Проповедь De sanctis в день святого Климента, мученика Перегрина Опольского.
In mari via tua, et semitae tuae in aquis multis, et vestigia tua non cognoscentur (Пс 76,20).
Пророк Давид, предвидя, что блаженный Климент должен быть погружен в море и находится там в мраморном храме, который должны были приготовить для него ангелы, и то, что море должно было разделиться и дать проход люду, говорит ему эти слова: В море путь твой и т.д. И показал он три правды, связанные со святым Климентом, а именно: его жизнь, его учение и его муку. Если хотим узнать его жизнь, то можем заключить, что была она приятной, но воистину, весьма тяжкой и горькой. И посему она сравнена с морем. Если хотим познать его учение, то оценим его как полезное, ибо стези его в водах великих, что означает, что Божественное учение – согласно с «Глоссой» - проповедовал он многим народам, которые представлены как воды. Ибо воды великие – это многочисленные народы, как сказано в Откровении (ср. Откр 17,15). Если хотим познать также его муку, найдем ее достойной восхищения.
Когда речь идет о первом, то можем заметить, что в Святом Писании упоминаются четыре моря: Красное Море (Исх 10,19), Мертвое Море, медное море (2Цар 25,13) и кристальное море (ср. Откр 4,6). Через эти четыре моря вел путь святого Климента. Красное Море – это согласно «Глоссы» - этот мир, ибо как в море большая рыба пожирает меньшую, точно так богатые и сильные пожирают убогих. Называется же оно Красным Морем, потому что нет в нем ни правды, ни милосердия, но кровь сливается с кровью. Мир же назван морем, ибо так как море, которое – согласно Философу – было сотворено пресным, потом, постоянно находясь в движении, примешало к себе землю и чуждые воды, и стало соленым и горьким, точно так и мир – согласно Августину – был вначале сладким, святым и добрым. Что же более сладостно, как то, чтобы никогда не чувствовать жажды, никогда не болеть, никогда не слышать неприветливые слова, никогда не знать зла? Это сладость человек превратил в горечь, когда согрешил. Что же есть более отвратным, чем мир в его теперешнем состоянии, когда ни убогий, ни богатый, ни даже сам папа не может освободится от скорби, вызванной будь то страданиями, будь то гонениями, или иными несчастьями? В этом море проходил – благодаря любви – путь святого Климента, ибо возлюбил он всех, и все его возлюбили.
Посему читаем, что отличался он столь великой искренностью нравов, что обрел признание у евреев, язычников и у всех христиан. Наиболее же любил он убогих. Так читаем о нем, что, когда он стал папой, составил поименный список убогих со всех околиц и в определенное время удовлетворял их нужды. И все это делала именно его любовь. Согласно Апостолу, этот путь – более совершенен, чем все иные (ср. 1Кор 13,1). Все мы должны по нему идти, если хотим быть спасенными.
Мертвое Море – это ад, ибо каждый, кто в него входит, мертв во веки, ибо не созерцает он жизнь, то есть лик Христа, что – согласно Григорию – наказание более тяжкое, чем тысяча адов. В этом море лежал путь святого Климента по причине страха, ибо со страхом человек сошел в ад. Посему пусть только человек узрит, каков там царь, какая пища, какой напиток, какое жалкое одеяние, какая баня, тогда начинает бояться и остерегаться.
Третье море – медное. Сделал его Соломон (ср. 2Пар 4,2.10), чтобы священники, входящие в храм, могли умыться, и чтобы могли посмотреть на себя в зеркало, которое там было помещено. Это море символизирует исповедание веры, которое практиковал святой Климент. Было оно его жизнью, которую вел в этом море. Мы же, если хотим войти в небесный храм, должны умыться в этом море исповеданием грехов, и взглянуть в зеркало, то есть на пример святых. Тогда мы войдем достойно.
Четвертое море – кристальное. О нем повествует Откровение, что перед престолом разливалось море подобное кристаллу (ср. Откр 4,6). Это море означает славу святых, которая глубже моря и которой только Бог может восхищаться, точно так как теми радостями, которые будут нам даны. В этом море вел путь святого Климента, который с рвением жаждал этой славы, к которой сегодня пришел благодаря своей святой жизни, которую вел на этом свете.
О его жизни свидетельствуют чудеса, которые сотворил, а также его прекрасная смерть. Так читаем, что, когда он стал преемником святого Петра на папском престоле, обратил в веру Феодору, жену Сизиния, родственника императора. Сизиний, движимый ревностью, вошел за женою в церковь. В церкви святой Климент читал молитву над людом. А когда люд ответил: «Аминь», Сизиний утратил зрение и оглох. Феодора рассказала об этом Клименту, который помолился в его намерении. Тогда к Сизинию тотчас вернулось зрение и слух, и сам вместе с иными принял крещение. Когда увидел это префект Мамертин, написал императору, что Климент обращает в веру многих людей. Император ответил, что должен он приговорить его к изгнанию за море. Префект же, наполнил корабль разным добром и отправил Климента в изгнание. Множество духовных отправилось в изгнание следом за ним.
Климент же, прибыв на остров, нашел там более чем две тысячи христиан, которые были приговорены к изгнанию. Когда они увидели святого Климента, начали плакать от радости. А он говорит: «Не ради моих заслуг послал меня Господь к вам, но, чтобы я стал участником вашего венца». А когда он узнал от них, что они шесть миль носят на плечах воду, сказал им: «Помолимся все Богу, чтобы для своих исповедников открыл источник в этом месте». Прочитав молитву, он огляделся по сторонам и увидел стоящего ягненка, который поднятой правой ногой указывал святому Клименту место. Климент понял, что это Господь Иисус Христос, которого видел только он. Подошел он к этому месту. Когда он ударил по нему коротким посохом, излился из него обильный источник, который сразу разлился в реку. Узнав о святости Климента, прибыло к нему множество людей из других стран и в один день приняло крещение более чем пятьсот людей. Разрушая по всей стране храмы божеств, в течение одного года, построили они восемьдесят церквей.
А спустя три года император, услышав об этом, послал туда одного вельможу, который должен был всех казнить. Когда он увидел, что весь люд готов идти на смерть, тайно отослал всех верных, схватил же одного только Климента, и чтобы ему потом не воздавали честь как богу, привязал ему к шее якорь и приказал бросить в море. Тогда его ученики, Корнелий и Феб, вместе со всем людом начали молиться, чтобы Господь показал им тело своего мученика. Тотчас море отступило на три мили, и все вошли на сухое дно. Нашли они дом, приготовленный Богом, в форме мраморного храма, и лежащее в нем тело Климента с якорем. Было также сказано его ученикам, чтобы не забирали оттуда его тело. И так, каждый год в день его муки, на шесть дней море отступало на три мили и многие люди туда приходили. Но теперь, по причине людских грехов, нет у нас уже этого дара.
Однажды в торжество святого Климента одна женщина со своим сыном пришла к его гробнице. Когда она сидела с отроком в этом храме и из-за большой усталости уснула, неожиданно начала прибывать вода. Испуганная женщина забыла о своем сыне и побежала с другими на берег. Вскоре после этого вспомнила о ребенке и с большим плачем бегала повсюду, надеясь увидеть выброшенное на берег тело сына. Целый год жила она в печали. Спустя же год, когда море снова расступилось, пришла она на то место, надеясь найти какой-либо след сына. И молилась у гробницы святого Климента. А когда встала, увидела своего сына на том месте, где его оставила спящего. На очах у всех людей она разбудила его и здоровым взяла на руки. Он же сказал, что не знает о том, что минул целый год, но думал, что проспал сладко только одну ночь.
И так является святость жизни Климента; равно в том, что претерпел он смерть ради Христа, как и в этом чуде, которое совершил с Сизинием и с этим мальчиком, которого весь год хранил в здравии.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий