Пошлешь дух Твой — созидаются

6/05/2022, No Comment

Проповедь De tempore в Торжество Сошествия Святого Духа Перегрина Опольского.

Emittes spiritum tuum, et creabuntur (Пс 103,30)

Церковь этими словами Давида напоминает христианам обещание Христа, а именно то, что Он обещал ученикам послать Святого Духа после своего вознесения. У святого Иоанна читаем: если пойду, то пошлю Его к вам (Ин 16,7). Посему правильно воинствующая Церковь просит послать Святого Духа, ибо в вознесении она послала к небесному двору необычайные дары и посему ожидает, что теперь в свою очередь небесный двор ниспошлет Святого Духа, чтобы небеса и земля, вся их краса стали совершенными. Перед воплощением земля была несовершенной, поскольку не было на земле Бога таким образом, каким Он появился в момент воплощения. А перед вознесением не было в небе человека и потому небеса были несовершенны. Но после воплощения Сына Божьего, который с этого часа пребывает с нами аж до скончания века (Мф 28,20) и после Его вознесения в небо, куда Он взошел, чтобы взять во владение небеса для себя и для нас, совершенными стали небеса через вознесение, а земля через воплощение, а вся их краса – через сошествие Святого Духа. Ибо Дух Господень украсил небеса. Ибо Он сам – украшение сердец и потому сравним с ризами. Посему о даровании этой ризы просит Церковь словами Давида в торжество Пятидесятницы, в которое обычно надеваем новые ризы. Посему Давид говорит: пошлёшь дух Твой, а в словах этих можно заметить два вопроса. Во-первых, какие условия мы должны исполнить, чтобы Дух Святой был к нам послан. Во-вторых, каковы последствия Его нисшествия, то есть, какие плоды он нам приносит.

В первом вопросе следует подчеркнуть, что чтобы Дух Святой был нам ниспослан, необходимо выполнить три условия. Во-первых, мы должны постоянно ощущать горячую жажду этого, а это происходит тогда, когда наше сердце далеко от любви того, что земное и притягивает Святого Духа благодаря жажде благ вечных, без чего не может жить душа, подобно как тело без дыхания. Во-вторых, мы должны часто приглашать Святого Духа в молитве; ибо Он не навязывается как жонглер, но приходит только тогда, когда Его приглашают. Посему следует Его приглашать и вызвать: «Приди, Дух Святой!» и достойно Его принимать. В-третьих, следует для Него приготовить соответствующее, то есть чистое место. Ибо Святого Духа можно сравнить с рысью, которая является чистейшим животным и перебывает исключительно в чистых местах. Когда приходит лис, зверь смердящий, и загрязняет его окружение, рысь тотчас же уходит, ибо никоим образом не может вынести смрад. Подобно Святой Дух с намерением остаться приходит исключительно в чистое место.

Что касается второго вопроса, посмотрим, какую мы имеем пользу от сошествия Святого Духа. Воистину огромную! Во-первых, освобождает душу, скованную цепями или узами дьявола. Было это представлено в Книге Судей, где читаем, что Самсон пришел навестить свою жену, которую взял в земле филистимлян, которую ее отец отдал другому мужу, решив, что Самсон ее ненавидит. Самсон, услышав это, сказал: теперь я буду прав пред Филистимлянами, если сделаю им зло (Суд 15,3). Пошел он тогда и поймал триста лисиц, привязал к их хвостам факела и пустил лисиц в жатву. Услышав это, сыновья иудейские сказали Самсону: «Не знаешь, что Филистимляне приближаются, чтобы связать тебя?» Он же ответил: поклянитесь мне, что вы не убьете меня. И сказали ему: нет, мы только свяжем тебя и отдадим тебя в руки их, а умертвить не умертвим. И связали его двумя новыми веревками (ср. Суд 15,12-13). Когда они отдали его филистимлянам и те хотели его убить, Дух Господень снизошел на Самсона, сорвал он веревки и ослиной челюстью убил тысячу мужей из них (Суд 15,1-16). Самсон означает каждого грешника, который имеет врагов – филистимлян, то есть бесов, веревками, то есть грехами, которых он связан. А эти веревки влекут человека от греха, совершенного мысленно, ко греху согласия, от согласия к словам, от слов к поступку, от поступка к привычке, от привычки к сомнению, от сомнения к осуждению. Но когда грешник был уже таким образом связан, Святой Дух, который приходит, разрывает все эти узы и человек кладет навзничь тысячу людей, то есть неисчислимые искушения дьявола и таким образом уходит из его капкана благодаря помощи Святого Духа.

Во-вторых, Святой Дух укрепляет силы человека, чтобы он мог сопротивляться дьяволу и его искушениям. Было это представлено в Первой Царской Книге, в 11 главе, где читаем, что мужи Иависа были осаждены в своем городе войсками князя по имени Наас. Осознавая, что не смогут защититься, они направили к нему послов, чтобы оставил их в покое, и они будут служить ему. Наас послал им ответ, что заключит с ними мир при условии, что каждому из них выколет правый глаз (1Сам 11,2). Мужи из Иависа повторили это царю Саулу. На царя сошел Дух Господень, и он выступил на врага, одних поубивал, других заставил бежать. Наас означает дьявола, войско – искушения, которые атакуют Саула, то есть верную душу, находящуюся в городе, то есть в теле. Дух Святой, приходя, прогоняет дьявола с его искушениями, и таким образом осажденная душа освобождается.

В-третьих, Святой Дух укрепляет в благих поступках человека, который прежде был слаб, и делает так, что он пребывает в добром. Ибо, хотя и до сошествия Святого Духа человек совершал какие-то добрые деяния, все-равно быстро уставал и поддавался наименьшему искушению. Сошествием же Святого Духа он укрепляется так, что то, что ранее казалось ему невозможным, теперь становится легким и без усилий возможным для достижения. Примером пусть будет святой Петр, который до сошествия Святого Духа, когда его спросила служанка, отрекся от Христа; потом, когда получил Святого Духа, распятие за Него посчитал легким.

В-четвертых, благодаря Святому Духу человек во время невзгод, подобно льву, не чувствует тревоги. Можем это увидеть на примере Павла (Деян 21). Когда пророк Агав сказал, что в Иерусалиме Павел будет связан и выдан язычникам, тогда некоторые из его товарищей, услышав это, просили его не плыть туда. А он им ответил: что вы делаете? что́ плачете и сокрушаете сердце мое? я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса (Деян 21,13). Благодаря кому, если не Святому Духу он был столь отважным!

В-пятых, Святой Дух является проводником наших душ в царство небесное. Было это прекрасно представлено на примере того огненного столпа, который ночью шел впереди сынов Израиля в пути через пустыню, пока не вошли они в землю обетованную (Исх 13,21). Этот огненный столп означает Святого Духа, который ведет сынов Израиля, то есть христиан, указывая им путь через пустыню мира сего, пока не войдут в землю обетованную, то есть в царство небесное.

Святой Дух также учит нас говорить, в чем можно убедиться на примере детей, людей, живших давно тому назад, умерших, немых и неразумных созданий. На примере детей, когда читаем о святом Брикции, который был преемником святого Мартина на епископском престоле. Однажды пришла к нему женщина с новорожденным ребенком, которая когда-то стирала его ризы. Люди, которые были уверены, что она зачала этого ребенка с Брикцием, пришли к дверям с камнями, желая побить его и говорили: «Долго мы терпели твой грех ради Мартина, которому ты служил, но теперь уже тебя не простим!» Он же, выйдя к ним, сказал: «Приведите ко мне ребенка». Когда его принесли, он сказал: «Заклинаю тебя именем Христа, скажи, я ли являюсь твоим отцом!» И тридцатидневный мальчик, силой Святого Духа ответил: «Воистину не ты, но кто-то другой мой отец». И так Брикций по милости Святого Духа был оправдан.

Также можно в этом убедиться на примере людей, живших давно тому назад, как это видно на примере апостолов, которые силой Святого Духа говорили языками всех народов. Также в «Диалогах» читаем о некоем юноше, который умер и ожил. Попросил он позвать своего господина и сказал ему: «Я был в небе и узнал, кто из этого дома должен умереть». И перечислил их имена. «Ты же не бойся, ибо пока еще не умрешь. Но чтобы ты знал, что я на самом деле был в небе, убедишься, что я получил там дар говорить всеми языками. Ты прекрасно знаешь, что я не знал греческий язык, теперь же говорю по-гречески». Господин заговорил с ним на этом языке, и он ответил. Подобно было со всеми языками. Юноша умер спустя тир дня и в тот же день все те, о которых он говорил, покинули этот мир. Посему ничего необычного в том, что апостолы, вдохновленные Святым Духом, говорили всеми языками!

Святой Дух являет свою силу также по отношению к умершим. В «Церковной истории» читаем о некоем купце, у дочери которого, девицы по имени Ирина, какой-то человек оставил некий депозит. Она закопала сокровище в земле, а через какое-то время умерла. Потом пришел тот, который оставил депозит и потребовал его вернуть. Когда оказалось, что купец не знает, где находится сокровище, хозяин депозита горько заплакал. Купец, весьма тронутый, пошел ко гробу дочери и спросил, где она укрыла доверенное ей сокровище. Дочь из гроба ответила отцу, где находится депозит. А чьей же силой она ответила, если не Святого Духа!

Читаем также о святом Венанции, что однажды он шел между могил, а в это время в его церкви священник служил мессу и говорил: «И не введи нас во искушение». Клирик ответил: «Но избавь нас». И тогда святой Венанций услышал, как погребенные ответили: «Аминь». Вот каким образом благодаря силе Святого Духа умершие говорят!

Святой Дух являет свою силу также в отношении к неразумным созданиям, как это видно на примере осла Валаама (Числ 22,21-23).

Также в отношении немых, как это видно на примере Захарии, отца Иоанна Крестителя (Лк 1,20.67).

Хочешь знать, имеешь ли ты Святого Духа, так как имели Его апостолы? Есть на это такое знамение, а именно, если ты живешь в Иерусалиме, что означает «миротворица». Посему, если ты любишь мир, тогда имеешь Святого Духа. Также, если угасла в тебе жажда земных благ. Также, если жаждешь благ вечных. Также, если изменился твой способ речи, если ты ранее охотно говорил о тщетном, теперь охотно говоришь о Боге и слушаешь слово Божье. Также, если трудное кажется тебе легким. Также, если ты находишь радость в трудностях, что было уделом апостолов, которые пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие (Деян 5,41).

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

No Comment

Отправить комментарий