, учила их основам веры. И когда они беспокоились, что умирают без крещения, Екатерина сказала: «Не бойтесь, ибо пролитая вами кровь будет почитана вам как крещение». Посему, когда бросили их в огонь, все они отдали свои души Богу. В результате этого ни их волосы, ни одеяния не были хоть немного повреждены огнем. Тогда царь приказал бросить ее в темницу и двенадцать дней морить голодом. Когда же царь уехал из страны, царица с Порфирием, командующим войсками, в полночь пошла в темницу к деве. Изумилась она, увидев темницу, освещенную дивным сиянием, а дева начала проповедовать ей слово Божье. Екатерина, обратив ее в христианскую веру, предсказала ей и мученическую смерть. Когда Порфирий услышал все это, бросился к ногам девы и прося прощение, принял веру во Христа вместе с двумя сотнями солдат. И таким образом видна стала премудрость, которой отличалась Екатерина.
Во-вторых, Екатерина имела отвагу, благодаря которой преодолела все угрозы и опасности. То же, что была она мужественной, доказывает ее достойная восхищения борьба, ибо это овечка боролась с волком и победила, молоденькая девушка со львом Максенцием, и одолела его. Ибо она – вторая Юдифь, которая сразила своего врага Олоферна (ср. Юдф 14,16). Император, возвратившись сказал Екатерине: «Хочу помочь тебе, девица, чтобы в моем дворце тебя всегда почитали второй после царицы, твоя статуя будет помещена в центре города, и все будут почитать тебя как богиню». Дева же ответила ему: «Перестань говорить то, о чем даже думать грех. Ибо я отдала себя Христу как невеста и потому ни твои обещания, ни пытки не смогут меня оторвать от Его любви». Тогда император приказал сорвать с нее одеяния и отхлестать ее бичами со свинцовыми крючьями, а после бичевания бросить в темницу.
Это первая битва. Когда почти двенадцать дней Екатерина находилась в темнице без пищи, Христос, послав с неба белую голубицу, ежедневно кормил ее небесной пищей. Потом явился ей Господь со множеством ангелов, говоря: «Познай, дочерь, своего Творца и претерпи, ибо Я – с тобою». Тогда император приказал привести ее к нему. Увидев, что она сияет еще большей красотой, хотя ожидал, что будет она истощена столь длительным постом, подумал, что кто-то ее в темнице кормил. Тогда он приказал пытать стражей. Она же сказала: «Я получала пищу не от человека, но питал меня Христос через своего ангела». А император ей ответил: «Задумайся, кем станешь! Не хотим сделать тебя служанкой, но будешь царицей в моем царстве». Дева же на это: «Кого я должна больше любить: могущественного, вечного, славного и прекрасного, или слабого, смертного, неизвестного и отвратного?» Тогда разгневанный император сказал: «Выбирай одного из всех, или принеси жертву богам и будешь жить. Теперь будешь предана пыткам». А она ему на это: «Измышляй пытки, какие только можешь, ибо я жажду отдать свои тело и кровь Христу». Тогда император приказал подготовить четыре колеса с прибитыми к ним железными пилами и торчащими остриями, чтобы такие пытки устрашили ее и испугали всех христиан. Тогда Екатерина упросила Бога, чтобы во славу своего имени и ради обращения люда, стоящего вокруг, Он сломал эти колеса. И вот ангел ударил по ним так, что убил четыре тысячи язычников. Царица же, которая смотрела на это сверху, сразу сошла и укорила императора за столь огромную жестокость. Когда же царица отказалась приносить жертвы божествам, император приказал вырвать ее груди, а потом казнить. Екатерина сказала ведомой на смерть: «Не страшись, возлюбленная царица, ибо сегодня ты поменяешь преходящее царство на вечное, а вместо смертного супруга получишь бессмертного». Слуги вывели ее за город, железными копьями вырвали ее груди, а потом отрубили голову. Тело ее похоронил Порфирий.
На следующий день, когда расспрашивали о теле царицы, а император из-за этого приговорил к смерти солдат, Порфирий, командующий войском, сказал: «Это я похоронил служительницу Христову и сам также принял веру во Христа». Тогда император воскликнул: «О, я несчастный! Вот и Порфирий позволил себя обмануть, то кто был единственным стражем моей души и моим утешением». Тогда возвысили голос те двести солдат: «И мы христиане и готовы принять смерть!» Тогда император приказал их всех, вместе с Порфирием казнить, и обратившись к Екатерине, сказал: «Или ты сегодня принесешь жертвы богам, или потеряешь жизнь!» А она ему: «Делай, что хочешь, ибо ты видишь, что я готова ко всему!» Тогда царь огласил приговор, обрекающий ее на смерть.
Когда Екатерину вели на место казни, возведя очи к небу, она молилась, говоря: «О надежда и спасение верующих, украшение и слава дев, Иисусе Христе, молю Тебя, выслушай каждого, кто будет вспоминать мои страсти или же будет призывать меня или в смертный час, или в любой другой нужде». Сколь же достойна восхищения любовь этой девы! Забыла она о своей смерти, не видя обнаженного меча, который над нею был занесен, и молилась о нас, беспокоилась о нас. И отозвался к ней голос, говоривший: «Иди моя возлюбленная невеста, вот врата небес уже открылись для тебя, и даже для тех, которые будут прославлять твою мученическую смерть и благочестиво ее вспоминать. Обещаю их выслушать». И таким образом была она казнена. Вот мужество, которым она отличалась до самой смерти, в борьбе ради Христа.
В-третьих, отличалась она целомудрием. Когда ее казнили, из ее тела вместо крови текло молоко во свидетельство ее святейшей девичьей чистоты, которой она отличалась. Вот потому, что в этих трех добродетелях она выстояла до самой смерти, ее жених Христос возвысил ее превыше всех других святых пятью привилегиями. Ибо некоторые святые были отмечены некоторыми привилегиями, когда отходили из этого мира. Например, было это явление Христа, которое имел святой Иоанн Евангелист, истечение елея у святого Николая, истечение молока у святого Павла, приготовление гробницы, которое имел святой Климент, выслушивание молитвы, которое имела святая Маргарита. Так вот, всеми этими привилегиями сразу была одарена святая Екатерина. Ибо когда она была в темнице, посетил ее и укрепил Христос. Когда была казнена, из ее тела вместо крови вытекло молоко. Ангелы же, взяв оттуда ее тело, перенесли его на гору Синай в пути, продолжавшимся более двадцати дней, и похоронили ее там с почестями. Из костей ее сочится елей, который исцеляет члены всех хромых.
Читаем, что некий монах отправился на гору Синай и оставался там семь лет, служа святой Екатерине. Когда все более настойчиво просил ее, чтобы мог он иметь какую-либо частичку ее тела, из гробницы вдруг показалась рука и подала ему палец. Монах с радостью принял дар Божий и принес его в свой монастырь.
Посему попросим святую Екатерину и т.д.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий