Проповедь De tempore в двадцатое воскресенье после Сошествия Святого Духа Перегрина Опольского.
Simile factum est regnum caelorum homini regi, qui fecit nuptias filio suo (Мф 22,2).
В этой евангелии можем отметить два вопроса. Во-первых, щедрость Бога. Во-вторых, каким образом люди должны приготовиться к этому небесному брачному пиру.
Щедрость Бога видим в том, что Он сделал брачный пир для своего Сына, Иисуса Христа, и позвал многих на этот пир. Воистину многих, ибо, начав с первого человека, которого сотворил, аж до последнего, который должен будет родиться на кануне суда, все их позвал на Его пир. И послал своих первых слуг (Мф 22,3), то есть пророков, которые пригласили евреев, но они, ослепленные, пренебрегли и не прибыли. Бог, видя, что через этих посланников ничего не достиг, послал других, то есть апостолов, чтобы позвали язычников, как и неизвестных чужеземцев. А они, схватив посланцев, одних убили, других покалечили, еще иными пренебрегли, совершенно их не послушав. Бог, видя, что и таким способом ничего не достиг, поскольку теперь пир был уже приготовлен, места подготовлены, блюда, яства и все готово (Мф 22,3), отправил своих последних посланников, то есть проповедников, чтобы вышли на дороги, в города и деревни, призывая евреев, язычников и христиан, и всех людей на этот пир.
Делая так, Бог поступил так как какой-нибудь король на этом свете. Когда приготовил он пир, пригласил друзей и разных важных персон, но так случилось, что они не пришли по причине каких-то неотложных дел. Тогда этот король, видя, что приглашенные не хотят прийти, чтобы не пропала пища, зовет кого только может, чтобы они съели приготовленное. Так поступает и Бог. Видя, что его друзья, то есть евреи и другие, с которыми соприкасался и которых лично пригласил, не хотят на Его пир прийти, ныне приглашает всех, кто только хочет, поскольку все готово.
Посему, если мы призваны на небесный пир, должны мы подготовиться, чтобы достойно прибыть на это венчание, когда Христос Жених соединится с нашими душами, так как жених с невестой. Есть же такой обычай, что когда король или какой-нибудь князь устраивает брачный пир или какой-нибудь банкет, тогда приглашенные одевают новые одежды, старые же оставляют. Точно так и мы должны оставить старые одежды, то есть предыдущую греховную жизнь. Что должны мы так поступить, аллегорически было представлено в Книге Левит (13,47-57). Читаем там, что Господь приказал Моисею, одежда шерстяная или льняная (Лев 13,47), которая принадлежала прокаженному, должна быть сожжена (ср. Лев 13,57). «Глосса»: Эта зараженная проказой одежда представляет грешную жизнь. Господь приказывает, чтобы мы отвергли ее и сожгли в огне сокрушения и исповеди, ибо иначе не попадем на небесный брачный пир. Каждый, кто не оставит ее теперь, в будущем будет сожжен в пламени ада.
Должны мы отбросить не только старую одежду, но также одежду, запятнанную кровью, какую имеют все угнетатели бедных. Об этой одежде речь идет у Исаии: одежда, обагренная кровью, будет отдана на сожжение (Ис 9,5). Ибо таковые не попадут на брачный пир.
Примером тому служит один рыцарь, который много угнетал убогих. Когда друзья и духовные порицали его за это, он отвечал: «Они – наши овцы, и поэтому мы должны стричь их и получать от них пользу». Наконец Бог, желая отвратить его от такого преступного поведения, послал к нему ангела, который восхитил его и показал ему весьма прекрасный дворец. В нем были люди, одетые в золотые ризы, сладостно поющие. Доносилась из этого дворца и музыка инструментов всякого рода. Рыцарь, слыша столь огромную радость, возжелал туда войти. Но его оттолкнул охраняющий ворота, говоря: «По какому праву хочешь ты войти в этот наичистейший и наипрекраснейший дворец, если на тебе одежда, запятнанная кровью?» Когда рыцарь посмотрел на себя, увидел, что он забрызган кровью. Говорит же ему ангел: «Это – страдания и кровь убогих, которую ты взял на себя, силой налагая подати, вопреки закону. Если же ты хочешь войти в этот дворец, сбрось с себя эту одежду». Рыцарь, вернувшись к себе, до конца своих дней поступал хорошо.
То, что никто не войдет в царство небесное в старых и обветшалых одеждах, аллегорически представлено в Книге Есфирь. Читаем там, что никому нельзя было входить во дворец царя Артаксеркса во вретище (ср. Эсф 4,2) или в одеждах обветшалых и разодранных. «Глосса»: Царь Артаксеркс, а имя это переводится «счастье», представляет Христа, который является счастьем всех святых и который должен нас всех осчастливить после смерти и при жизни. Его дворец – это царство небесное, в которое не войдет никто во вретище, то есть облаченный в плохое поведение или грешную жизнь. Поэтому царица Есфирь, желая войти к царю, нарядилась в драгоценные и прекрасные одеяния (Эсф 5,1). Точно так и ты, человече, если хочешь добраться до Христа, должен облачиться в прекрасные одеяния, то есть вести благочестивую жизнь.
Во-первых, ты должен носить благоухающие одеяния, такие как имел Иаков, когда пришел за благословением к своему отцу Исааку, как читаем в Книге Бытия: и ощутив запах от одежды его… сказал: «вот, запах от сына моего, как запах от поля полного, которое благословил Господь» (ср. Быт 27,27). «Глосса»: Исаак представляет Бога Отца. Иаков, сын его – каждого христианина, который благодаря благодати становится сыном Бога. Если хочет он получить благословение, должен надеть благовонные одежды, то есть вести добродетельную жизнь, чтобы говорили о нем: «Это благородный и благочестивый муж. Это честная, скромная, благочестивая и спокойная жена. Никогда не ссорится с соседками, никого не осуждает, никого не оскорбляет, не бродит по улицам и не бегает на танцы». Если такой аромат будет источать твоя жизнь, тогда Исаак, то есть Бог Отец, уделит тебе такие благословения, о каких ты никогда в своей жизни не слыхивал и каких никогда не испытал.
Должен ты также иметь полное одеяние, то есть должен вести добродетельную жизнь аж до конца своих дней. Ибо какую пользу имел бы человек, если бы приказал скроить себе рубаху без рукавов? Был бы это только смех. Точно так и доброе поведение в жизни немногим поможет человеку, если он оставит его в какой-то момент, если не будет хорошо поступать до самой смерти. Ибо много людей начинало вести честную жизнь, но поскольку не выдержали в ней до смерти, были осуждены.
Примером тому служит один монах, который будучи юношей, вопреки запрету отца, вступил в орден цистерцианцев. Когда он прожил в монастыре несколько месяцев, устав ордена показался ему слишком легким. Покинув монастырь, он удалился в безлюдное место, чтобы вести там более суровую жизнь. И оставив братьев, укрылся в пещере. Пребывал он там семь лет, служа Богу. Наконец, пришел к нему дьявол под видом отшельника и во время разговора, который вел с ним о Боге, сказал ему: «Нехорошо для тебя то, что ты здесь находишься, ибо не можешь тут ни слушать мессу, ни принимать святое причастие». В конце концов так его обманул, что этот монах пошел вместе с ним в один город, не подозревая, что это дьявол. А когда исповедовался и принял святое причастие, вернулся в свою пустынь. Дьявол, видя, что таким способом не смог его извести, придя снова, сказал ему, что его отец тяжко болен и прислал к нему, чтобы в его присутствии составить завещание. Когда монах не поверил, тот сказал: «Твоего отца зовут так и так» - и перечислил ему всех его родственников. Тот, поверив, отправился к отцу. Застал его в добром здравии, как и всех своих друзей. Он остался с отцом пять дней. На третий день увела его девка-служанка, и он совершил с ней преступление. Когда согрешил, дьявол тотчас свернул ему шею и таким образом был он покаран. Вначале вел он добродетельную жизнь, но поскольку в конце допустил грех и не выстоял в благом, был покаран. Ибо венец получает не тот, кто начинал, но тот, кто выстоял. Поэтому наша одежда должна быть полной, то есть благую жизнь мы должны вести до конца, чтобы в конце мы пришли на брачный пир и т.д.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий