Проповедь De tempore во вторник после Сошествия Святого Духа Перегрина Опольского.
Et nolite constristare Spiritum Sanctum Dei: in quo signati estis… (Эф 4,30).
Святой Дух совершенным образом отметил нас воистину благородными печатями и не печальте Его, то есть не отгоняйте Его от себя злыми деяниями. «Глосса»: Святой Дух отмечает своих верных двойной печатью, а именно печатью веры и угнетения.
Во время крещения Святой Дух отмечает христиан знамением веры и благодаря этому в судный день они будут отделены от неверных. Было это представлено в Книге Иисуса Навина. Когда сыны Израиля переходили через Иордан, Иисус Навин обязал двенадцать мужей нести на своих плечах двенадцать камней во знаменование того, что посуху они перешли Иордан (Ис.Нав 4). Иисус Навин символизирует Христа, который приказал двенадцати мужам, то есть апостолам, чтобы взяли двенадцать камней, то есть двенадцать истин веры, и чтобы несли их на своих плечах своими действиями, а на устах своим проповедованием слова Божьего. На этих двенадцати камнях была воздвигнута Церковь и христианская вера. Заключены они в Апостольском Символе. И мы должны носить эти камни, поскольку мы – истинные христиане, а вера без дел мертва (Иак 2,20). И не только должны мы носить их на плечах, совершая благие деяния, но также в сердце, постоянно памятуя о них. Было это представлено в Книге Исхода, где читаем, что первосвященник Аарон, когда входил в Святую Скинию, носил на груди двенадцать камней, то есть драгоценностей (Исх 39,14). Аарон означает каждого человека, который должен носить двенадцать камней, то есть двенадцать истин веры, в своем сердце, то есть неустанно помнить о них, если только хочет войти в Святую Скинию, то есть в царство небесное. Этими печатями Святой Дух отмечает в этой жизни верных, чтобы можно было их отличить от неверных. Воистину, не войдут в Святую Скинию ведьмы, ибо были отмечены дьявольской печатью. Печатью веры была отмечена святая Агнесса, когда сказала: «Положил печать на лицо мое и т.д.»
Вторую печать кладет Святой Дух на тех, кто переносит какие-либо невзгоды в этом мире. Ибо если кто переносит какие-либо гонения, а особенно ради праведности, это явное знамение того, что Святой Дух любит его и пребывает с ним. Посему верно говорит псалмопевец: с ним Я в скорби (Пс 90,15). Благо тем, кто претерпевает страдания ради Господа, ибо таковые будут в безопасности в судный день! Было это представлено в Книге Иисуса Навина. Блудница Раав прикрепила червлёную веревку в окне своего дома и благодаря этому была спасена, ибо сыны Израиля заметили ее, когда захватили город (Ис.Нав 2). Иисус Навин означает Христа, который захватит Иерихон, то есть мир в час суда, и тогда входящие сыны Израиля, то есть ангелы, уничтожат мир, то есть всех грешников, не позволяя им созерцать Бога, но оставят нетронутым место, где увидят эту веревку, вывешенную как знамение. Подобно как Раав имела знамение в окне своего дома и была спасена, так и ты должен иметь в окне своего сердца веревку невзгод, которую покажешь, как доказательство, что перенес какое-либо страдание ради Христа. Подобно как при помощи веревки корабли подтягивают к пристани, так человек при помощи веревки невзгод, приводится в гавань спасения. Ибо несчастья, которые в этом мире причиняют нам боль, склоняют нас к тому, чтобы мы не убегали от Бога. Посему, если в Иерихоне, то есть в мире, в час вечного наказания ты не повесишь в окне сердца веревки страдания, погибнешь, подобно миру! Посему дьявол тянет свою веревку, человек – свою, и Бог – свою.
И сперва тянет дьявол. Это представлено в Откровении, где читаем, что пустил змий из пасти своей вслед жены воду, как реку, дабы увлечь ее рекою (Откр 12,15). Под этим змием подразумеваем дьявола, который также приняв облик змия, обманул Еву. Пускает он воду, то есть сильное искушение, на жену, то есть на душу, чтобы при помощи грехов тащить ее как на веревке. О том, что дьявол тащит, можем убедиться на примере одного монаха, о котором читаем, что он не мог выстоять на молитве и выходил, когда другие братья молились. Однажды святой Бенедикт увидел маленького, черного Эфиопа, который этого брата оттаскивал за плащ от места молитвы. Рассказал он об этом тому брату, а тот по совету святого Бенедикта прогнал злого духа, и с тех пор пребывал на молитве. Ибо дьявол поступает точно так, как рыбак, который насаживает на крючок кусочки мяса, которые видит проплывающая рыба, не замечая, однако скрытого железа. Только когда хватает мясо, сама оказывается схваченной. Так дьявол показывает человеку удовольствия, но пока не схватит и не утащит его в ад, не показывает наказание, которое человек должен будет понести.
Также человек тащит другого человека от добра ко злу, когда злым советом или наклонением влечет его к греху. Тем самым выручает сатану, который, когда сам не может увлечь кого-либо ко злу, использует злого человека. Имеем тут пример о некой старушке, которой дьявол дал мех из одного куска шкуры взамен, чтобы она склонила девицу ко греху, что ему самому не удалось.
Иногда, однако человек тянет другого к добру, то есть от злого к доброму. Говорит о том Иоанн в Евангелии, где читаем, что Петр сел в лодку и вытащил на берег сеть, полную рыб (Ин 21,11). Петр означает проповедника, который садится в лодку, то есть начинает слушать исповедь, и вытаскивает рыб из моря, то есть людей из состояния зла, вытаскивает в сети, то есть благодаря поучениям, на сушу, то есть к живым. Ибо проповедники, либо обещая небо, либо страша адом, тянут людей к добру, а Бог наиболее любит тех, кто ведет других к благу.
В «Житиях Отцов» читаем, что в одном монастыре было два брата: один старый проповедник, а второй молодой. Когда же умер старший из братьев, младший молился, чтобы Господь открыл ему, что сталось с умершим братом. Тогда явился ему умерший, облаченный в прекрасную ризу, к которой прикреплено было много застежек. На груди же он имел одну брошь большую и красивейшую чем другие. Спросил его брат: «Что означают эти застежки, отче?» Тот ему ответил: «Дал их мне Бог за чтение проповедей. У меня здесь столько застежек, сколько грешников я перетащил на сторону добра благодаря моим проповедям. А эту брошь, которую ты видишь на груди, я получил за то, что одного великого грешника склонил к покаянию».
Христос же влечет человека к добру будь то через наказания, будь то через благодеяния. Наказаниями он привлек апостола Павла, который был ослеплен. Благодеяниями же, например сынов Израиля, выходящих из Египта, которым Он оказал много благодеяний, пока они вошли в землю обетованную. Иногда также и нас влечет своей милостью, только бы мы хотели следовать за Ним. Если бы вдруг этот город захватили враги или охватил огонь, или залила вода, и если бы не было никакого иного пути бегства как только спрятаться на весьма высокой башне, и если бы твой друг, стоящий на башне, спустив веревку внутри башни, хотел бы вытащить тебя на верх, а ты бы не хотел держаться за веревку, или когда влез на половину, бросил бы веревку и упал, тогда несомненно была бы это твоя вина, а не того, кто тебя вытаскивал. Так точно дело обстоит с Христом, истинным другом, который благодаря своему милосердию вытягивает нас на небесную башню, где мы будем безопасны от врагов тела и души. Если захотим держаться за веревку, то есть покаяние, то не упадем в адскую пропасть.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий