Проповедь De tempore в понедельник после Сошествия Святого Духа Перегрина Опольского.
Ascenditque ignis de petra, et carnes azymosque panes consumpsit (Суд 6,21).
Под этим камнем подразумевается Христос, согласно с этими словами апостола: камень же был Христос (1Кор 10,4). Из этого камня вышел сегодня огонь, то есть Святой Дух. Нашему Создателю недостаточно было послать ангела за потерянным человеком, но послал Он в мир своего единородного Сына, в мир, который является местом полным страдания, более того – послал Его в преисподнюю, чтобы и оттуда вывел души праведников. Затем Его также послал в мир, чтобы, сам будучи продан, выкупил нас, которые по причине греха прародителя были проданы, и чтобы, сам будучи убитым, вернул нам жизнь. Не только это Он соделал для человека, но даже послал сегодня Святого Духа, который бы этого человека в его страданиях утешал, чтобы легче достиг он царства истины.
В связи с вышесказанным можем заметить, что огонь из камня, елей, вода и мед служат тому, чтобы представить Святого Духа.
Читаем, что, когда сыны Израиля шли через пустыню, не хватило им воды, так что почти умирали от жажды, и взывали к Моисею. Он же, по распоряжению Господа дважды ударил жезлом в скалу и тотчас истекла вода, и пил народ и скот его (Исх 17,1-6). Эта скала означает Христа, которого поразили древом креста и вытекла вода, которая означает Святого Духа, которой же мы омываемся от наших грехов. И действительно, из Его бока вытекли кровь и вода; кровь для нашего искупления, вода для омовения наших грехов, ибо род людской должен быть омытым этой водой.
Было это предсказано на много лет ранее сошествия Святого Духа. Иезекииль говорит: и окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и дух новый дам вам (ср. Иез 36,25-26). Вода эта очищает теперь детей во время крещения и все мы были нею очищены, силою Святого Духа. И если уж ты был очищен столь драгоценной водой, не скверни уже свою душу грязью грехов!
О втором, а именно о том, что из скалы изливался елей, говорит Иов. Когда гнетен он был своими горестями, сказал: где же теперь те дни, когда скала источала для меня ручьи елея? (Иов 29,6). Этот елей означает Святого Духа. Мы принимаем помазание этим елеем, когда благодать Святого Духа наполняет нас благочестием. Кто не имеет этого елея, никоим образом не может быть благочестивым. Этим елеем был помазан святой Доминик, который не отрывался от молитвы до тех пор, пока не делалось влажным место, на котором он молился. Этим елеем был помазан святой Варфоломей, который сто раз в течение дня и ночи сгибал колени.
О третьем сказано так: вышел огонь из камня (Суд 6,21). Огонь имеет ту особенность, что уничтожает дерево. Подобно Святой Дух уничтожает грехи и удаляет их из души. Прекрасно было это представлено в Третьей Царской Книге, где читаем, что Илия, когда народ поклонялся Ваалу, говорил: долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте! (1Цар 18,21). А было там четыреста пятьдесят пророков Ваала. Говорит им Илия: «Возьмите одного вола, положите его на дрова и не подкладывайте огня. Если ваши боги низведут огонь, подожгут дерево и сожгут жертву, то значит, что ваши боги – истинны, если же не сможете этого сделать, а я с моим Богом это сделаю, последуете за Ним». И пророки Ваала, призывая своих богов, не смогли ничего сделать своим криком. Но когда Илия помолился, огонь сошел с неба, пожирая дрова и жертву (1Цар 18,22-38). Илия означает каждого человека, на которого, благодаря его молитве, нисходит огонь, то есть Святой Дух, с пожирает дрова, то есть грехи. И так вот Святой Дух – истинный огонь. Этот огонь мы должны принять в свое сердце. В Книге Левит читаем: а огонь на жертвеннике пусть горит и не угасает (Лев 6,12). Под жертвенником следует понимать сердце. На этом алтаре посредством любви постоянно должен пылать огонь Святого Духа. Ибо под влиянием огня то, что твердое, становится мягким, подобно как золото, серебро и железо. Так и Святой Дух смягчает черствые сердца посредством сокрушения!
Тут мы имеем пример о некоем зачерствелом грешнике, который никоим образом не хотел исповедоваться. Однажды его жена увидела двух монахов, проходивших возле их дома и позвав их, сказала: «Попробуйте, дорогие братья, склонить моего мужа к исповеди». Старший брат ничего не достиг. Тогда подошел к тому мужу второй монах и сказал: «Человече, чем ты зарабатывал на жизнь?» Тот ответил: «Я был купцом». Брат ему: «А не хотел бы ты сегодня заключить со мной одну сделку, на которой заработаешь сто гривен?» Тот ответил: «Конечно». На это брат: «Есть такой обычай, что те, кто что-либо продают или покупают, должны видеть вещ, являющуюся предметом торга. А посему я сейчас даю тебе все то, что я совершил в ордене в течение тридцати лет, а это – посты, молитвы, проповеди, труды и бдения. Возьми себе все, я отдаю тебе это в обмен на твои грехи. Посему теперь исповедай мне свои грехи!» Тогда купец начал говорить, какие грехи он совершил, но не все. Брат, выслушав исповедь, уступил ему все свои благие деяния и хотел уходить. Тогда купец, ухватив его за край рясы, со слезами просил, говоря: «Милейший господин, это был позорный торг, но прежде всего выслушай меня!» Тогда он начал с такими слезами исповедовать свои грехи, что все, кто это видел, дивились столь неожиданной перемене, что это так затвердевшее сердце так быстро было смягчено этим огнем, а именно Святым Духом.
О четвертом речь идет в Книге Сираха: Дух мой слаще меда, и наследие мое приятнее медового сота (ср. Сирах 24,22; согласно Вульгате 24,27). Этим медом будет нас питать Святой Дух в своем царстве, когда явит нам Божественную Природу соединенную с человеческой. И тогда впервые откроются наши очи, так что мы познаем Божественную Природу. Было это представлено в Первой Царской Книге, где читаем, что Саул, победив врагов, присягнул со всем войском, что не будет ничего есть, пока не победит всех неприятелей. Не знал о том его сын Ионафан. Пришел он на одну поляну, на которую вытекло много меда и палкой, которую держал в руке, набрал меду и съел. И тотчас открылись его очи, и он понял, что плохо поступил (1Сам 14,24-27). Ионафан означает каждого верного, который придя на небесную поляну, испробует мед Божественной Природы. Только тогда откроются его очи, когда познают сладость, о которой ему говорили на проповедях. О, какая же это будет сладость! Представляем себе, что человек только раз и сразу познал бы сладость всего меда, который когда бы то ни было мир имел в своих устах. Воистину, огромная была бы это сладость! Однако все это было бы как горькая желчь в сравнении с той сладостью, которой нас напоит Святой Дух.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий