Владыка всех возлюбил ее

11/22/2023, No Comment

Проповедь De sanctis в день святой Цецилии, девы Перегрина Опольского.

Omnium Dominus dilexit illam (Пс 44,10).

В этих словах мы можем выделить три вопроса. Во-первых, кем является особа, которая любит; во-вторых, кем является особа, которую любят; в-третьих, какова причина любви.

Если речь идет о первом, заметь, что любящая особа – это сам Христос, прославленный и верный жених. Воистину, Он прославлен, ибо никто не является более достойным, чем Он, и согласно словам Отца – Он начало и конец (Откр 1,8) славы, ибо благодаря Нему царствуют цари, а Он сам дает царства, когда захочет, как сказано у Даниила (Дан 4,14). Никто также не является более прекрасным, чем Матерь, ибо, согласно Ансельму: «Ничто не превыше Бога. Мария же наидостойнейшая», ибо все остальное творение Он поддал Матери. Иоанн Дамаскин говорит: «Посему счастлива невеста, блаженная Цецилия, имеющая столь прославленного жениха, ибо есть Ним владыка неба, и она сама благодаря Нему стала владычицей». Посему также в момент вхождения в сонм святых деве вручается венец во знаменование того, что она – невеста вековечного Царя. Никто также не является более верным, чем этот жених. Воистину, Он – твердо верен, ибо никогда не оставляет свою невесту, не обращая внимание на то, благородного ли она происхождения или нет, прекрасна ли или некрасива при жизни, разве что она сама раньше Его оставит. Ибо жених верен им всем. Счастлива невеста, которая любит этого жениха и верна Ему.

Читаем о некой женщине по имени Марсия, которая так сильно любила своего мужа, что сняла свои женские наряды и облачившись в доспехи, пошла со своим мужем на войну, и погибла там вместе с ним. Немного сегодня таких верных!

Как бы там ни было, возлюбленной невестой является святая Цецилия, невестой Христа. В связи с этим заметь, что Христос любит шесть родов людей. Первые это те, кто внимательно слушают слово Божье и соблюдают его (ср. Лк 11,28). Посему сам Христос говорит устами Иоанна: кто любит Меня, будет соблюдать слова Мои и т.д. И далее: и Мы придем к нему (Ин 14,23), как к нашему возлюбленному. На втором месте – те, кто проповедуют слово Божье. Ибо, согласно Григорию, никто так сильно не любим Богом как тот, кто ради любви к Нему, проповедуя слово Божье, многих обратил. На третьем месте те, кто блюдет чистоту нравов. Посему Христос называет Иоанна возлюбленным, ради привилегии целомудрия. Также во знаменование этого, Он сам захотел быть рожденным Девой. Ибо Он – тот единорог, который очень любит деву и, почивая на ее лоне, избавляется от дикости. На четвертом месте – те, кто не заботится о наслаждениях мира сего и противятся грехам. Посему Он говорит: Иакова Я возлюбил и т.д. (Рим 9,13). Иаков переводится как «ратоборец». Ибо мир вступает в борьбу с человеком посредством танцев, красивых женщин и огромных богатств. Посему тот, кто такие искушения преодолевает, воистину любим Христом. На пятом месте – те, кто благочестиво молится Ему – как Анна в храме. На шестом месте – те, кто претерпевает смерть ради Христа – как мученики. Посему псалом гласит: дорога в очах Господних смерть святых его (Пс 115,6). Если дорога, то и мила, ибо все, что дорого, также и мило. Этими шестью чертами отличалась также святая Цецилия и потому была возлюблена своим женихом, Иисусом Христом. Все это по очереди находится в повествовании о ее житии.

Так читаем, что Цецилия происходила из знатного рода и уже с детства была утверждена в вере Христовой. Евангелие Христово носила в своем сердце, то есть хранила в памяти то, о чем слышала в Евангелии, и жила согласно этому. Ни днем, ни ночью не оставляла общение с Богом и молитву. Испросила у Господа сохранение девства. Когда устроили ей бракосочетание с одним юношей, по имени Валериан, имела она на теле вретище, а сверху была облачена прошитыми золотом одеяниями. А когда во время свадьбы заиграл орган, она, презирая в сердце своем радости мира сего, воспела единому Богу, говоря: Да будет сердце мое, Господи, непорочно…, чтобы я не посрамилась (ср. Пс 118,80). И более того, во время двухдневных и трехдневных постов, молясь, вверяла Господу свое девство. И вот наступает ночь, во время которой встречается она со своим супругом и так к нему обращается: «О, дражайший юноша, есть у меня тайна, которую тебе расскажу, если пообещаешь ее сохранить». Валериан клянется, что никогда не предаст тайну. Тогда она говорит: «Рядом со мной ангел Божий, который меня любит. Если он заметит, что ты касаешься меня с вожделением, тотчас тебя поразит и ты утратишь цвет твоей милейшей молодости. Если же он узнает, что ты хочешь жить со мною в целомудрии, возлюбит тебя также как меня и явит тебе свое обличье». Тогда Валериан говорит: «Если хочешь, чтобы я тебе поверил, покажи мне ангела». А Цецилия сказала: «Если примешь крещение, сможешь его увидеть. Иди же к епископу Урбану и прими от него крещение, и сможешь увидеть ангела».

Когда Валериан это сделал и принял крещение от епископа Урбана, вернувшись домой, обнаружил там ангела, молящегося с Цецилией. Ангел же держал в руке два венка из роз и лилий. Один дал Цецилии, а второй – Валериану, говоря: «Храните эти венки непорочным сердцем и чистым телом, ибо я принес их для вас из рая. Они никогда не увянут и не утратят своего аромата. Только люди чистых нравов смогут их увидеть. Ты же, Валериан, поскольку поверил полезному совету, проси чего хочешь». Валериан сказал ему: «В этой жизни для меня нет ничего дороже моего брата. Посему прошу, чтобы и он познал истину вместе со мной». А ангел ответил ему: «Мила Богу твоя просьба. Вы оба придете с пальмой мученичества».

Потом вошел его брат Тибурций. Когда он ощутил необычайный аромат роз, сказал: «Удивительно, откуда в это время расходится такой запах роз?» А Валериан сказал ему: «На нас венки, которых твои очи не могут видеть, разве что уверуешь в Христа». Тогда Цецилия объяснила ему, что все идолы – немы, на что Тибурций сказал: «Смилуйся надо мною и приведи меня к святому Урбану, чтобы я принял крещение». И так, будучи крещенным, он часто видел ангелов Божьих и чего бы не просил, тотчас от них получал. Тогда Валериан и Тибурций, неустанно раздавая милостыню, погребали тела святых, которых казнил префект Альмахий. Он призвал их к себе и спросил, зачем они хоронят приговоренных к смерти. Тибурций сказал: «Чтоб мы были слугами тех, кого ты называешь приговоренными». Префект сказал им: «Так вы, как я вижу, христиане». Они сказали: «Воистину». И когда не хотели они приносить жертву идолам, вместе стали святыми. Тогда люди в час их мученичества видели сияющих ангелов, уносящих их души в небо.

Потом Альмахий начал интересоваться их имуществом. Призвал к себе Цецилию как жену Валериана и приказал ей принести жертвы богам; иначе ей вынесут смертный приговор. Когда же ее к этому принуждали и много людей плакало, что столь благородная и прекрасная дева сама приговаривает себя к смерти, сказала им: «О, добрые юноши! Можно не только не потерять того, что имеешь, живя здесь, но даже превратить это в лучшее. Отдать грязь – а получить золото, отдать бедный дом – а получить прекрасный дворец, отдать короткую жизнь – а получить вечную. Верите ли вы в то, что я говорю?» А они сказали: «Верим, что Христос Господь – истинный Сын Божий, который избрал Себе такую служительницу». Когда же позвали епископа Урбана, более чем четыреста особ приняло крещение.

Тогда разгневанный Альмахий приказал увести ее в ее дом и там целую ночь и целый день приказал морить ее в горячей бане. А она оставалась там, как в прохладном месте. Когда услышал это Альмахий, приказал ее казнить. Палач трижды наносил удары по ее шее, но никак не мог отрубить ее голову. Но поскольку декрет обязывал, что тот, кто должен быть казнен, не может получить четвертый удар, палач оставил ее полуживой. Так, живя еще три дня, Цецилия все что имела, раздала убогим, а всех, кого обратила, вверила епископу Урбану, говоря: «Я молила только о трех днях отсрочки, чтобы всех этих вверить вашему святейшеству, и чтобы мой дом освятили как церковь». Так святой Урбан с почестями похоронил ее тело среди епископов, а ее дом, согласно пожеланию, посвятил как церковь. И поскольку Цецилия отличалась всеми этим шестью чертами по очереди, воистину была мила своему Жениху, Иисусу Христу. Посему была введена в Его скинию, в которую пусть и нас приведет и т.д.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

No Comment

Отправить комментарий